Конец декабря в истории России и окружающих ее странах связан с двумя событиями, которые произошли в это время — образование СССР и роспуск СССР — Союза Советских Социалистических Республик.
Слова «советский», «Советский Союз», СССР перешли в разряд ругательных в идеологии либеральных мировых и российских элит.
Слова «советский», «Советский Союз», СССР гордо и сильно звучали и звучат по всему миру в душе человека труда, в переводе на языки[1]. СССР, советскую власть со все большей ностальгией вспоминает подавляющая часть населения России, в том числе молодежь, родившаяся после распада СССР[2].
СССР стал легендой.
По сложившейся в последние годы либеральной традиции празднование государственных дат в стране не проводится, они как-то таинственно замалчиваются, причем, советские даты замалчиваются намеренно и направленно[3].
Думается, что тем более никак не будет освещаться и обсуждаемая в статье «неюбилейная» дата образования СССР и дата его позорного роспуска, еще более оттенившего его былое величие.
Так, в интервью «The New-York Times» от 21 октября 1992 г. уже бывший тогда президент США Дж. Буш-старший сказал: «…именно развал Советского Союза — есть мое самое Главное Поражение. Боюсь, что это — внешнеполитическая Катастрофа, размера которой мы еще все не поняли»[4].
25 апреля 2005 года президент России В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации также отметил: «Прежде всего следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой».
Потому вспомним былое.
- Немного из истории СССР
29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР[5]. Этот документ был утверждён 30 декабря 1922 года I-м Всероссийском съезде Советов и подписан главами делегаций. Эта дата и считается датой образования СССР.
История СССР — история беспрецедентного взлета экономики, военной мощи, науки, культуры всех республик и народов, который был осуществлен в неимоверно сложных внутренних и внешних условиях. В момент образования Советский Союз столкнулся с огромными трудностями — страна отставала в образовании, науке, экономике, социальных сферах, была широко распространена неграмотность, не хватало обученных кадров. Но уже через 20 лет эта страна победила всю вооруженную Европу во главе с гитлеровской Германией, а через 5 лет после победы, беспрецедентно высокими темпами восстановив народное хозяйство, рванулась вперед, опережая нажившиеся на войне США (увеличившие свое совокупное богатство после войны в четыре раза). Результатом стало превращение СССР в саму могущественную военно-политическую, научную, культурную, социально-справедливую сверхдержаву мира. Ее слава отражена в освоении космоса (Циолковский, Королев, Гагарин), ракетостроении (Цандер, Келдыш, Челомей, Черток, Харитон, Глушко, Янгель), ядерной физике (Капица, Ландау, Курчатов, Александров), создании военной техники, во всех сферах науки, культуры и искусства, в качественных и бесплатных медицине, образовании, в огромном мировом авторитете. Это достижение, которому нет равных в мировой истории.
Не ставя задачи обсуждать великую историю великой страны и тем более опровергать различных отечественных и зарубежных пасквилянтов, приведем лишь две оценки — зарубежных врагов и друзей.
В 1959 г. в рамках Совета НАТО были отмечены беспрецедентные в мировой истории по своим масштабам успехи СССР во всех сферах хозяйственной и социальной жизни.
В 1971 году американский певец, актер, общественный деятель Дин Рид, отвечая одному из антисоветских пасквилянтов А. Солженицыну, восхваляемому в постсоветской истории и отмеченному переименованием в его честь улиц и установкой памятника, пишет: «Вы заявляете…, что Советский Союз идет не в ногу с ХХ веком. Если это и верно, то потому, что Советский Союз всегда идет на полшага впереди ХХ века! Неужели вы предлагаете вашему народу отказаться от своей роли вождя и авангарда всех прогрессивных народов мира и вернуться к бесчеловечным и жестоким условиям, существующим в остальной части земного шара, где несправедливость воистину изобилует в атмосфере чуть ли не феодальных условий многих стран? … В принципах и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество — здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. …Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути»[6].
