Россия как-то нешумно миновала очередную — 28-ю — годовщину исторической даты 12 июня, которая сегодня отмечается как «День России», а до 2002 года отмечалась как «День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР» в честь принятия этой Декларации в 1990 году.
За прошедшие годы в научной и политической среде, казалось бы, обсуждены все аспекты, выявлены все позиции в отношении этой тонкой темы. Однако каждая годовщина дает новую пищу для размышлений — как о настоящем, так и прошлом. Вот и в нынешнем году есть смысл поговорить об этой дате, ее значении и смысле в истории и культуре России и мира. По крайней мере потому, что на мировой арене и внутри страны сформировались новые расклады сил, появились новые обстоятельства, обнаружились новые тренды, появились новые и уточняются старые оценки, подходы и объяснения.
Начать необходимо с того, что чем больше проходит времени с тех пор, тем больше находится доказательств того, что произошедшие тогда в России события были сочетанием целой череды объективных закономерностей и субъективных факторов внутри страны и одновременно направленной активной деятельности со стороны внешних сил. Причем то, что именно в сочетании внутренних и внешних факторов скрывается содержание российских процессов 90-х и последующих годов, особенно ярко обнаруживается именно в последние годы. Как оказалось, противоречия как между разными внутренними, так и между внутренними и внешними силами не до конца разрешены и они ищут своего решения. Это постоянно заостряет и с каждым годом все более накаляет ситуацию с отношениях между Россией и Западом. В этой связи принципиально важно вновь заглянуть вглубь позиций разных стран и культур в мире, в отношения России с другими странами, да и в понимание ею самой себя.
Однако — начнем с главного.
Сущность многих портретических черт современной эпохи, сущность эпохи скрывается в существовании на протяжении как минимум полутора столетий мировой альтернативы – русского мира и мира англосаксонского. Германия, факелом своих возможностей и претензий вспыхнувшая в XIX веке, погашена в середине ХХ века и пока не являет собой культурной альтернативы мирового масштаба. Китай (пока?) не способен на мировой масштаб культурной инициативы. Поэтому именно русский и англосаксонский миры пока определяют современное лицо и будущее планетарного сообщества. Принципиально важно отметить, что указанная сущность эпохи проявляется и возвращается в сознание российских элит лишь постепенно, по мере обострения отношений России и Запада.
Итак, известно, что русский мир и англосаксонский мир — это два различных и даже противоположных мира, основанных на двух разных типах культур и цивилизаций. Они предполагают два разных типа человека и отношения к человеку, два разных типа мышления, две разных системы ценностей, два образа планетарного мироустройства, два образа будущего и т.д.
Русский мир предстает как мир добра, правды, справедливости, демократической (народной) свободы, равенства и дружбы народов, социализма.
Англосаксонский мир предстает как мир недобра, лжи и неправды, несправедливости, либеральной (антинародной, элитарной) «свободы», неравенства и колониализма, капитализма, либерального фашизма.
Между этими мирами велась и ведется непримиримая духовная и материальная борьба[1]. И на сегодня пока наш русский мир проигрывает. Но это не повод для того, чтобы опускать руки и впадать в уныние — напротив, это повод для того, чтобы без устали, вновь и вновь искать причины этого исторического поражения и пути выхода из сложившейся ситуации.
В 80-90-е годы ХХ века все начиналось достаточно романтично, с идей «конвергенции», с большими надеждами на то, что мы с Западом дружно поплывем «в одной лодке». Руководителям и идеологам первой волны даже показалось (или им пообещали), что для этого достаточно отказаться от коммунизма и они рьяно взялись за это, выкорчевывая коммунистическую партию, коммунистические идеи, советскую систему государственного строительства, систему планового управления экономикой и т.д. Российская элита прокляла коммунизм и принесла клятву верности капитализму, рынку, либерализму, руководству США, Великобритании, мировым финансовым воротилам. Положил начало этому Б.Н.Ельцин в своей малоизвестной и скрываемой либералами речи перед конгрессом США, в которой он фактически поклялся в своей преданности американским идеалам и ценностям, поклялся в том, что навсегда уничтожит коммунизм в России[2]. Его соратники, последователи, наследники приложили все силы для реализации этой цели, продолжили исполнять эти клятвы, заветы, соблюдение принципов рынка и либерализма. Возможно, тогда кому-то искренне казалось, что этого достаточно для того, чтобы «Запад нам помог». Кому-то так кажется даже сейчас…
Но все оказалось гораздо глубже и сложнее. Началось с того, что часть элит, поименовавшая себя «рыночниками» и «либералами», в 90-е годы пришедшая к власти в СССР-России, очень скоро перестала справляться с ситуацией, с системой управления, начала все больше полагаться на зарубежных «советников», заполонивших этажи и кабинеты власти. Россия просто начала капитулировать перед Западом на его условиях, одновременно ее элиты увлеченно бросились рвать страну на куски в «суверенном» и приватизационном угаре.
