Акселерационизм (просходит от термина «ускорение») — философское направление, которое стремится ускорить ход истории. История, в отличие от времени, понятие не физическое, и придать ей скорость возможно.

На недавней конференции в Амстердаме (с участием многих философов, среди которых Жижек и Слоттердайк) говорилось о параметрах будущего общества. Возник вопрос: ускорять ли его приближение или нет? Будущее им видится как дегуманизация — переход к новой, постгуманистической форме жизни, при которой человек оказывается несовершенным видом, какими были прежде обезьяны по сравнению с нами. Многие из них предложили посмотреть на человека глазами роботов.

Один из выступающих привел в качестве аргумента совершенства робота перед человеком то, что машины будут исправно платить налоги, у них не будет коррумпированного сознания (говорилось о том, что уход от налогов — одна из фундаментальных проблем экономики, особенно в развивающихся странах, и все при новой системе будут счастливы, а в будущем искусственный интеллект вообще возьмет ответственность за организацию хозяйства, экономики, политики — и в принципе начнет думать сам).

Человечество идет именно к этому — к передаче инициативы киборгам, роботам, химерам, которые расширят представление о возможностях (к примеру, внедрение орлиного глаза позволит человеку далеко видеть, крылья — летать, искусственные ноги — быстрее прыгать, и допинг окажется детской игрой: все будут просто прыгать и скакать на искусственных протезах, в забегах будут выступать люди-зайцы и люди-страусы).

Вопрос пока ставится только так: насколько быстро наступит это общество? Некоторые даже очерчивают рубежи, предполагая, что точкой отсчета станет 2025 год — это будет момент сингулярности, когда произойдет переход от доминации человеческих существ к постчеловеческим созданиям.

В своем выступлении я описал ту же картину, но с другой подачей — рассказал, как робот будет утрачивать человеческие свойства, о Дазайне, об отношении к смерти, о бессмертии в обмен на душу (что сравнимо с продажей души дьяволу). Я думал, что взгляд консерватора напугает зрителей. Кто-то, конечно, отшатнулся, но кто-то подошел после выступления и заявил, что захотел стать роботом. Что интересно: ужаса, на который я рассчитывал — от утраты человеческой идентичности в ходе ускорения технических процессов, от перспективы печати детей на принтерах — не было. Это, скорее, повеселило значительную часть публики Амстердама, и те были только рады ускорить процесс.

Интересно, что когда мы обсуждаем прогресс, в основном спорим о том, быстрее он произойдет или медленнее. Но куда мы движемся? Этот вопрос чаще всего оказывается вне дискуссии. А движемся мы именно туда, с чем согласны большинство западных интеллектуалов — к постчеловеческому, постгуманистическому архетипу. Это и есть сингулярность.

И практически никто (кроме самых радикальных, но узких традиционалистских кругов) не задает самый важный вопрос — туда ли мы вообще едем? А это уже жутко: мы движемся в бездну, а уверены, что идем по пути самосовершенствования…

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...