Это было понятно трудящимся людям всего мира. Это было понятно всем в СССР. Неспроста на состоявшемся 17 марта 1991 года Всесоюзном референдуме о сохранении СССР 77,85 % граждан советских республик, принявших участие в референдуме, высказались ЗА сохранение союза как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, а также за сохранение социалистического строя.
Однако антисоветская часть элит встала на откровенно антинародный, антидемократический и антиконституционный путь и, игнорируя решение союзного референдума (также беспрецедентный исторический шаг) 8 декабря 1991 года в составе глав трех республик-учредителей СССР Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича было подписано Беловежское соглашение, в котором заявлено о прекращении деятельности СССР и создании Союза Независимых Государств.
26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1 и не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ, тем самым официально распустив Союз ССР и его институты власти. В этой связи 26 декабря 1991 года считается днем прекращения существования СССР.
После этого новоявленные западные хозяева и антисоветская «пятая колонна» начали новый этап деструктивной деятельности на территории бывшего СССР.
Последствия этого исторического события многообразны. Но сущность их может быть объединена расшифровкой аббревиатуры СССР с приставкой «анти-».
Началом стал «анти-союз», то есть разрушение единой территории, объединенной централизованным руководством единой страны.
Второй сущностью стал «анти-советский» характер последующей политики, направленный на упразднение всех форм Советов — от советов трудовых коллективов до региональных советов различных уровней и верховных советов. За этим слабо освещаемым аспектом на деле скрывается простая вещь — лишение трудящегося человека права голоса в управлении производством, регионами, страной. Человек труда, составляющий 95-97% населения, в странах бывшего СССР потерял собственное хозяйственное и политическое лицо. Страну возглавили частные лица, начавшиеся консолидироваться как либерально-рыночные политические и деловые «элиты», объединяемые собственными (частными) интересами и включающимися в «мировые элиты». В результате все страны, возникшие на базе бывшего СССР, не обрели или утратили собственную идею и цель, собственный политический и экономический суверенитет и начали встраиваться в «великие капиталистические цели и ценности» западного мира на условиях колониализма, компрадорства и коллаборационизма.
Третьей сущностью стало «анти-социалистический» характер последующих преобразований, то есть реставрация буржуазного (капиталистического) строя с элементами феодального корпоративизма с родовой передачей власти и наследованием имущества.
И наконец «анти-республиканский» характер государственных преобразований, когда «республика» (от лат. res publica — «общественное дело») превратилась в элитарное государственное образование, которым правит узкий слой граждан (деловых и политических элит) в интересах себя и своих корпораций, а не в интересах народа (всего общества).
Руководила и возглавляла пятую колонну в СССР и странах постсоветского пространства агрессивная часть американской элиты, которую в своем цитированном выше интервью Дж.Буш-старший назвал «вечно голодные гиены и шакалы», досадуя, что не смог противостоять им. Он говорит: «…если бы я мог удержать от грабежа стаю наших вечно голодных гиен и шакалов… Шакалы — это прежде всего ФРС, основанная пятью частными банками и принадлежащая Сионским мировым скитальцам. Именно они привели к власти не просто своих ставленников в России, они, призрев свою традиционную закулисность, напрямую возглавили руководство России, пытаясь уничтожить ее как государство — уготовив ее народам судьбу тотального вырождения. То, что они не смогли сделать с Россией в 1917 году, они сделали с США, сумев провести своих людей в Сенат и Конгресс страны — создав в 1913 году ФРС. Они превратили нашу страну (США — А.С.) в свой оплот и базу для долларовой и военной экспансии на весь мир, и мир, разоряемый и уничтожаемый ими, возненавидел нас за это. Страшный государственный долг США и ВВП на 61% состоящий из афер с резанной бумагой под названием доллар, не оставляют нашей стране никаких шансов. Господи, как прав был Генри Форд в своем высказывании о них ещё в далеком 1925 году. И спасение для США шакалы видят только в страшной войне в Европе, как это было в первую и во вторую мировые войны, за которые именно они ответственны (курсив наш — А.С.) — … а это гибель для страны и далеко не факт, что и гибель для России ввиду ее территориальных размеров — не сопоставимых с нашими»[7].
