Одним из живых, насущно необходимых вопросов современности является осмысление судьбы России, её культурно-исторического пути, пройденного за последнее тысячелетие. Мы, такие разные, размышляем о глубинных основах уникальной славянской цивилизации, непохожей ни на Запад, ни на Восток, но неким парадоксальным образом соединяющей их в себе. Соответственно, пытаемся осмыслить и главную духовную традицию славянства — православие и его роль в современной России. Действительно, задуматься о том, КТО мы такие и ПОЧЕМУ мы такие — никогда не бывает лишним.

Что же объединило десятки народов, живущих на гигантских пространствах от Калининграда до Камчатки в единую уникальную имперскую цивилизацию?

Прежде всего — русский язык и русская культура. И каждый, кто сегодня думает по-русски, говорит по-русски, независимо от национальности, происхождения и религии предков — и есть русский. Русский манси, русский татарин, русский армянин.

А фундаментом российской государственности — исторически и метафизически, — было именно православие. И вот ведь что удивительно — в Советском Союзе, стране, где государственной религией был атеизм, где священник, мулла, раввин был без пяти минут врагом народа — основные нравственные ценности, транслируемые через литературу, театр, кино фактически остались христианскими, православными. Вы никогда не замечали, что Чапаев, Павка Корчагин, Александр Матросов — это герои, отстаивающие перед лицом смерти свою непримиримость ко всякому злу, всякой подлости, лжи, несправедливости и ежесекундно готовые к жертвенному подвигу во имя других людей. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»…

Вообще, основу любой культуры составляют изначально ценности внечеловеческие, небесные, религиозные. Политический строй страны может смениться радикально, что неоднократно и случалось с Россией, но от глубинных первооснов собственной культуры сбежать нельзя.

И вот итог — на излёте советской атеистической империи в СССР были созданы удивительные спектакли, фильмы и мультфильмы — добрые и умные, воссоздающие традиционные православные представления о добре и зле, любви и бескорыстии, служении и нестяжании.

Помните мультфильм «ПРОСТО ТАК», где лесные звери дарят друг другу подарки? За что? — ПРОСТО ТАК. А как же неумолимые цивилизованные законы свободного рынка, которые в этом советском мультфильме в самом буквальном смысле, идут лесом?

Грустные и мудрые притчи Марка Захарова — «обыкновенное чудо», где за любовь без сожалений отдают жизнь — и где здесь экономическая целесообразность?

Мультфильм о Карлсоне и серия фильмов о Шерлоке Холмсе с блистательным Василием Ливановым — вы никогда не замечали, что советские Карлсон и Холмс — гораздо мягче, добрее и человечнее своих европейских литературных прототипов?

Почему? — Потому что, по сути, это уже явления русского культурного пространства, основанного, как мы уже говорили, на православном фундаменте.

И неважно, верующий ли вы или нет, украинец, манси, татарин или еврей. Про Карлсона и Шерлока Холмса смотрели все. И даже по этому признаку — добрых, светлых и человечных книг и фильмов — вы уже в самом сердце славянской цивилизации.

… Которую нельзя купить и продать.

Илья Верховский
Верховский Илья Аркадьевич (р. 1974) — политолог, директор Научно-образовательного центра «Югра-социум», эксперт Изборского клуба. Подробнее...