Я считаю, что уже очень скоро – может быть, через год-полтора, мы будем с определённой ностальгией вспоминать период Обамы, поскольку всё происходящее сейчас, до боли напоминает мне ситуацию, которая была в конце 70-х годов. Помните, был такой Джимми Картер, тоже «незапланированный» президент США? Почему-то наши люди, особенно в МИДе и в ЦК КПСС, невзлюбили этого, в принципе, симпатичного человека, так сказать от земли, от американской земли, от американской сохи. Как только его не обзывали?! Даже «арахисом», да. И всё из-за чего? Из-за того, что он, как истинный представитель Демократической партии, сделал акцент на правах человека. Как будто не они сами перед этим подписывали Хельсинкские соглашения.

Так вот, все говорят, что сейчас на президентских выборах победил Дональд Трамп. Но, с моей точки зрения, сейчас к власти в Вашингтоне пришёл «коллективный Рейган». Иначе бы в будущей администрации не рассматривалось по 10-15 человек на одну и ту же должность. То есть кадровая политика Трампа определяется в ходе торгов между разными фракциями элиты, которые его подержали, сам он здесь не занимает ключевого места. Это второй момент.

Третий момент, который связан с этим. В своё время Кеннеди летом 1963 года как-то сказал одну вещь в интервью. Это было за несколько месяцев до того, как его убили. Он сказал так: единственное, говорит, то, что мне разрешила система (бюрократическая система, система управления) сделать самостоятельно на посту президента – это перепланировать лужайку перед Белым домом. Поэтому упомянутая выше трампофилия вообще не имеет под собой никаких оснований.

И. наконец, четвёртая мысль. Почему у нас такое восприятие Трампа? С моей точки зрения, оно глубоко ошибочно и вызвано тем, что в России вся политическая система традиционно выстраивается вокруг одного человека. А на Западе и особенно в США — система иная. Но мы, к сожалению, отвыкли после советского периода, что есть такие вещи, как система, которая выше, чем личности. Даже выдающиеся личности. Поэтому приход в Белый дом Трампа и его команды, по большому счёту, может изменить какие-то тактические моменты, но не стратегическую задачу сохранения и укрепления американского глобального лидерства.

Американцы сейчас ведут сложную многоуровневую игру, в которой решают сразу несколько противоречащих друг другу задач. Ослабить Китай. Создать конфликты по периметру китайских границ и внутри китайского общества. Ослабить Россию. Создать конфликты по периметру российских границ и внутри российского общества. Ослабить Европу. Создать конфликты по периметру границ Евросоюза и внутри европейских стран. Ослабить исламский мир. Вовлечь его во внешние и внутренние конфликты. Держать под контролем мировые цены на все ключевые товары и услуги. Для этого максимально держать под контролем все товарные, информационные и финансовые потоки. И они стратегически очень последовательно, а тактически очень гибко все это делают. Не получилось Россию сломать низкими ценами на нефть и санкциями Обамы – попробуют «задушить» в объятиях Трампа. По крайней мере, первые шесть-восемь месяцев после его инаугурации, 200-250 дней, Путину будут предлагать за разрыв отношений с Китаем кое-что весьма существенное, «пряники» и по ценам на энергоносители, и по Украине с другими «постсоветскими республиками», и по снятию санкций – при этом одновременно пугая Европу «русской агрессией» и требуя полной оплаты американского «зонтика безопасности»: как взносами в бюджет НАТО, так и подписанием двухсторонних торговых соглашений по лекалам Трансатлантического партнерства. Не для всего ЕС, а для тех стран, кто «будет себя хорошо вести». Путина же они всё равно попытаются валить, начиная с осени 2017 года, он как лидер России категорически неприемлем для США, кто бы ни занимал Овальный кабинет вашингтонского Белого дома.

ИсточникЗавтра
Шамиль Султанов
Султанов Шамиль Загитович (1952-2022) – российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...