Так чем же был Советский Союз?
- Немного из практики СССР
О практике СССР написано множество работ, опубликована масса документов. Из современных обобщений наиболее полное можно найти в работе С.Г. Кара-Мурзы[8]. Поэтому в этой статье обратим внимание лишь на некоторые моменты.
Уже в досоветский период межкультурные и межличностные отношения в Российской империи были в основном взаимно мирными, доброжелательными, взаимовыгодными. В отличие от западных имперских построений, со стороны русских в Российской империи не происходило вмешательства в инородные культуры, не чинились препятствия сохранению их самобытности, их хозяйственной деятельности, самоуправлению. Это хорошо продемонстрировано во множестве художественных произведений того периода[9]. Уже в тот период начала осуществляться политика протекционизма по отношению к присоединяемым народам — не покорение, а вовлечение народов, присоединяемых территорий в общероссийское политическое и культурное пространство, предоставление им права и возможности развиваться наравне с другими российскими народами. Россия больше отдавала, чем забирала. Она, в отличие от Великобритании и других европейских стран, которые развивали метрополию за счет колоний, наоборот развивала колонии за счет метрополии. Сочетание мессианства и протекционизма — логика экспансионистской политики России. Итог: в настоящее время большинство народов входивших в разное время в состав Российского государства говорит на своих языках, исповедует свою религию, а не официальную религию метрополии — христианство[10].
Эта политика была углублена и поставлена на системную основу в СССР. Так, сразу после образования СССР был сформирован общесоюзный бюджет, а в его рамках постановлением ВЦИК от 21 августа 1923 г. был создан Союзно-республиканский дотационный фонд СССР, средства из которого стали направляться на экономическое и социальное развитие кавказских, среднеазиатских и других союзных республик, включая Украину. Весь этот Фонд формировался за счет РСФСР (из союзных республик просто нечего было брать). Как откровенно признавал в 30-х гг. Г.К. Орджоникидзе: «Советская Россия, пополняя наш (Грузинской ССР) бюджет, дает нам в год 24 млн. рублей золотом… Армения, например, возрождается не за счет труда собственных крестьян, а на средства Советской России». Н.С.Хрущев в мемуарах вспоминал, что А.А. Жданов в 1945–1946 гг. в разговорах с ним не один раз сетовал на то, что в социалистической семье союзных республик самой обделенной остается РСФСР, что города и села Центральной России выглядят просто бедными по сравнению с таковыми в других республиках, а жизненный уровень русских значительно ниже по сравнению с другими нациями в составе СССР. Фактически осуществлялась направленная перекачка прибавочного продукта из РСФСР в союзные республики.
В период 1920–1930-х годов сложилась советская национальная модель, построенная на преимуществе права «малых народов» над «большим народом» — русским. В.И.Ленин и И.В.Сталин, несмотря на известные разногласия в национальном вопросе (национальный суверенитет вплоть до права на самоопределение у Ленина и культурная автономия у Сталина), в 1920-е годы были едины в отношении к русским, которые виделись ими как уже «получившие свое» в дореволюционный период, и потому ныне они должны были, умаляя себя, заняться отдачей долгов малым народам. Русские в этот период словно исчезли с карты России. В рамки территорий создаваемых АССР включались русские промышленные регионы, русские земли, благо «титульных наций» ставилось выше, часто с полным ущемлением прав русских, русские были поставлены в подчиненное положение[11]. Особое место занимало продвижение родного языка и культуры: создавались школы на родном языке, большими тиражами печатались газеты, книги и журналы на родном языке, получала поддержку местная интеллигенция — писатели, поэты, художники, историки и т.д., создавалась письменность для всех народов на территории СССР, даже самых малых[12] (для 48 этносов впервые были созданы новые письменные языки, в частности, это касалось туркмен, башкир, чеченцев, малочисленных народов Сибири). Фактически, как отмечается исследователями, Советский Союз оказался не плавильным котлом для наций, а инкубатором новых наций.
