Комментарии в российских околоправительственных и либеральных СМИ, посвященные визиту в Москву Джона Болтона и предстоящей встрече Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки, напоминают проявления какого-то древнего оргиастического культа.
Похоже, один из самых влиятельных и радикальных американских русофобов, назначенный нынешним президентом США на сверхважную позицию — советника по национальной безопасности, которую в своё время занимал и прославил небезызвестный Генри Киссинджер, самим фактом своего появления в российской столице воздействовал на какие-то скрытые «точки G» в организме отечественной «властной вертикали»: как официальной, так и либерально-оппозиционной.
Наконец-то все её желания получили шанс исполниться. Такого контакта с высокопоставленным представителем не просто Белого дома, а тех кругов истеблишмента США, которые определяют американскую политику, наши власть и собственность предержащие ждали уже очень давно — начиная с государственного переворота в Киеве, который был подготовлен и осуществлен теми же американскими спецслужбами и финансовыми кругами без всякого учёта интересов российских «элит».
А реакция «вашингтонского обкома» на воссоединение Крыма и создание народных республик Донбасса подтвердила, что США и их союзники рассматривают Россию как «рычащую вошь», которая не заслуживает только того, чтобы её прижали к ногтю и раздавили. Провокации, дискриминация, диффамация стали не просто «хорошим тоном», а единственной формой общения столиц «коллективного Запада» с Москвой.
И «первую скрипку» в этом оркестре, несомненно, играл Вашингтон. Так было при Бараке Обаме, так продолжилось и при Дональде Трампе. Расширение санкций, постоянная антироссийская агрессия в ООН и её Совете Безопасности, убийства и странные смерти российских дипломатов по всему миру, ракетные обстрелы Сирии, захваты дипломатических объектов РФ на территории США, непрерывные аресты российских граждан в третьих странах по надуманным обвинениям, — всё это было, есть и, судя по всему, никуда не денется.
При этом российская сторона постоянно сигнализировала своим западным и, в первую очередь, американским партнёрам о желании полностью восстановить «домайданный» статус-кво, всячески стараясь «не отвечать на провокации, терпеть и сглаживать острые углы во имя будущего сближения с Вашингтоном для разрешения имеющихся противоречий», — даже отступая от стандартного для дипломатической практики принципа «зеркальных мер». Такая линия находила полную поддержку в самых влиятельных кругах российской власти. Олигархи выбирали между надеждой на отмену санкций и окончательной эмиграцией, а высшие чиновники не скрывали надежд на возврат к «конструктивному взаимодействию» во дворцах Женевы и Нью-Йорка. А уж «креативное сообщество» и так не могло смириться с потерей доступа к грантам и праву свободно потреблять все блага «цивилизации» на честно заработанные своим эксклюзивным творчеством деньги.
Эта политическая линия, чересчур напоминающая «умиротворение» Третьего рейха Великобританией и Францией в 30-е годы ХХ века, вызывала недоумение не только в патриотических кругах российского общества, но и в самих США. Так, Пол Крейг Робертс, замминистра финансов США (1981-1989) в интервью «American Herald Tribune», опубликованном 27 июня, как раз в день визита Джона Болтона в Москву, недоумевал: «Россия и её президент демонизированы с применением самой возмутительной и оскорбительной лжи и фальшивых обвинений с того самого момента, когда Россия заблокировала запланированное Обамой вторжение в Сирию и бомбардировки Ирана… Высокая терпимость Путина к оскорблениям и провокациям поощряет на дальнейшие оскорбления и провокации до тех пор, пока у России не останется никакой иной альтернативы, кроме войны». Или, добавлю от себя, капитуляции, которая хуже войны.
Вот в такой атмосфере и прошли переговоры Болтона в Кремле, причем заморского гостя встречал не его коллега, секретарь Совбеза России Николай Патрушев, а лично Владимир Путин вместе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.
Конкретная информация по этой встрече вполне ожидаемо остаётся закрытой, но понятно, что без достижения какого-то предварительного консенсуса ни о какой российско-американской (или американо-российской?) встрече на высшем уровне сегодня речи бы даже не шло.
Если же посмотреть на мотивировки сторон, то окажется, что у России она носит исключительно описанный выше субъективный характер, а объективно наша страна практически ничего не может получить. Санкции останутся, давление на Кремль через «мягкую силу» США и Запада в целом никуда не исчезнет и даже не ослабеет. На Украине и в Сирии американские спецслужбы продолжат «прокси-войну» руками своих военно-политических марионеток. Гонка вооружений только обострится.
В то же время для Трампа и тех сил, которые за ним стоят, контакт на высшем уровне с РФ и Путиным является чрезвычайно важным, что уже отмечалось («Не стоит обольщаться!»). «Команда Трампа» как часть республиканской партии стоит перед острейшей необходимостью победы на промежуточных выборах в ноябре текущего года. Потому что в противном случае новый, демократический состав Конгресса, скорее всего, начнёт процесс импичмента 45-го президента США, что грозит Трампу и его «команде» не только утратой власти, но и возможностью оказаться на скамье подсудимых. Позитивные сдвиги по корейской проблеме и во взаимоотношениях с Москвой являются важнейшими факторами политического выживания нынешнего «хозяина Белого дома». Следовательно, именно Москва могла ставить условия перед Вашингтоном, включая, например, возврат дипломатических объектов, нейтрализацию Украины и восстановление договоренностей по ПРО и стратегическим вооружениям. Пока об этом ничего не сказано. Напротив, российская сторона подтвердила Болтону свою готовность «дружить» на любых условиях (возможно, за исключением «возврата» Крыма Украине).
И в Вашингтоне это прекрасно осознают. Не случайно «Нью-Йорк Таймс» публикует статью за авторством Лилии Шевцовой из Фонда Карнеги, в которой утверждается тезис о «слабости Москвы» в социально-экономическом отношении, что позволяет США и их союзникам не бояться «ломать» российские позиции на всех направлениях. Надо сказать, что эта «слабость» не просто является фактом, но во многом обусловлена деятельностью финансово-экономического блока правительства РФ, назначенного президентом РФ и состоящего из тех же либералов-гайдаровцев, к числу которых относится и сама госпожа Шевцова. Получается, что правительство целенаправленно делает социальную и финансовую нагрузку на население неприемлемым, расчищая дорогу для новой «либеральной революции», поскольку перехват протестной активности масс — излюбленная и отлично отработанная технология «цветных революций». Не случайно организовывали о определяли повестку дня протестных акций против пенсионной реформы, прошедших 1 июля, не левопатриотические силы, а, условно, Навальный и «Эхо Москвы». Таким выглядит политический пейзаж перед встречей Путина и Трампа в Хельсинки, итоги которой могут оказаться продолжением памятных всем встреч Горбачёва в Рейкьявике и на Мальте.