В настоящее время на волне отсутствия в системе государственной власти профессионалов по развитию и стратегическому управлению высокотехнологическими отраслями и инновациями весьма популярной стала идея возвращения народных промыслов, ремесел – и как попытка указать направление развитию «малому бизнесу», и как «возвращение к корням традиции». Кто-то испытывает от этого ностальгические чувства, кто-то – всерьез рассматривает возрождение различных промыслов как статьи экономики (даже такие «неожиданные» по нынешним временам, как конопля)[1], кто-то сам увлекается этим и стремится поделиться радостью своего хобби и даже порой превращает хобби в доходный бизнес.

Однако при этом все выглядит чаще всего именно как ремесло, любительство, как какое-то историческое и технологическое одичание. Дело в том, что так называемые «народные промыслы» во всем мире, а до недавнего времени в СССР, давно были переведены в русло современного промышленного производства, которое сочетает в себе профессиональное искусство («ремесло»), научные исследования, государственное стратегическое управление, отлаженные экономические механизмы. Без и вне этого возвращение к «традиционным промыслам» выглядит не просто архаично, а просто дико, в особенности в такой стране как Россия, имеющей высокий уровень образования и гигантский опыт отраслевого планирования, в том числе в сфере традиционных промыслов. И в мире в целом, и в России можно найти тому огромное множество примеров (в Финляндии, например, это искусство резьбы по дереву, в Голландии, Франции, на Крите – изготовление сыров, в Германии – пивоварение, в России – кружева, различные традиции фарфорового и множества иных промыслов и т.д.). В современности все это становится на промышленную основу, включает в себя огромное число компонентов, в том числе научного, организационно-управленческого типа, маркетинга, подготовки кадров и так далее.

Разберем ситуацию чуть подробнее на примере пчеловодства. В особенности потому, что многие, даже высокопоставленные чиновники, политики, хозяйственники начали всерьез увлекаться этим (на уровне хобби). Вот очередной пример: в начале апреля 2017 года автор данной статьи стал свидетелем выставки по истории пчеловодства, организованной Г.А.Зюгановым непосредственно в здании Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Геннадий Андреевич с видимым удовольствие делился собственными историческими находками в виде различных типов ульев и приспособлений для пчеловодства в России в разные времена и представленными на выставке, а также собственными достижениями и опытом перед всеми желающими и телекамерами. Известно увлечение пчеловодством Ю.М.Лужкова, который уже превращает это занятие в промышленное предприятие.

Конечно, всегда приятно видеть здоровые увлечения и хобби различных людей, их личные достижения. Однако когда речь заходит о государственных масштабах и государственных мужах это вызывает как минимум удивление и даже грусть…

Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно, например, внимательно прочесть книгу И.А. Шабаршова «Русское пчеловодство»[2]. Конечно, первые разделы книги посвящены становлению пчеловодства, любопытным и греющим душу историческим сюжетам. Однако, уже начиная со второй половины XIX века, пчеловодство начало переходить на систематическую научную основу и промышленные рельсы – как в России, так и в мире в целом. Этим начали заниматься крупнейшие ученые различных специальностей (биологи – энтомологи, растениеводы и др., химики, медики, позднее генетики) в крупнейших научных центрах страны, начиная с МГУ. Например, одним из признанных теоретических и экспериментально-научных лидеров пчеловодческой науки в свое время был выдающийся химик А.М. Бутлеров, создатель теории химического строения органических веществ.

Читая эту книгу, поражаешься глубине и комплексности подхода в организации пчеловодства в России, особенно в советское время (довоенный и послевоеный периоды). И если советское время гражданам современной России помнится больше как Победа в Великой Отечественной войне, как энтузиазм восстановления страны после войны, как технологический прорыв, как атомный и космический проекты и т.д., то не без гордости можно вспоминать и другое в разны отраслях, в том числе таких «второстепенных», как пчеловодство. Здесь тоже все делалось основательно, комплексно, поистине с государственным масштабом, как и в атомном и космическом проектах, что приводило к очень крупным хозяйственным эффектам.