И вот здесь оказалось, что «рыночной экономики» и антикоммунизма им совсем недостаточно. Запад требовал все большего.
В итоге СССР-Россия сначала «освободилась» от части своего тела, «отрезав» от себя (вопреки воле народов, высказанной на референдуме) все территории за пределами РСФСР, от части русского народа в количестве около 20 миллионов, попутно взяв на себя исполнение всех международных обязательств за эти отрезанные куски. Это стало началом освобождения России от самой себя.
Затем через процесс приватизации, установление контроля со стороны МВФ и Всемирного банка над финансовой и банковской системами Россия как государство, как суверен практически полностью освободилась от контроля над своей экономикой, от управления экономикой в целом, от собственных организационно-управленческих традиций. В результате часть экономики погрузилась в хаос дикого рынка (столетия назад преодоленного самими западными странами), другая часть — перешла под полный контроль западных корпораций, третья — военная и конкурентная — во многом была уничтожена под разными предлогами, четвертая — отошла под управление различных олигархических групп, сформировавшихся в нашей стране по замкнутым клановым принципам и «понятиям» как в организованных преступных группировках (ОПГ). Затем началось реальное разоружение (которое, как теперь оказывается, тоже велось Россией фактически в одностороннем порядке или совершенно асимметрично, то есть с огромным перевесом в пользу США), как следствие — разрушен оборонно-промышленный комплекс страны и во многом система обеспечения ее национальной безопасности.
Все больше складывалось впечатление, что речь идет не об «одной лодке» и даже не о «равноправном партнерстве», а о «победе» США в «холодной» войне, о капитуляции России на постыднейших условиях с требованиями выплат контрибуции и выполнения всех условий, как в послевоенных Германии и Японии, как будто и над Россией состоялся Нюрнбергский трибунал. В итоге «либерально-рыночных реформ» страна лишилась не только огромной части ее территории, ресурсов, производств, эмигрировавшей наиболее перспективной части трудоспособного населения, финансов и т.д. Россия стала превращаться в заштатную третьесортную колонию и утрачивать государственный суверенитет. И потому есть огромное количество оснований для того, чтобы считать, что день государственного суверенитета (по своему смыслу — «свободы и независимости») по существу своему стал или «уже почти стал тогда» днем «свободы и независимости» России от самой себя, от управления собой, от своей традиции, культуры, истории, от своих собственных взглядов на миропорядок, от собственных смыслов, ценностей, целей, от права на собственный подход к мироустройству, к устройству экономики даже в своей собственной стране. Ну а поскольку, как известно, «абсолютная свобода» есть иллюзия, на практике «свобода и независимость» России обернулась сильнейшей зависимостью от англосаксонской культуры, ее традиции, ее ценностей и целей, ее субъективно-личностных приземленных смыслов, ее финансовой системы, системы управления и т.д. «Перестройка для нас и для всего мира» закончилась перестройкой России, но не англосаксонского мира, который лишь укрепил свою традицию и усилил собственные позиции в мире. Англосаксам нужно было не уничтожение «русского коммунизма» — им нужна была покоренная и уничтоженная Россия. И произошедшее на рубеже тысячелетий — это действительно крупнейшая историческая победа англосаксов и крупнейшее в истории поражение России.
Естественно, в новой генерации элит начало возникать недоумение и стремление внести коррективы в понимание статуса России в мире и российских элит в своей собственной стране, вылившееся в выступление Президента России В.В. Путина в 2006 году на Мюнхенской конференции по безопасности, а затем в последующую демонстрацию Россией наличия собственных интересов, отличных от интересов Запада, включая Крым, Сирию и т.д, в появление и усиление самостоятельного вектора в отдельных направления экономики, внутренней и внешней политики, в попытки восстановить суверенитет и обороноспособность страны.
