19 декабря коллегия выборщиков 304 голосами против 206 подтвердила избрание кандидата Дональда Трампа 45-м президентом США.
Масштабы информационной вакханалии в американских и глобальных СМИ, которая бушевала все 40 дней после сенсационной победы нью-йоркского миллиардера над экс-первой леди, экс-госсекретарём и кандидатом от Демократической партии Хиллари Клинтон. Те же самые СМИ до дня 8 ноября говорили о том, что Трамп — недостоин Белого дома, что его избиратели представляют собой «белый мусор», с мнением которого можно не считаться. И действительно, по абсолютному числу проголосовавших избирателей Клинтон обошла Трампа на 2,7 млн. голосов. В подавляющем большинстве стран мира, где принята прямая избирательная система по принципу «один избиратель — один голос», её победа не вызывала бы сомнений. Но в Соединённых Штатах Америки президента избирают не граждане, а штаты, каждому из которых, в соответствии с численностью его населения, предоставлено несколько голосов выборщиков: от 3 (шесть штатов, включая Аляску) до 55 (Калифорния). Эти квоты устанавливаются раз в 10 лет по итогам переписи населения. Нынешние будут действовать до выборов 2020 года включительно.
Является ли эта система анахронизмом XVIII века, когда она впервые сформировалась «отцами-основателями» американской независимости и с незначительными изменениями дожила до наших дней? Несомненно. И для человека, хорошо знакомого с классической русской литературой, Дональд Трамп выступает в качестве некоей современной копии незабвенного Павла Ивановича Чичикова, согласно Гоголю, оптом и в розницу скупавшего у помещиков N-ской губернии «мёртвые души» крепостных крестьян по старым ревизским спискам. С целью заложить это физически не существующее имущество и получить за него вполне реальный капитал. Так и Трамп взошёл на вершину политической власти США за счёт «мёртвых душ», приписанных к некоторым американским штатам за счёт других. Но является ли эта система несправедливой? Лишь отчасти, потому что она позволяет поддерживать внутреннее единство Соединённых Штатов. Тем более что на протяжении всей американской истории данная система на все лады восхвалялась как абсолютный образец идеальной демократии, на который должен равняться весь остальной мир.
Но теперь СМИ и миллионы граждан США проклинали эту систему, протестовали против неё, требовали от выборщиков «исправить ошибку с Трампом». Да, за два с лишним века выборов было всего четыре случая, когда за победителя президентских выборов голосовало меньшинство избирателей, и ни разу разрыв в пользу формально проигравшего не был настолько велик (в памятной битве 2000 года Джорджа Буша-младшего сделали 43-м президентом США, по сути, несколько сотен голосов избирателей штата Флорида, где губернаторствовал его младший брат Джеб). Но закон есть закон, и позволять проигравшим джентльменам на ходу менять правила игры — значило рисковать единством Америки ещё больше, вплоть до новой гражданской войны.
Поэтому, несмотря на диффамационные бури в медиа-пространстве, в реальной «большой политике» Вашингтона всё было тихо. Хиллари Клинтон официально признала своё поражение и не занималась публичным формированием альтернативной Трампу «президентской компании», не выбирала госсекретаря, министра обороны, министра финансов и далее по списку. Единственным её значимым выступлением стали объяснения пулу спонсоров причин проигрыша, которые звучали просто и убедительно: во всём виноват Путин! И русские! Уходящий из Белого дома Барак Обама тоже изо всех сил убеждал Америку и мир: это сделали русские! Они вмешались в ход президентских выборов! Менее ответственные медиа-персоны из стана «клинтоноидов» вообще заходились в истерике: мол, Трамп — агент Путина, и вся набранная им команда будет послушно исполнять волю кремлёвского тирана, Америка в опасности!
Ну, конечно же, Америка — это они и только они. К тому же, Россия — родина слонов, а слон — символ Республиканской партии, какие ещё нужны доказательства?