При этом генеральная стратегическая ставка делалась на формирование советского человека, в котором должны были быть преодолены заблуждения прошлого (в том числе национальные), на становление советского образа жизни, его жизнерадостность созидания, труд, науку, светское образование, антирелигиозную и антинационалистическую пропаганду. Становилась советская трудовая культура, энтузиазм, социалистическое соревнование, стахановские движения, осуществлялось единение народа страны, формировалась советская духовная культура — кино, театр, балет, музыка, музеи, советские песни, стихи, радио, другие формы искусства.
Как показала последующая история, большевики тогда действительно должны были поддержать национализм меньшинств против «великодержавного русского национализма». В конце 1930-х годов, в условиях приближающейся войны, И.В. Сталин вновь взял курс на политику русификации, восстановления традиций русского Отечества, обращения к русской истории, русскому народу. В итоге национальной политики этого периода при всей его противоречивости и порой непоследовательности, одновременно системы коммунистического воспитания, политики укрепления русского и советского патриотизма в предвоенный период[13] к Великой Отечественной войне страна подошла практически готовой с точки зрения единства и сплоченности народа. Лишь относительно небольшая часть населения страны и только некоторые народы выступили с коллаборационистских позиций.
В послевоенные годы при жизни И.В. Сталина продолжалась политика доминирования русской культуры, что требовалось глобальными изменениями социального, демографического, этнического плана, начавшейся массовой урбанизацией, развитием науки и образования, экстерриториальностью экономической политики, наличием единого хозяйства, единой школы, единой армии, внутри которых постепенно вытеснялись национальные различия.
После смерти И.В. Сталина национальная политика стала троякой. С одной стороны на уровне идеологии продолжало проповедоваться равенство между народами. С другой стороны, основной акцент продолжал делаться на формирование советского человека как некоего наднационального феномена. Причем, как обоснованно указывает авторитетный специалист по национальным проблемам А.И. Вдовин — советский народ был реальностью и хотя «степень “советскости” была не одинакова у разных групп населения», причем советский народ был «более сплоченным, чем иные полиэтнические нации»[14]. С третьей стороны, национальная политика вновь постепенно начала приобретать характер «коренизации», обращения к малым этносам, их доминирования над русским этносом, на целенаправленное создание национальных административно-политических элит. Снова начала реализовываться политика неравенства большого (русского) и малых народов в пользу последних, русские были поставлены в подчиненное положение, осуществлялось решение социально-экономических проблем менее развитых национальных регионов за счет более развитой России, политика дотационной поддержки большинства национальных республик за счет РСФСР.
Так, в 1987 г. в Латвии поступления из РСФСР и Украины составили 22,8% от величины всего произведенного национального дохода республики. В 1972 г. Эстония ввезла товаров на 135,2 млн. руб. больше, чем вывезла, Литва — на 240 млн., Латвия — на 57,1 млн. руб. С годами разрыв между ввозом и вывозом только возрастал. Например, в 1988 г. для Эстонии этот разрыв составил уже 700 млн. руб., для Литвы — 1 млрд. 530 млн. руб., для Латвии — 695 млн. руб.
Фактически, вся государственная политика СССР по всем направлениям строилась на удовлетворении интересов национальных окраин, а интересы коренного населения РСФСР приносились в жертву этому абсолютному меньшинству. Вот такая поистине «странная империя» (В.Д.Кузнечевский).