Однако теперь все оказалось гораздо сложнее. Англосаксонский спрут успел опутать страну финансовыми, управленческими, кадровыми, информационными, идеологическими путами и попытка выбраться из них пока оказывается малоэффективной если не сказать сильнее. Россия на деле продолжает платить «контрибуцию» англосаксонскому миру и его мировой финансовой системе в размере около четверти российского ВВП (который должен был бы идти на инновационно-технологическое и интеллектуально-научное развитие страны) посредством обязанности вывоза денег в офшоры для последующего их «исчезновения» на протяжении всех 28 лет, продолжает выполнять финансовые и банковские требования Запада, его требования в отношении мировой торговли, науки и образования, выезда специалистов за рубеж и т.д. — причем, теперь даже несмотря на явное противостояние Запада России, на постоянное ужесточение санкций в отношении России по любому поводу — и одновременно на постоянное нарушение самим Западом «правил игры» в экономике и политике, нарушение соглашений в рамках ВТО, Устава ООН и т.д. Но Россия настойчиво продолжает выполнять свои «партнерские обязательства», выгодные Западу! Более того, вопреки всем аргументам разума, науки, практики, опыта истории — избранный курс продолжается и в текущем году, когда сформировано новое правительство, которое вполне аргументировано и с полным на то основанием уже получило название «правительство ждунов»[3]. Некоторые аналитики уже начали всерьез задумываться над тем, не является ли поведение Запада в отношении России своеобразной «игрой» для обеспечения продолжения такой российской политики, обеспечения ей электоральной поддержки, для чего даже от случая к случаю реализуются крупные проекты, вызывающие восторг у российских граждан — «Крым», «Сочи», «Сирия», «Военные программы». «Чемпионаты мира»… Потому что в стране продолжает происходить постепенная, но неуклонная деградация[4], медленное уничтожение ее культуры, военного и космического потенциала, духа народа, ее действительного суверенитета и независимости.
И теперь нужно перейти к самому главному. Еще более страшное, что произошло за эти годы, что направленно проводилось как политика в духовной сфере — это уничтожение смыслов и собственного целеполагания в России, великих русских смыслов бытия человека и мира, увиденных и рожденных в русской культуре. На смену им пришли ценности англосаксов с их приземленным прагматизмом. Тогда как вся русская культура уже со второй половины XIX века прямо говорила о вырождении Западной Европы и большинство русских мыслителей, в том числе таких западников, как А.И.Герцен, подписались бы под фразой К.Н. Леонтьева, который с позиций своего эстетического аристократизма и культа силы (как позже Ф.Ницше) написал: «…средний рациональный европеец в своей смешной одежде… с умом мелким и самообольщенным, со своей ползучей по праху земному практической благонамеренностью… Возможно ли любить такое человечество?…»[5]. И теперь именно эта «культура без крыльев» дает и навязывает нам и всему миру «новые цели» и «смыслы» — живи, развлекайся, имей, владей, потребляй… Прагматизм и позитивизм, ориентир на личное благосостояние в земной жизни — вот, оказывается, та самая великая и единственная цель человека и человечества. А мы-то, русские, глупые, об этом и не догадывались! И многие под воздействием западных СМИ теперь даже уверовали в правильность этих целей и смыслов…
Но если вглядеться в англосаксонский мир, то окажется, что они сами действительно уже давно не умеют «летать»; их дух «съеден» философией субъективного идеализма, позитивизма, прагматизма, протестантизма. О них сегодня можно в точности сказать словами Максима Горького «рожденный ползать — летать не может». Люди без «крыльев», без полета мысли, без взлетов духа! Жалкие наследники великих родителей… Их мир — это мир без радости великих достижений, мир проживания и прозябания, мир, заменивший великие цели — развлечениями, это мир без детей, мир без будущего. Их власть — власть земная, основанная на силе, элитарности, подчинении «низов» «верхам», на господстве одних стран и народов над другими и т.д. Нужно ли такое будущее человечеству? Человек ли такой человек? Для этого ли рождено человечество? Нет! Нужны высшие помыслы, порывы духа, полет мысли! Иначе — зачем все это земное бытие? Зачем разум и свет истины? Зачем человек? Такое человечество начинает смердить, оно обречено на самоуничтожение и гибель.
