Идея создания Балканской школы геополитики пришла в голову сербам. Группа сербских ученых и философов обратилась к нам с этим предложением, которое мы приняли.

Смысл создания Балканской школы геополитики состоит в следующем. Вопрос о суверенитете на Балканах и, шире, в Восточной Европе, стоит чрезвычайно остро. С одной стороны, прямой угрозой суверенитету стран (и в частности, Балканских стран) является процесс глобализации, в ходе которой, по сути, упраздняются границы, а полномочия национальных администраций сводятся к исполнению чисто технических функций, тогда как наиболее существенные решения передаются на более высокий – наднациональный – уровень. С другой стороны, параллельно этому распад Варшавского договора СССР в Восточной Европе породил стратегический вакуум, который тут же заполнился присутствием НАТО, то есть по факту интегрировал большинство восточно-европейских стран в атлантический блок, что также упразднило стратегический суверенитет в пользу США и Брюсселя, а конкретно, НАТОвского командования. В такой ситуации Сербия, которая по ряду исторических обстоятельств сохраняет внеблоковый статус, стоит перед выбором, который соседние страны уже сделали (часто по инерции и не подумав, то есть не совсем по своей воле, с надлежащим пониманием и путем демократического выбора): вступать ли в НАТО и в Евросоюз, как наднациональный блок, и если да, то какими будут отношения с Россией, традиционным союзником и другом Сербии, и что делать с Косово, на независимости которого настаивает Запад, но не признает Белград (впрочем, как и Москва).

Сербия до сих пор остается носителем суверенитета в большей мере, чем окружающие ее страны (кроме Македонии, чья роль в наднациональных блоках также не определена окончательно). Поэтому создание Балканской школы геополитики было именно сербской инициативой. Геополитика не нужна тем странам, у которых нет суверенитет – основные стратегические, то есть геополитические решения за них принимают другие. Сербия же все еще суверенна, и этот хрупкий и во многом трагический суверенитет, за который сербы заплатили такую большую цену – в древней и современной истории – сегодня стоит под вопросом. Чтобы в таких обстоятельствах принять решение либо о сохранении и защите этого суверенитета, либо о расставании с ним в пользу той или иной наднациональной структуры (и здесь кроме само собой разумеющейся опции Евросоюза и НАТО есть еще и восточная альтернатива – Евразийский Союз и тесный альянс с Москвой), либо о попытке сохранить существующее положение и дальше. Вот для этого и необходима геополитика – как модель, объясняющая всю полноту картины действующих в мире и в Европе сил, блоков, коалиций и процессов. Так как геополитика сыграла в самой России во многом решающую роль после распада СССР, сменив собой идеологическую модель интерпретации международных отношений, и во многом стала идейной и методологической основой заново отвоеванного Россией при Путине суверенитета, то создание Балканской школы геополитики является совершенно логичным выбором Белграда.

Однако мы говорим не о Сербской школе геополитики, но о Балканской. Это тоже не случайно. Во-первых, уже сейчас в ее работе принимают участия ученые, процессора, магистранты и студенты из Македонии, страны, которая – также как и Сербия – не вступила ни в НАТО, ни в Евросоюз (прежде всего из-за вето Греции, считающей Македонию названием своих исконных территорий), а также из Боснии и Герцеговины (как и Сараево, так и из Республики Сербской), которая также не интегрирована в эти структуры окончательно. Поэтому формат уже выходит за пределы только Сербии. Во-вторых, и в других Балканских странах все больше нарастает вопрос о том, было ли решение о членстве в НАТО и Евросоюзе оправданным, что заставляет политических, общественных и научных деятелей этих стран глубже исследовать вопрос о геополитических структурах и балансе сил в Балканском пространстве. Однако в случае таких стран как Черногория, Болгария, Хорватия, Словакия и Румыния (стоящая несколько особняком, поскольку там существует автономная геополитическая школа) преподавание геополитики является прерогативой атлантистских и глобалистских кругов, что вытекает из нахождения этих стран в системе Евросоюза и НАТО, которые диктуют свою эпистему. Поэтому геополитика в них либо не преподается (это не дело вассалов, знать как, на каких основаниях  и почему синьоры принимают решения), либо излагается в атлантистской версии (в духе З.Бжезинского и т.д.) Но при этом свободная мысль балканских народов отнюдь не исчерпывается атлантистским либерально-глобалистским суррогатом, и многие славяне хотят иметь независимый – взвешенный – взгляд на геополитику во всей ее полноте. Сторонники суверенитета есть во всех балканских странах без исключения, и если в Сербии пока решение об отказе от суверенитета не принято, в Македонии и Боснии и Герцеговине иные обстоятельства мешают полному их поглощению атлантизмом, то в других балканских странах речь идет, напротив, о возможном восстановлении суверенитета, о политической борьбе за обретение славянами полной независимости и о свободном выборе своей ориентации уже на основании того опыта евроинтеграции, который есть за плечами.

Поэтому Балканская школа геополитики столь важна и для тех балканских стран, которые готовятся распорядиться своим суверенитетом, и для тех, которые уже это сделали, но сейчас недовольны выбором и раздумывают о его пересмотре.

Балканская школа геополитики начала работу в октябре 2017 года в Белграде. В ней принимают участия специалисты из России и Сербии, но круг преподавателей постоянно расширяется, и уже достигнуты договоренности о лекционных курсах геополитиков из других стран – Италии, Франции, Аргентины и т.д., а также встречи с представителями Китая, Ирана, Турции и т.д. Кроме собственно геополитики и ее различных школ и направлений, преподавание охватывает такие области как этносоциологию, политическую философию, антропологию, теорию сетевых и информационных войн, теорию Международных Отношений, а также уникальные курсы по Четвертой Политической Теории, Теории Многополярного Мира и Ноологии.

Если кратко сформулировать задачу Балканской школы геополитики, то она состоит в следующем: подготовить самостоятельно мыслящую и компетентную интеллектуальную элиту балканских (прежде всего славянских) стран, которая в дальнейшем будет содействовать превращению всего пространства Балкан в зону суверенной политики, превратив Балканы из объекта международной политики в ее субъект.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...