Остановимся лишь на некоторых принципиальных подходах и результатах, которые непосредственно оказывали влияние на формирование государственной (общественной) системы пчеловодства и систему стратегического управления отраслью. Сделаем это на примере опыта одного из известнейших в мире пчеловодов-практиков первой половины ХХ века А.Е.Титова – выдающегося организатора пчеловодства. Важнейшим его практическим проектом стала организация пчеловодческих хозяйств на Дальнем Востоке в 1929-1930[3]. Обратим внимание на масштаб организации, комплексность подхода, научное его обеспечение. Им был создан Пчеловодческий совхоз. В совхозе была центральная усадьба, где располагались ульевой и бондарный заводы производительностью 100 тысяч ульев и 100 тысяч бочек в год, лесопилка, воскозавод, мастерская по изготовлению вощины, электростанция, хозяйственные постройки, склады, подвалы для хранения, система. Была создана система транспорта, десятки пасек по 400-500 семей пчел каждая. Специально выделялись селекционные работы по производству маток, создавались учебные заведения для подготовки пчеловодов (2-3 годичные техникумы), начал издаваться научно-практический журнал. В 1930 году совхоз имел уже более 10 тысяч пчелиных семей, в 1931 – 17,5 тысяч, в 1932 – 23,4 тысячи. Это было самое крупное пчеловодное хозяйство в мире. В 1938 году 6 совхозов Приморского края дали стране 828 тонн меда, а в 1940 – 1450 тонн. Включались механизмы повышения массового профессионального энтузиазма, когда пчеловоды-стахановцы давали высокие невиданные ранее медосборы.

Аналогичные хозяйства начали создаваться в Средней Азии, в Кабардино-Балкарии, в Башкирии. Становилось промышленное разделение труда, развивалась территориальная и внутриотраслевая специализация, отдельные пасеки предусматривали узкую специализацию по технологии пчеловодчества – на Кубани начали действовать пчеловодные колхозы медового и разведенческого направлений по 2-3 тысячи пчелиных семей, создавались специализированные заводы, осуществлялись массовые переброски пчел в разные регионы для разведения и селекции и т.д. Активно развивались прикладные научные направления – зоотехника в пчеловодстве, эпизоотическая система, ветеринарная служба, создавалась промышленная основа матковыведения, проводились масштабные выставки, в том числе на ВДНХ. Появлялись иные направления пчеловодства, где основным было не производство меда и воска – так, оказалось, что от пчелоопыления сельскохозяйственных культур пчеловодство могло получить доходы в десятки раз (!) превышающие прямые доходы от меда и воска. Именно в советское время началось массовое издание книг, брошюр, журналов по пчеловодству для различных категорий хозяйств (так, указанная книга И.А.Шабаршова была выпущена тиражом 400.000 (!) экземпляров).

Вот каким должен быть государственный подход.

Однако динамика развития пчеловодства в СССР-России в 1970-2013 годы стала отрицательной. И лишь с 2013 года ситуация постепенно стала улучшаться. Сотрудники ФГБНУ «НИИ пчеловодства» приводят следующие данные численности пчелиных семей в России:

1965 – 6002 тыс. семей,

1970 – 5282 тыс. семей,

1975 – 5341 тыс. семей,

1980 – 4361 тыс. семей,

1985 – 3822 тыс. семей,

1990 – 4365 тыс. семей,

1995 – 4083 тыс. семей, …

2010 –3047 тыс. семей,

2013 – 3341 тыс. семей.

Причем, обвал произошел именно в общественном секторе – если любительское пчеловодство практически не пострадало (снижение за полвека составило всего 8,8%), то в общественных хозяйствах за полвека численность пчелиных семей снизилась в 10 раз (!) – с 2629 тыс. семей до 265 тыс. семей[4]. Это при том, что именно общественные хозяйства являются наиболее важными для экономики и наиболее передовыми в научном плане. Комплексный анализ динамики, проблем, стратегии развития пчеловодства сделал в 2008 году Н.И. Кривцов (в то время академик РАСХН, директор НИИ пчеловодства)[5].