Отметим в сторону — на Востоке в это время всерьез озабочены построением иного будущего — светлого и своего, на основе своей традиции. Посмотрите на характер японской или китайской школы, культуру воспитания и образования и вы поймете, как далеко мы, русские, зашли в тупик ошибочного прозападного туннеля. Посмотрите на успехи и достижения китайского коммунизма, того самого коммунизма, от которого поклялся избавить Россию Ельцин. И хотя наше руководство с завидной регулярностью посещает Китай, оно как будто не видит всего причинного комплекса китайского развития, не видит, что путь Китая — как небо от земли отличается от европейского пути, что у этих двух путей совершенно разные перспективы и темпы, что в Европе давным-давно от их великой в свое время культуры и традиции осталось лишь пепел, в котором давно нет огня.
Ну а России англосаксами теперь вообще отказано в праве «сметь свое суждение иметь», в праве творить, мечтать, философствовать, иметь великие смыслы, видеть «великие дали» (А.И.Неклесса), ставить великие цели.
Это было бы не так страшно и фатально, если бы это были не русские. Все дело в том, что русские не могут просто физически жить, творить, быть конкурентными без великих целей и «великих далей». Без них они просто вымирают и/или разбредаются по всему миру в поисках «счастья». Похоже, англосаксы и их российские сторонники поняли то, что русских не нужно уничтожать, их достаточно просто лишить великих смыслов, накормить и напоить и затем ждать, когда они сами вымрут. Хотя при этом русский полет мысли — это великое завоевание человечества, это новое чудо света ХХ века, еще не понятое как таковое. Но его культурно-историческое значение для человечества столь велико, что впору охранять его под эгидой ЮНЕСКО как часть великого культурного наследия человечества. Больше в современном мире этого нет нигде! В разные эпохи разные народы становились лидерами человечества. В современную эпоху таким народом стал русский народ, русская традиция, которые поэтому требуют охранения, воспроизводства, культивирования в интересах всего человечества.
Но для этого русским нужна соответствующая цивилизационная (социально-культурная) среда. В отношении России это должен быть социальный мир, основанный на справедливости, истинно й (народной, а не элитарной) свободе и демократии, на достоинстве каждого человека независимо от происхождения, цвета кожи, национальности, социальной принадлежности, на дружбе народов, массовом «общем деле», совместной созидательной творческой деятельности.
Англосаксам же нужен другой мир. Они вообще против организации коллективной деятельности человечества как свободного и равного человечества, они понимают лишь неравенство в любой форме, элитарность, мир господ и рабов. Это удобно осуществить именно сегодня, когда англосаксонский тип мироустройства пока сильнее, диктует миру и преподносит себя как «передовой мировой опыт».
Однако именно сегодня отчетливо проявилась и сущность этого мироустройства — это англо-американская диктатура под циничным прикрытием идеологии «свободы», «демократии», «прав человека». Их проект будущего — это англо-американский концлагерь для всего мира («свобода» по типу индейских резерваций и «свобода» в рамках резерваций), панамериканский тоталитаризм, навязывание своих правил и ценностей всему миру. И такое отношение к иным цивилизациям и культурным мирам есть не что иное, как англосаксонский фашизм.
Для доказательства возьмем простейшее определение фашизма из Википедии: это крайне правое политическое движение, основанное на власти крупного капитала, характерными признаками которого являются милитаристский национализм, ксенофобия, антилиберализм в отношении других народов, шовинизм в отношении других культур, антикоммунизм, презрение к выборной демократии (в других странах — примеры Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, где их народная демократия растоптана американскими сапогами в честь их американской «демократии»), господство элит, признание социальной иерархии, вождизм, этатизм, политика геноцида (для США — в отношении других народов: индейцы, вьетнамцы, африканцы, южноамериканцы, китайцы, русские…). Если читатель подумает, что все это специально придумано в отношении англосаксов, то ошибется. Это — определение фашизма из научных исследований. Удивительно другое — это определение не распространяется на всех, а относится лишь к истории Италии и Германии. Хотя именно оно в точности соответствует современной истории и сущности англо-американской культуры. Более того, оно генетически вырастает из англо-американской культуры с ее концлагерями еще до фашизма в Европе. Англичане — это враги всего мира, они ненавидят весь мир, видят в нем лишь ресурс для собственного благополучия. Удивительно, что миропорядок, устроенный ими на своем острове за счет ограбления всего мира, нравится национальным элитам (племенным вождям) всего мира и они тоже поддерживают этот порядок — порядок фашизма и антинародной диктатуры в своих странах в значительной части мира.