Любопытную картину нарисовал в этом плане в «Независимой газете» 12 июня 1992 г. И.С. Силаев, первый премьер-министр ельцинского правительства. Летом 1990 г. он обнаружил, что в течение всех лет Советской власти РСФСР ежегодно выплачивала союзным республикам, включая Украину, а с 1940 г. и прибалтийским республикам, по 46 млрд руб. в год. Пересчитав эти деньги по существовавшему в 1990 г. валютному курсу премьер в июне 1991 г. доложил первому президенту России Б.Н.Ельцину, что РСФСР ежегодно направляла на развитие союзных республик 76,5 млрд дол. После его доклада правительство РСФСР потребовало в корне изменить практику истощения экономического ресурса России и в дотационный фонд заложить только (только!) 10 млрд. руб. Услышав это, республиканские лидеры, включая Украину и прибалтийские союзные республики, тут же потребовали от президента СССР М. Горбачева «поставить этих русских на место»[15].
На основе материалов Госплана СССР приводятся следующие цифры — объем производства и объем потребления в республиках СССР в 1985 и 1990 годах[16]:
Хрущевский и особенно брежневский периоды были «золотым веком» развития этнических институтов в национальных регионах всего Советского Союза. Появление национальных университетов, научных институтов, учреждений культуры, новых издательств, газет и журналов, расширение доступа в партийные и советские органы создавало большое количество рабочих мест для национальной интеллигенции.
В этой связи черной неблагодарной ложью выглядят попытки некоторых национальных деятелей оперировать в отношении России и русских такими словами, как «целенаправленный геноцид», «насильственная ассимиляция», «колониальный гнет» и т.п. Например, повсеместно насаждаемый в Башкортостане учебник «История Башкортостана XX век» (Кульшарипов М.М., Уфа, издательство «Китап», 2005 г.) формирует у учащихся мнение о том, что на протяжении всей совместной истории башкир и русских последние занимались сокращением численности коренного башкирского населения путем «целенаправленной политики геноцида и этноцида». Примечательно, что националистически настроенные авторы даже относительно постсоветского периода говорят о «попытках Федерального центра ассимилировать народы Российской Федерации посредством проекта новой концепции государственной национальной политики, лишения прав наций на самоопределение и ликвидации их государственности». Сходные оценки можно встретить и в антисоветских учебниках, издаваемых в федеральном центре. Например, в учебнике «История России, XX — начало XXI века» (Левандовский А.А., Москва, издательство «Просвещение», 2010 г.) можно прочесть: «государством проводилась русификация с такими ее проявлениями, как пренебрежение к нуждам и чаяниям малых народов, ущемление их национальной культуры, ограничение прав автономий…».
Продолжим тему неожиданным поворотом. В цитированном выше интервью Дж.Буш-старший по этому поводу заметил следующее: «В реальности мы соревновались с Россией, но была она в виде Союза, то есть на ногах у нее были огромные Гири. Сейчас эти Гири при распаде Союза убраны… Вы хотите узнать, какие у нее были Гири? Это есть в цифрах — в Союзе было две бездонных дыры, куда утекали все бюджетные профициты — Сельское Хозяйство и Социальная Помощь. Раз нынешняя Россия может иметь прежние доходы и не тратиться на эти убыточные статьи расходов — в ближайшие годы она станет более сильной и опасной чем СССР. …Основные потребители сельхоздотаций в Союзе были на Украине. Уходит Украина — Русские закрывают «черную дыру» в бюджете по дотациям для села. Основные потребители социальной помощи находились в Средней Азии и в Закавказье. Раз нет Союза, то Россия, основной добытчик в Союзный бюджет — прекращает дотировать свои многодетные мусульманские республики. А дальше — арифметика, Украина, Средняя Азия и Закавказье оказываются с Союзными дефицитами и погружаются в пучину отчаянья, Россия оказывается с союзными профицитами и ее казна оказывается больше и мощнее советской. А потом она с триумфом вернется и нам все припомнит, а у нашей экономики уже граничное состояние — нулевой прибыли».
