Если внимательно посмотреть на обстоятельства, которые предшествовали визиту Путина в Японию, то, судя по всему, руководство Японии поняло, что экономическая перспектива в Японии лежит не с усилением экономических взаимоотношений с США – здесь скорее всего все будет сворачиваться, не в направлении дружбы с Китаем – на этот счет в Японии никогда не было иллюзий, а остается всего лишь одно более-менее внятное направление – Евразийский экономический союз.
Соответствующие меры японское руководство уже предприняло – причем не только политические, объявив о создании министерства по связям с Россией, не только экономические – объявив о начале крупных программ по работе с Россией, но и внутриполитические: например, в японских магазинах, где продаются календари, на видное место повесили календарь с портретом Путина. Это объективная тенденция. Нравится это руководству Японии, не нравится, – другого пути для них нет. А что касается России, то Россия всегда была готова с Японией дружить, мешали только острова.
Сегодня стало понятно: продолжение дружбы, безусловно, будет, при этом она будет только усиливаться. Сейчас требуется, чтобы обе стороны сохранили свое лицо. Иными словами, Россия не может отдать острова, а Япония не может просто так закрыть на это глаза, в силу того, что столько времени непрерывно об этом говорили.
Несмотря на массовую пропаганду, проамериканские силы в Японии говорили, что Японии ни в коем случае нельзя отказываться от идеи получить фактический контроль над островами. А американская пропаганда в России твердила, что Путин все слил, Путин все острова отдал. Более того, сочинялись даже разные байки на тему о том, что Россия готова отдать острова при условии, что Япония подпишет меморандум и на этих островах не будет американских военных баз.
Так что основной задачей Синдзо Абэ и Владимира Путина было, чтобы и Россия, и Япония сохранили свое лицо. По поводу хозяйственной деятельности – никто не возражает, по поводу безвизового режима – никто не возражает. Цель же одна: чтобы все действующие лица России и Японии тему островов постепенно забыли. Основная задача – усиление экономического сотрудничества, при сохранении статус-кво по островам. Именно эта задача и решалась, и, судя по всему, она решена.
Во-первых, все, кто кричал, что Путин разбрасывается территориями, – замолчали. А в Японии американская линия продолжает бурчать типа «плохой был визит, потому что Путин должен был отдать острова и не отдал. А Синдзо Абэ оказался слабым премьером, который мог бы взять острова и не взял».
Давайте смотреть правде в глаза: Путин не собирался острова отдавать. Синдзо Абэ, может быть, и взял бы их, если б предложили. Но сегодня экономическая дружба России и Японии важна настолько, что тема островов отходит на второй план.