Сказанное полностью подтверждает современная политика США собственными амбициями, геополитическими претензиями, апломбом, агрессивностью, методами открытой и тайной деятельности. Причем, в сторону, политику США необходимо принимать всерьез хотя бы потому, что Запад сегодня смертельно болен, его смердящее гниение пытается заполнить весь мир — от вонючих Нью-Йорка, Лондона, Парижа — до вонючего Волоколамска. И основное лекарство для Запада — это большая война, лучше — война мировая. Это — реальная опасность для Росси и всего мира. Эта война уже давно ведется Западом как «гибридная война», которая все время пытается сорваться в фазу «горячей войны» в том или ином регионе мира. И Россия — один из самых высокорисковых регионов, тем более, что есть ВСЕ признаки подготовки к такой войне против России. Для не до конца уверенных в этом чрезвычайно полезно прочесть книгу И.З. Фархутдинова[6], концептуальный анализ которой провел и автор данной статьи[7].
Вернемся чуть в прошлое. Рассчитывать на то, что англосаксы примут русских к себе как равных, как «братьев», как «равноправных партнеров» было наивно и преступно с самого начала и до самого конца. Об этом написано множество научных и публицистических работ. Здесь приведем лишь два свидетельства, которые невозможно опровергнуть.
Первое свидетельство — одного из самых цитируемых в мире американского ученого и публициста Ноама Хомского, который пишет в одной из сотни своих книг: «У нас (в США — А.С.) специфическое представление о демократии: «Делайте то, что мы скажем», — и тогда страна будет считаться демократической или идущей по пути к демократии. А вот если страна делает то, чего хочет ее население, это недемократично. Поразительно, как люди умудряются не замечать таких противоречий». В другом месте: «третье правило международных отношений: …тот, кто держит в руках дубинку, склонен выколачивать из людей историческую память». И еще одна цитата: «Соединенные Штаты дали понять: «свобода печати» — это значит, что монополия на информацию принадлежит нам, а вы должны помалкивать и слушать, что скажем мы»[8]. Поэтому, в частности, не нужно удивляться, что в «российских» СМИ при современном ее неоколониальном положении полное засилие нероссийских ценностей.
Второе свидетельство — известного американского политика Генри Киссинджера, который в следующих словах отразил (выразил) американское фанатическое мессианство, стремление навязать свое миропонимание, образ жизни, свою «свободу», «демократию», «права человека», навязать себя и свою традицию любыми, даже самыми агрессивными методами: «Америка не желала довольствоваться ролью лишь одного из многих государств, преследующих свои национальные интересы. Доктрина Вильсона отвергала такое моральное равенство, которое ставило бы Соединенные Штаты в один ряд с другими государствами. По Вильсону, у Америки более высокое нравственное призвание: переделать мир по своему образу и подобию»[9]. Ничего не изменилось и сегодня.
Непонимание этого, наивная вера в иное — «доброе», «справедливое», «равноправное» сотрудничество и «партнерство» с англосаксонским миром, включая США, — это наивность и/или самообман. Доказательством стали санкции против России за «непослушание» и их последовательное осуществление, включая конфискацию собственности — Вексельберги, Абрамовичи, Дерипаски уже приговорены англосаксонским «высшим мировым судом» и приговор начал приводиться в исполнение, и это лишь очередной этап[10]. Разрабатываются военные программы против России, даже появляются инициативы о создании сил быстрого реагирования против России[11]. Докатились до того, что какой-то полуграмотный американский полковник учит Россию жить![12] И это можно рассматривать как третье свидетельство. Причем, хотелось бы обратить внимание на то, с какого уровня управления позволяют себе хулить Россию! Как собственный батальон! Стыдно. И никакой реакции от наших официальных властей.