Правда, Буш не предвидел, что англичане и американцы ловко подвесят России другие гири — советников ЦРУ при Ельцине, бездарных и полуграмотных бизнесменов (способных управлять лишь в условиях надзаконности, корпоративности, коррупции, компрадорства и коллаборационизма), обязанность вывозить все доходы в оффшоры, членство в ВТО, антинациональный Центробанк и множество других институциональных и информационных структур, которые спеленали Россию колючей проволокой либерально-буржуазного строя, лишив страну финансово-экономического и идеологического суверенитета. Не предвидел Буш и того, что в колониальной экономике России спустя десятилетия, в 2018 году, несмотря на гигантский профицит бюджета, государственная власть России, выполняя чужую волю, даже выступит против народа с новым пенсионным законодательством.
Еще немного о практике СССР. В советский период проводилась государственная политика на укрепление дружбы народов, на развитие интернациональной дружбы, советского государственного патриотизма. Выделяются следующие содержательные компоненты концепта «дружба народов», реализованного в сознании конкретных представителей советского народа:
1) общение между народами («это было общество, в котором люди общались»; «людям было интересно общаться»);
2) отсутствие конфликтов между ними («национальных отношений в Союзе не было ни в каких сферах, ни в компаниях, ни в быту»);
3) искренний взаимный интерес друг к другу;
4) равенство представителей разных народов;
5) взаимопонимание между ними («взаимопонимание между представителями разных народов было полное»);
6) уважительное отношение (уважение) к человеку другой национальности («оскорблений в адрес своей национальности не встречал»; «в национальном отношении советское общество было безнациональным);
7) совместную деятельность народов («дружба была реальной. Наши отцы были фронтовиками»; «проводили декады наших поэтов, были связи в спорте»);
8) совместное времяпрепровождение («обычаи соблюдали только разве что в дружеских компаниях — тосты, песни, танцы»);
9) единство людей разных национальностей («общий язык, понимание другого»);
10) положительную оценку феномена «дружба народов» и инонациональных друзей («каждая нация несет в себе много хорошего, и ее слияние с другими дает положительный эффект»);
11) общую историю, культуру, традиции наций, объединенных в рамках СССР («мои дедушки и прадедушки воевали за Россию»; «я, лично, больше ощущаю себя россиянином, потому что воспитаны мы все-таки на Пушкине, Лермонтове»; «историю России, безусловно, принимали за свою, ведь мы здесь родились, и наши предки жили здесь»).
Советский человек, носитель дружеских отношений в рамках «дружбы народов», расценивался как патриот, как человек хороший, тактичный, дружелюбный, как гордый и свободный в своем выборе: «готовый помочь человек — советский человек»; «тактичный человек — советский человек»; «советский человек — это человек гордый, за свою страну»[17].
- Некоторые из оценок СССР
Советский Союз, который стал проявлением и олицетворением возможностей и творческого потенциала освобожденного человека труда, стал оплотом мирового антикапиталистического и антиколониального движения. Он возбуждал страх и ужас у всего феодального и буржуазного мира, у его элит, привыкших править миром колоний и угнетенным безмолвным трудовым народом-рабом.
Не странно, что феодальные (в том числе церковные) и буржуазные элиты всего мира патологически ненавидели и ненавидят СССР.
Так, начиная с Папы римского Бенедикта XV, выпустившего в 1920 году энциклику Bonum Sana, и заканчивая официальными документами Папы Пия XII (в частности, изданной им в декабре 1945 года энцикликой Orientales Omnes), коммунизм вообще и советский коммунизм в особенности неоднократно осуждался главами Римской католической церкви.
Буржуазные политики, ученые, сами капиталисты до зубовного скрежета ненавидели (и ненавидят), боялись (и боятся) всего советского и особенно в такой его мощной форме, как СССР. Здесь не хватит места даже перечислить содержание мирового информационного потока, направленного против СССР. Но даже после его распада буржуазная идеологическая машина нет-нет да пнет СССР. Например, 25 января 2006 года Парламентская ассамблея Совета Европы в своей резолюции 1481 «Необходимость международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов», принятой в развитие своей прежней Резолюции № 1096 (1996 г.), осудила «массовые нарушения прав человека» в тоталитарных коммунистических режимах и, в частности, заявила: «Преступления оправдывались именем теории классовой борьбы и принципом диктатуры пролетариата. Интерпретация обоих принципов легитимизировала «ликвидацию» людей, которые считались вредными для построения нового общества и, как таковые, врагами тоталитарных коммунистических режимов. Значительное число жертв в каждой затронутой стране были ее собственные граждане. Таковое особенно справедливо в отношении народов бывшего СССР, которые значительно превосходят иные народы по числу жертв».
