Размах торжеств по случаю безвизового режима с ЕС приобретает масштабы, позволяющие усомниться в психическом здоровье украинских политиков. Посудите сами, президент Порошенко утвердил специальный общегосударственный план праздничных мероприятий с ритуальным поднятием 11 мая во всех областях флага ЕС. По предписанию Киева губернаторам придется сначала приказать себе поднять флаг, а потом исполнить это самостоятельно в назначенное время под звуки государственного гимна.
Уже ясно, что отношения ЕС и Украины носят сугубо ритуальный характер. Суверенитет меняется на флаг Евросоюза как бусы на огромную территорию. Папуасы радуются и хлопают в ладоши, а очередной ультиматум МВФ прямо предписывает обязательную возможность продажи сельскохозяйственных земель иностранцам.
Но что же скрывают за собой победные реляции Порошенко о безвизовом режиме с ЕС? Во-первых, речь идет не об отмене виз, а о туристических и бизнес-поездках на срок до 90 дней. Да и само разрешение вступит в силу лишь в середине лета.
Точный перечень документов для въезда в вожделенную Европу пока не опубликован, но уже сейчас ясно, что он будет весьма внушительным. Во-первых, жителю «незалэжной» нужно подтвердить платежеспособность, предъявить определенную сумму денег и дорожные чеки. Должны быть куплены обратные билеты и иметься с собой кредитная карта. Также может потребоваться справка из пенсионного фонда или гарантийное письмо, а, при условии поездки к друзьям или родственникам, понадобится приглашение от них. Консульские департаменты стран ЕС советуют украинцам оформлять также медицинскую страховку.
Каковы же могут быть реальные последствия беспрепятственного пересечения границы со странами Шенгена? На данный момент поездки с туристическими целями в Европу могут себе позволить лишь 5% населения, а необходимость в деловых поездках есть лишь у 1% населения. Очевидно, что большинство украинцев будут ехать в ЕС, чтобы никогда не возвращаться обратно.
Чемоданное настроение обостряется также в связи с колоссальной безработицей, низкими доходами населения и опасностью в любой момент попасть под военную мобилизацию. По официальным данным Службы занятости, в I квартале 2017 г. численность безработных составляла почти 439,3 тыс. Причем реальный уровень не занятого в хозяйстве населения может достигать более 13%, а число безработных — более 1,8 млн человек. Самый высокий уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 25 лет — 25%. Отсюда, надо полагать, и активное вовлечение молодых людей в самые разные акции от факельных шествий до блокады отделений российских банков. В целом же за последние десять лет количество рабочих мест в стране сократилось в пять раз.
По данным украинских же социологов, за чертой бедности на Украине проживает уже большая часть населения — 60%. Инфляция за три года достигла 95%, и это при том, что в 2013 она за год составила всего 0,5%. Все это вместе ставит как минимум под вопрос финансовую, а не фактическую возможность поездки в Европу.
Однако самая тяжелая в долгосрочной перспективе ситуация складывается не в экономике, а в демографии. Полномасштабная перепись населения в стране не проводилась уже давно, но по данным социологов, население страны составляет не больше 36 млн. человек. Для сравнения, даже в послевоенные годы эта цифра была минимум на полтора миллиона больше. Максимум населения зафиксирован в 1993 году, когда на Украине проживало (вдумайтесь!) почти 52 млн. человек. За последние 25 лет общая численность сократилась на 9,5 миллионов человек. Это абсолютный мировой рекорд по темпам депопуляции. Стремительное опустошение и выезд населения из самой богатой и процветающей когда-то советской республики грозит стране неминуемой катастрофой, но украинские власти это не волнует.
Трагедия государственного масштаба подается как всенародный праздник. Впрочем, для обслуживания остатков производства и сельского хозяйства сгодятся и десять миллионов полуграмотных аборигенов. Остальные заменят на европейском рынке поляков и румын. Очень жаль, что наши хворые украинские братья этого пока не понимают. Отрезвление будет болезненным и страшным.