Научное обеспечение пчеловодства в России конечно не погибло в условиях реформ – до сих пор функционирует ФГБНУ «НИИ пчеловодства», несколько сайтов и журналов, на которых проводится комплексный и всесторонний анализ пчеловодства, новейших научных разработок, даются практические рекомендации, анализируются рынки меда и других пчеловодческих продуктов[6]. Например, приводятся такие данные: Россия на сегодня входит в пятерку крупнейших мировых медовых производителей с производством около 70 тыс. тонн меда в год. Здесь первый Китай с производством порядка 350 тыс. тонн меда в год, следующие в рейтинге США, Аргентина, Индия и Турция – в каждой из этих стран производят 80–110 тыс. т в год. Это, в принципе, неплохой показатель и Россия практически полностью обеспечивает себя этим продуктом, хотя и импортирует некоторые виды меда. Однако при этом экспорт меда крайне низок. В сравнении с другими странами в 2015 году картина экспорта меда такова:

Китай – 145 тыс. тонн

Мексика – 45 тыс. тонн

Украина – 30 тыс. тонн

Индия – 29 тыс. тонн

Россия – 3,6 тыс. тонн

Хотя и США тоже мало экспортируют, хотя много импортируют[7].

Достижений и проблем в организации пчеловодства в стране много. Они обсуждались, например, 27 мая 2016 года на заседания Экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользования на тему: «О состоянии пчеловодства в России: проблемы и перспективы развития»[8].

Поэтому вся романтическая идиллия развития домашнего пчеловодства должна стать достоянием журналов типа «Хобби и развлечения известных людей». В отношении государственной политики подход, базирующийся на подобной платформе, должен быть признан негодным и вредным, оставлен в прошлом, поскольку он формирует современный ремесленнический ренессанс взамен давно выработанным и постоянно совершенствуемым наукой, апробированным на практике формам организации этих отраслей. Это требует постоянного развития, совершенствования, комплексных научных и организационных усилий государственного масштаба, для чего необходима целостная государственная система, в том числе система научного обеспечения стратегического управления в отраслевых разрезах на федеральном и региональном уровнях[9]. В этой связи хотелось бы посоветовать российским государственным, политическим и хозяйственным деятелям при организации общественных мероприятий, выставок и тому подобного основываться в первую очередь на государственной стратегии, исходить из современного мирового и отечественного уровня развития отрасли, подходить к подбору выставочного материала на основе современных научных достижений в области пчеловодства, с описанием научных направлений в области пчеловодства и его организации в мире. В сфере пчеловодства, как и в других сферах экономики, жизненно необходимо инициировать и разрабатывать современные научно-обоснованные государственные стратегические программы развития отрасли, создавать механизмы стратегического управления, а не только делиться собственными кустарными успехами. Для этого необходимо всячески возрождать систему государственного стратегического управления (включающую государственные прогнозы, программы, проекты, планы) – в первую очередь в научном и кадровом аспектах.


[1] Госнаркоконтроль предлагает выращивать в России ненаркотическую коноплю в промышленном масштабе. 28.09.2011// https://www.1tv.ru/news/2011-09-28/113901-gosnarkokontrol_predlagaet_vyraschivat_v_rossii_nenarkoticheskuyu_konoplyu_v_promyshlennom_masshtabe

[2] Шабаршов И.А. Русское пчеловодство. – М.: Агропромиздат, 1990. – 511 с.

[3] Шабаршов И.А. Русское пчеловодство. – С.467-469.

[4] Лебедев В.И., Докукин Ю.В., Прокофьева Л.В. Состояние и перспективы Отечественного пчеловодства// Пчеловодство. 2015. №5 (http://o-paceke.ru/rossiyskoe-pchelovodstvo/)

[5] Кривцов Н.И. Состояние и стратегия развития пчеловодства в России// Достижения науки и техники АПК. 2008. № 10.

[6] См., например: Анализ мирового рынка меда в 2012-2016 гг, прогноз на 2017-2021 гг.// http://businesstat.ru/world/food/confectionery/honey/analiz_mirovogo_rynka_meda/

[7] Пономарев А. Мировой рынок меда в 2015 году// Мир пчеловодства. 12.04.2016. (http://www.apiworld.ru/1460449678.html)

[8]Состояние пчеловодства в России: проблемы и перспективы развития//Мир пчеловодства. 02.06.2016 (http://www.apiworld.ru/1464876567.html)

[9] Селиванов А. Интеллектуальное обеспечение управления как отрасль. Наука, организация, кадры. 26.12.2016 // Сайт Изборского клуба (https://izborsk-club.ru/11767)