Большего лицемерия и лжи трудно себе представить в странах, которые исповедуют тотальное фактическое неравенство людей и игнорируют принцип социальной справедливости. Эту резолюцию можно правильно понять лишь пере-прочтя ее следующим образом: «В СССР разоблачение и притеснение представителей «пятой колонны» антисоветских прозападных элит оправдывалось теорией классовой борьбы и принципом диктатуры пролетариата. Это легитимизировало основной принцип демократии — власть большинства и притеснение, а при необходимости ликвидацию людей, которые считались вредными для построения нового общества в интересах большинства людей, которые считались врагами коммунистических режимов. Значительное число таких жертв в каждой затронутой стране были ее собственные граждане («пятая колонна»)».
Но были в буржуазном лагере люди, в решении больших задач руководствовавшиеся разумом и объективными оценками, в том числе в США, и среди них были американские президенты Ф.Д.Рузвельт, Дж.Буш и другие. Дж.Буша-старший даже тратил личные средства для поддержания России в трудную минуту, посылая знаменитые «ножки буша», потому что «Друг в нужде — Друг навсегда» (Friend in Need is — Friend indeed), как считал он. Потому что, продолжает он в своем интервью: «Вы плохо понимаете то, что случилось. Россия не побеждена, напротив она очень усилилась и нам нужно, чтобы она была нашим Другом — именно поэтому я бесплатно кормил всех этих русских. А те, кто меня победили — хотят только грабить. Русские того не забудут и когда-нибудь пришлют нам ответный счет. …Россия преодолеет ее нынешние проблемы и станет гораздо более злой и могучей и хорошо запомнит всех, кто ее нынче обидел. И я хотел бы быть таким же Другом России, каким я был Врагом для Советов».
Сегодня мифы и деструктивные псевдо-научные исторические идеологемы пронизывают современную историографию национальных республик, охватывая местные школы, средние специальные учебные заведения, вузы, научные центры, учреждения культуры и СМИ. Жители данных регионов уже более пятнадцати лет подвергаются целенаправленному информационно-психологическому воздействию, стимулирующему национал-сепаратистские настроения, регионализм, русофобию. Да и в самой России этническая принадлежность «русский» стала синонимом экстремизма и шовинизма.
Однако все это пройдет. СССР вернет себе былое чистое имя. А в условиях угнетения, в которое втянут российский народ и народы других стран бывшего СССР западными и собственными либеральными элитами, рано или поздно, «Но настанет пора — и проснется народ, Разогнет он могучую спину»…
Так поется в русской народной песне «Дубинушка». Так пел Федор Иванович Шаляпин. И голос Шаляпина, и голос русского народа — голос добра, правды, справедливости, голос трудящегося человека — еще услышит мир. Добро, Правда, Равенство, Справедливость, Знание воссияют над Россией и над всем миром!
Слава СССР! Слава людям, создававшим СССР!
[1] Как в Афганистане наших солдат звали «шурави», советский (от арабского «шура» — совет).