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно, но хэштег #russiansdidit (#этосделалирусские) бьёт в интернете все рекорды популярности…
В итоге развёрнутая против Трампа кампания под лозунгом «Not my president!» («Не мой президент!») никаких результатов на уровне коллегии выборщиков не принесла, да и не могла принести: исторический рекорд «недобросовестных выборщиков» в США приходится на 1836 год, когда таковых оказалось 23, а для того, чтобы отнять победу у Трампа, нужно было целых 37! В итоге пошли против волеизъявления своих избирателей всего семеро, причём за Клинтон проголосовали всего четверо, а за Трампа — двое.
Казалось, что рожают горы, а родилась смешная мышь… Это из латинской поэзии, а в Америке тоже считают себя «Новым Римом».
Теперь Трампу предстоит пройти через утверждение решения коллегии выборщиков Конгрессом, где большинство составляют его однопартийцы-республиканцы, на заседании 6 января, и через церемонию инаугурации 20 января. После этого, судя по всему, и начнётся самое интересное.
Потому что на своём очередном заседании 14 декабря Комитет по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы, как и прогнозировалось большинством экспертов, наконец-то повысил учётную ставку с уровня 0,25-0,5% до 0,5-0,75%. После недолгих колебаний, фондовые индексы, как и положено «по науке», пошли вниз, курс доллара — вверх, ожидается также падение мировых цен на ресурсы, включая нефть, газ и золото, а в течение года — лавинный обвал рынков в финансово-экономический кризис, который будет намного сильнее кризиса 2008-2009 годов. Так что Джанет Йеллен и Ко, буквально сидя в колпаках Санта-Клаусов, преподнесли «отравленный» подарок всему миру к Рождеству, а Дональду Трампу — к президентской инаугурации.
Отношения Дональда Трампа с Федрезервом и без того — по крайней мере, в их открытой, публичной составляющей — трудно было назвать безоблачными. Скорее, наоборот. Победитель президентских выборов обещал провести полноценный аудит ФРС, чего не допускалось с момента её основания в 1913 году, то есть на протяжении более чем ста лет. После победы на выборах 8 ноября нью-йоркский миллиардер также заявил, что не поддержит кандидатуру Джанет Йеллен на посту председателя ФРС после истечения срока её полномочий в 2018 году, что привело к появлению версий о вероятности досрочной её отставки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федрезерв повысил учётную ставку ещё до завершения президентского срока Барака Обамы — потому что, сделай он это в конце января, на который намечено следующее заседание FOMC, обвал фондовых рынков и массовые банкротства неминуемо потребовали бы срочного политического вмешательства со стороны нового президента США, а пока есть возможность за оставшийся месяц, как минимум, «снять сливки» на этих «медвежьих скачках», которые уже начались, а как максимум — вообще не допустить Трампа к инаугурации: например, под флагом «чрезвычайного финансово-экономического положения».
Помимо всего прочего, принятое ФРС решение поднимает давно ожидаемую «вторую волну» глобального системного кризиса, которая сейчас будет проходить через первую стадию — «долларового бутылочного горлышка»: с резким подъёмом американской валюты и массовым схлопыванием финансовых «пузырей» фондового рынка, что и будет означать переучёт корпоративных, частных и некоторых периферийных (типа Украины) государственных долгов и активов. Длиться эта фаза, с учётом нынешних коммуникационных сетей, будет не слишком долго — не более года. А вот следом за этим начнётся вторая фаза — переучёта всех государственных долгов, которая может развиваться по двум сценариям: либо масштабной войны уже с 2018 года, в которую будут вовлечены исламский мир, Индия и минимум одна из стран «большой тройки»: Китай, США или Россия; либо через относительно мирный «раздел мира» указанным выше триумвиратом (с особой ролью Великобритании, разумеется, если там «внезапно» не случится Елизексит). Для России в её нынешней ситуации куда выгоднее и перспективнее второй вариант развития событий. Но выдержать испытание 2017 годом нашей стране будет труднее, чем испытание «санкциями» образца 2014-2016 годов.