Завтра Новый год. Все будут взрывать китайскую пиротехнику, пить и есть салаты. Не хочется портить никому праздник, но этого делать не стоит, полагает Александр Дугин.
Понятно, что людям необходим праздник – людям необходима радость, людям необходимо чудо, людям необходим экстатический рывок по ту сторону обыденности, рутины и быта. Людям нужно священное, нужен миф, нужно чудо, отметил философ.
Это прекрасно, и с этим можно согласиться, продолжает Дугин. Но Новый год, как мы его празднуем – это не праздник, а симулякр праздника. Это подделка и дешевка. Для древнего дохристианского праздника зимнего солнцестояния Великого Юла он не дотягивает.
А Рождество Христово – настоящий, истинный русский священный праздник, осмысленный, и чудесный, и радостный – будет только через неделю, напомнил философ. Поэтому от Нового года остается ощущение чего-то советского. Может быть, старшее поколение за салатом оливье под елкой, слушая речь президента и смотря на бессмысленные картинки на экране, и предастся воспоминаниям – мол, «куда годы ушли, а вот раньше»…
Но это не аргумент, подчеркнул философ. Ничего другого, что все стали старше на год, то есть на год ближе к смерти, из этой ностальгии не вынесешь. А какая цена?
А вот какая: Новый год разрушает мерное и последовательное течение рождественского поста. Дугин обратил внимание, что после Николы Зимнего обычно и рыбы не едят, не то что оливье. И ни плясок, ни пьянки, ни идиотских китайских петард, ни безобразного богомерзкого кривляния бесовских харь на всех телеканалах (кроме нашего православного и консервативного) в последнюю неделю Поста не предусмотрено. Это время сосредоточенных тихих молитв, посещения церковных служб, приготовления к причастию (в древности чаще всего причащались в рождественский сочельник накануне Рождества).
Русское время, русская традиция, русская культура требуют от нас отказа от Нового года, отметил Дугин. Это несовместимо с ритмом нашего священного времени. Это попытка нагадить под конец поста, начав бесноваться на пустом месте, есть оливье и смотреть на то, на что и без всякого поста приличному христианину смотреть противопоказано категорически.
В советское время, когда царил материализм и над чудесами все потешались, Новый год был, видимо, полезен, полагает философ. Он был частью профанической советской культуры, духовная ценность которой в высшей степени сомнительна. О какой духовности можно вообще говорить в условиях идеологии, отрицающей дух? Но сейчас этот рудимент попросту неуместен. Одним словом, Новому году надо объявить войну. Это не настоящий Новый год, не настоящий праздник.
Как вести разъяснительную работу против Нового года? Прежде всего следует рассказывать всем близкими друзьям о том, что такое Рождество Христово, считает Дугин. Насколько оно важно для нашей веры. Следует намеренно воздерживаться от веселья, развлечений и особенно попоек. Носить надо темные, траурные цвета. Посещать церкви и монастыри. Вид иметь тоже постный и располагающий к внутреннему сосредоточению, уединению и внутренней собранности.
Читать следует святоотеческую литературу и, утомившись от душеспасительного и не всегда понятного современному человеку чтения, уснуть в ночь на 1 января пораньше. А грохот под окном и крики пусть будут восприниматься как испытания. Можно пойти на ночную службу, их стали последнее время часто проводить, чтобы отвлечь людей от темной и злокозненной стихии неуместного и несвоевременного развлечения, обратил внимание философ.
Важно, кстати, и в этот день, и всю следующую неделю вспомнить русские православные традиции святок и сочельника, отметил Дугин. К настоящему празднику Рождества Христова надо готовиться. Вот где веселье, радость, походы в гости, разговение, салаты и даже поросенок вполне на своем месте. Да и из уважения к православной традиции телевидение в само Рождество не особенно распускается. Старается соблюдать приличия, с переменным успехом, правда. Но с каждым годом усилия все более и более заметны, считает Дугин.
Весь Рождественский пост русские православные люди собираются с силами, с духом, с мыслями, чтобы встретить Рождество Христово достойно, напомнил Дугин. И на этом пути главное препятствие — нелепый, неуместный, анахроничный, откровенно идиотский псевдопраздник — Новый год.