Либеральная, проамериканская и прозападная, часть российской «элиты», власть, собственность и коммуникативные каналы в государстве предержащая, пребывает в состоянии невесты перед свадьбой, сродни тихому помешательству: «Едут, едут, едут! Наконец-то!»
И, действительно, им есть чему радоваться.
Во-первых, уже подтверждён прилёт в российскую столицу советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который в ходе своего европейского турне 25—27 июня, помимо Лондона и Рима, посетит и Москву. Причём, как заявил госсекретарь Майк Помпео, для встречи с его коллегой (то есть министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, хотя коллегой самого Болтона является, скорее, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев).
Во-вторых, следом за этим «суперъястребом», нашу страну по приглашению посла США в РФ Джона Хантсмана — скорее всего, уже на этой неделе — посетит делегация сенаторов-республиканцев в составе Ричарда Шелби (штат Алабама, председатель комитета по ассигнованиям), Джона Кеннеди (Луизиана), Стива Дэйнса (Монтана) и Джона Хувена (Северная Дакота).
Более того, в глобальном медиапространстве появились пока неподтверждённые сообщения о возможности проведения российско-американских переговоров на высшем уровне 15 июля в Вене — сразу после саммита НАТО в Брюсселе 11 июля и встречи 45-го президента США Дональда Трампа с королевой Великобритании Елизаветой II.
После четырёх лет непрерывного выливания «коллективным Западом» помоев на всё, что связано с российской властью, подобная перемена «гнева на милость» со стороны «дяди Сэма» вроде бы подтверждает правоту тех, кто всё это время выступал за максимально соглашательскую и непротивленческую позицию по отношению к «вашингтонскому обкому» и «лондонскому ЦК». Мол, тут прогнёмся, тут поддадимся, тут сделаем вид, что ничего не заметили — ТАМ это оценят и поймут, нешто они звери?!
И вот она, «сбыча мечт»: лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Но, может быть, вся ситуация описывается иначе: слышал звон (в данном случае — треск), да не понял, где он? Очень похоже на то.
Начнём с частностей. Прежде всего, с маршрута и личности самого Джона Болтона. То, что он «суперъястреб» и ненавистник России, хорошо известно. Как, впрочем, и то, что эти его качества ничуть не отменяют жёсткого прагматизма и точного расчёта. Это сильный оппонент. И выбранный им маршрут (наверняка в первых двух точках его турне пройдут переговоры с соответствующего уровня представителями британской короны и папского престола) наглядно это демонстрирует: Болтон постарается согласовать позиции и приехать в Москву с целым пакетом «предложений, от которых нельзя отказаться», поскольку за ним будет стоять мощь не только Трампа и Ко, но и всего «коллективного Запада». И времени на раздумья останется очень мало — чуть около недели, после чего «окно» для чаемой российско-американской встречи на высшем уровне будет «захлопнуто» — непонятно, на какой срок и с какими последствиями.
Если в Кремле кто-то думает, что для «команды Трампа» в списке приоритетов встреча с Путиным стоит на принципиально ином уровне, чем встреча с Ким Чен Ыном, то он, скорее всего, заблуждается. И то, и другое, и даже «торговая война» против всего мира — всего лишь средства для того, чтобы республиканцы могли победить на промежуточных выборах в ноябре 2018 года и закрепить свои позиции в американском госаппарате, утерянные ими даже не в «восьмилетку Обамы», а после событий 9/11, то есть осенью 2001 года. С перспективой выхода самого́ «большого Дональда» на победу в президентских выборах 2020 года. А для этого нужны не только раскрытые кошельки спонсоров, но и яркие внешнеполитические победы. Только и всего. Не больше и не меньше. Поэтому даже непонятно, где тут будет цель, а где — средство. То ли Болтон едет в Москву, чтобы договориться о встрече двух лидеров, то ли 45-й президент Соединённых Штатов говорит о возможности этой встречи, чтобы сделать весь «пакет Болтона» ещё более весомым в глазах его российских адресатов, включая президента РФ? Конечно, просто, «линейно» экстраполировать подход Дональда Трампа к сингапурской встрече с лидером КНДР на переговоры с Владимиром Путиным нельзя, но вряд ли различия будут фундаментальными. Американская «линейка» в подобных случаях хорошо известна: угрозы и запросы «во всю пасть», потом обмен этих угроз и запросов на реальные активы с гарантиями — отказ от гарантий — угрозы и запросы. Бесконечная машина до полного уничтожения партнёра/оппонента/конкурента. Ничего личного, просто бизнес, «Боливар не вынесет двоих».
Кстати, делегации конгрессменов «от Хантсмана» это тоже касается. Её состав указывает, что пока налицо — чисто партийное, республиканское мероприятие, причём с явно выраженным финансово-экономическим уклоном. Не стоит забывать, что Джон Хантсман принадлежит не только к церкви мормонов, но и к одной из богатейших семей США, владеющей Huntsman Corporation, и во время пребывания послом США в КНР отметился не только попыткой организации «революции зонтиков» в Гонконге, но также заключением крупной сделки своей семейной корпорации с правительством КНР. И у него есть все предпосылки повторить или даже превзойти столь успешный опыт в России — например, подключившись на «вкусных» условиях к проекту «Ямал СПГ» или другим, не менее перспективным, проектам. А заранее пролоббировать подобные сделки в политической «верхушке» США — одно из главных правил успешности американского большого бизнеса.
Так что не стоит обольщаться.