На учениях «Запад-2017» отрабатывается ответ России и Белоруссии на майдан в Белоруссии по украинскому сценарию (если Запад попробует через этот сценарий дестабилизировать страну), утверждает Bloomberg. По версии издания, националисты будут подавлены, после чего сразу вмешается Запад, и с этого момента начнется война.
— Реален ли такой сценарий, и что на самом деле отрабатывается на учениях Запад-2017?
— Такой сценарий маловероятен. Это выдумка. Эта история специально раскручивается в СМИ, причем далеко не в нейтральных. Эта истерия о «факторе угрозы» особенно явно раскручивается в восточно-европейских странах, при этом население и этих стран, и в целом Европы, оно довольно спокойно реагирует на сам факт учений. Вообще не замечает. Вот это интересно.
В то же время руководство стран Балтии, Польши эти страшилки тоже поддерживает и раскручивает, что говорит о заказном характере различного рода подобных публикаций и заявлений… Им платят, видимо, неплохо, они хотят еще больше, поэтому идет раскрутка угрозы, якобы исходящей со стороны России.
Как нам реагировать? Первое — не стоит на каждый лай моськи реагировать, надо относиться к этому спокойно. Во-вторых, нам — российской общественности, СМИ России и Белоруссии — нужно проговаривать такую вещь: мы вас не то что завоевывать не будем, но мы вас и защищать никогда больше не будем.
А учения эти — они плановые. О них было известно еще два года назад. Закончились учения-2015, и уже все знали, что в 2017-м эти опять учения будут. Учения оборонительные, на них отрабатываются защитные операции. Всегда отрабатывается фактор нападения, а не акт агрессии.
Действительно, в какой-то мере эти учения являются ответом на вот эти развертывания отдельных батальонов с бригадной инфраструктурой у наших границ, постоянные провокации не только в виде учений, но и разного рода полетов, заходов кораблей в прилегающие воды, в воздушное пространство.
Мы видим, кто за этим стоит. Прошли на северо-западе в прошлом году стратегические, авиационные учения НАТО, где была американская стратегическая авиация задействована. А эти маневры направлены были явно в нашу сторону. Когда до девяноста боевых самолетов одномоментно находились в воздухе — мы не паниковали, укрепляли свои средства ПВО. Но это более опасные маневры, чем нынешние учения.
Или те же учения BALTOPS, которые НАТО проводит регулярно в зоне Балтийского моря. Они проводились в период нашей дружбы с НАТО и с Соединенными Штатами — в конце девяностых, и в начале двухтысячных, они проводились и проводятся. И вот там действительно идет эскалация агрессивных намерений. Сначала начинают национальные вооруженные силы свои учения, которые как бы отражают российскую угрозу, затем подключаются главные силы европейского НАТО. Потом и затем американцы вступают в дело, осуществляя стратегические переброски в район учений, к нашим границам. Вот это действительно опасно.
Но мы не видим, чтобы у нас поднимался какой-то визг — Министерство обороны реагирует очень спокойно. Поэтому, я бы особого внимания не обращал на эти платные, заказные статьи, интервью, и прочее.
— По мнению привлеченного эксперта из Института Кеннана Майкла Кофмана, если ранее Россия была готова нанести ядерный удар сразу же при вторжении НАТО на территорию Белоруссии или России, то теперь РФ посылает четкий месседж: «Сначала мы противопоставим вам конвенциональные ВС и только в случае провала операции нанесем по вам ядерный удар». Насколько это верное рассуждение?
— Где-то близко к позиции Российской Федерации только первая часть этого «рассуждения». То, что мы сразу планировали нанести ядерный удар — это не так. У нас в военной доктрине, во втором ее издании, прописывается, что мы будем готовы применить ядерное оружие. Однако имеется в виду тактическое ядерное оружие, а применяться оно будет только против тех стран, коалиции или блоков, которые совершат акт агрессии без применения ядерного оружия, но если эта агрессия будет угрожать существованию нашего государства.
Вот такая наша позиция. Через «если» — это не то что сразу мы нанесем удар. Если будет угроза существования Белоруссии, и тем более России, мы будем готовы применить оружие. Но это норма, которая является предупреждением широкомасштабной агрессии, и к ней, безусловно, войска готовятся, они обязаны это делать.
На этих учениях, насколько мне известно, не запланирована даже имитация применения ядерного оружия. Так что — пусть домысливают, что хотят.