Естественно, возможность такого обращения с Россией скрывается в ее сегодняшней слабости, в запутанном характере духовности элит. Конечно, есть корни такого отношения к нам, сокрытые в англосаксонском типе мироустройства, который противостоит русскому миру как миру добра и справедливости — ведь англосаксы особенно ярятся на русских именно за их культурную альтернативность, да и за то, что русские доказали, что простой человек труда, человек русской традиции может создать и воплотить могучую альтернативу тем культурам, которые кропотливо вырабатываются мировыми элитами под свое властвование. В итоге именно поэтому русский мир направленно уничтожают «мягкой силой» при прямом попустительстве и даже поддержке части российских элит, финансовые и семейные интересы которых оказались за рубежом, в среде которой есть даже множество этнических русских, но, как оказывается, не русских по духу и культуре людей, не патриотов своей традиции и страны. При этом главный вектор «мягкой силы» направлен именно на изъятие возможности и права на великие смыслы, «великие дали», великие цели. Чтобы не было самостоятельной философии и методологии науки, чтобы в социально-гуманитарных, да и в естественных науках торжествовал примитивнейший прагматизм, на который лишь и направлены все социально-гуманитарные издания SCOPUS, в образовании — ориентир лишь на формальные знания и т.д. Великая русская культура фактически под полным запретом на всей территории не только бывшего СССР, но и на территории самой России! А руководство страны ничего не делает, чтобы предотвратить это и начать возрождение русской традиции. Серость и «бетонная стена» власти не дают возможности развития творческому, умному, новому, дают простор лишь столь же серому, убогому типа эффективных менеджеров, ЕГЭ и т.д. Когда умные что-то говорят — их просто не слышат, как об стенку горох.
Но не пора ли «российским элитам» понять эти очевидные истины? Не пора ли вовремя покаяться перед своим народом, который пока еще так верит своему Президенту? Чтобы начать всем вместе, засучив рукава, строить новую — современную и великую — Россию. Призрачные шансы на это еще остаются.
Закончить хочется на оптимистической ноте. В любом случае вся мелкотравчатая сорняковая трава, дорвавшаяся в своей время до экономической и политической власти в России, не имеющая корней в ее истории и традиции, презирающая и ненавидящая свою страну, вот уже 28 лет взращиваемая за счет западных удобрений и внутреннего навоза, отойдет, пройдет ее срок. Снова вырастут коренные растения — и «красавицы-березы», и «дубы-великаны»… Потому что перед коллективным Западом капитулировал не российский народ, капитулировала не России, не ее культура, наука, не ее дух. Рано или поздно в России, как поется в песне, «новые родятся командиры», которые будут кровь от крови, плоть от плоти ее детьми, преданными России, понимающими, чувствующими, уважающими ее великий народ, великую культуру, великую традицию. Тогда вновь и во весь планетарный мир начнет приходить справедливость, равенство, дружба, вернутся и появятся новые великие смыслы, «великие дали» и великие цели. Тогда начнется возвращение истинной свободы России как проявление ее великого духа в его суверенности.
[1] Подробнее см.: Селиванов А. Война против России: новый этап мировой дьяволиады агрессивных англо-саксонских элит. 09.09.2014// Политобразование. http://lawinrussia.ru/content/voyna-protiv-rossii-novyy-etap-mirovoy-dyavoliady-agressivnyh-anglo-saksonskih-elit; Селиванов А. Война миров: англосаксонский мир против русского мира// Изборский клуб. 16.04.2016// https://izborsk-club.ru/9054;
[2] Речь Б.Н.Ельцина в Конгрессе США на тему «Господи, благослови Америку!»
https://fishki.net/2508452-sensacionnaja-rechy-b-elycina-v-kongresse-ssha-kotoraja-byla-zaprewena-k-pokazu-po-tv.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
[3] http://zavtra.ru/blogs/pravitel_stvo_zhdunov
[4] См. особенно: Трошин Д.В. Экономическая безопасность России: количественный макроанализ. М.: Научные технологии, 2018. 194 с.
[5] Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 78.
[6] Фархутдинов И.З. Американская доктрина о превентивном военном ударе от Монро до Трампа: международно-правовые аспекты. М.: 2017. — 338 с.
[7] Селиванов А. Пути противодействия американской агрессивности. 24.01.2018 // Изборский клуб// https://izborsk-club.ru/14698
[8] Хомский Н. Будет так, как скажем мы! Размышления о роли США в меняющемся мире. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. — С.65, 77, 84.
[9] Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М., 2016. С. 272–273. (цит. по: Фархутдинов И.З. От Монро до Трампа: доктрина США о предвосхищающем военном ударе и международное право. С.40).
[10] Подробный анализ скрытых от глаз целей, механизмов и последствий этой политики см. в ново й статье советника Президента РФ академика РАН С.Ю. Глазьева: Глазьев С. Американцы разрушили систему международного права. 8.06.2018// Изборский клуб// https://izborsk-club.ru/15372
[11] Великобритания предложит G7 создать «силы быстрого реагирования» на политику России. 8.06.2018// https://news.mail.ru/politics/33722352/?frommail=1
[12] https://vz.ru/politics/2018/5/29/924956.html