[2] По данным «Левада-центра» сейчас об СССР скучают 66% россиян, а в прошлом году таких было лишь 58% и за последние десять лет этот показатель не поднимался выше 61%. Основные возрастные категории жителей страны, которые скучают по СССР, — это люди старше 55 лет и молодежь в возрасте от 18 до 24 лет// Число тоскующих по СССР россиян достигло максимума за десятилетие. РИА Новости. 19.12.2018// https://ria.ru/20181219/1548227622.html
[3] Так, в 2017 году никак не праздновалось (или было запрещено праздновать?) 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, перевернувшей весь мир; никак не отмечалось 100-летие милиции, которая была самой эффективной правоохранительной системой в мире и которая теперь переименована в «полицию», что закрепило принципиальное изменение ее сущности — она перестала быть «властью вооруженного народа» в борьбе с преступностью (милицией), став в первую очередь органом защиты правопорядка, органов власти («элит») от самого народа (полиция); никак не отмечалось 100-летие ВЧК, ставшей в советское время легендарной КГБ — самой эффективной разведкой и контрразведкой мира (откуда вышла и часть современных российских элит). В 2018 году проигнорировано 100-летие Красной армии, победившей всех врагов, нападавших на СССР, в том числе всю объединенную Европу во главе с гитлеровской Германий; никак не праздновалось 100-летие ВЛКСМ — самой эффективной молодежной организации (из аппарата которой также вышла часть хозяйственных российских элит).
[4] Джордж Буш: «Развал Советского Союза — есть мое самое Главное Поражение»)// https://cont.ws/@teem75/211681
[5] Расшифруем и уточним названия:
РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В ее состав тогда входила также Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, на территории которой впоследствии были созданы Узбекская и Туркменская Социалистические Советские Республики, Таджикская Автономная Социалистическая Советская Республика, Кара-Киргизский и Кара-Калпакский Автономные Округа.
ЗСФСР — Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, в которую уже тогда на договорной основе входили Армянская, Азербайджанская, Грузинская Социалистические Советские Республики, Нахичеванская Советская Республика, Социалистическая Советская Республика Абхазия.
УССР — Украинская Социалистическая Советская Республика.
БССР — Белорусская Социалистическая Советская Республика.
В дальнейшем произошло упорядочивание государственной системы, расформированы, ликвидированы, заново созданы и изменили статус различные республики и территории, между ними определены границы.
[6] Полный текст см.: Письмо американца Дина Рида гражданину СССР Александру Солженицыну. Огонек № 5 (2274), 1971 г., Литературная газета № 5, 1971 г. // http://www.qsec.ru/node/4629
[7] Джордж Буш: «Развал Советского Союза — есть мое самое Главное Поражение»)// https://cont.ws/@teem75/211681
[8] Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2 т. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
[9] См., например: Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука.
[10] Бочарников И.В. Национально-государственная политика России в дореволюционный период// Человеческий капитал. №1 (97). 2017. С. 6-10. (цит. с. 8).
[11] Кириченко О.В. Наследие советской эпохи 1920–1940-х годов// Вояджер: мир и человек: теоретический и научно-методический журнал. № 4. 2013. С. 13-78.
[12] Щербак А.Н., Болячевец Л.С., Платонова Е.С. История советской национальной политики: колебания маятника?// Политическая наука, 2016, № 1. С.100-123.
[13] Синицын Ф.Л. Политика укрепления русского и советского патриотизма как инструмент сплочения советского народа в первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.)// Информационная безопасность регионов. 2012. № 2(11). С. 141-146.
[14] Вдовин А. И. История СССР от Ленина до Горбачева. 2-е изд. М., 2014. С. 479.
[15] Кузнечевский В.Д. СССР: странная империя. Почему государствообразующая нация оказалась в советской державе самой уязвимой// Столетие. 19.08.2016// http://www.stoletie.ru/vzglyad/sssr_strannaja_imperija_918.htm. Подробнее см.: Кузнечевский В. Д. «Ленинградское дело»: наивная попытка создать этнически чистое русское правительство была утоплена в крови. — М.: РИСИ, 2013. 84 с.; Кузнечевский В.Д. «Ленинградское дело». — М.: Изд-во ФИВ, 2016. 292 с.
[16] http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1926337-respubliki-donory-v-sssr-kakie-eto-respubliki-i-chto-eto-takoe.html
[17] Коняева Е. В. Содержание и вариативность идеологического концепта «дружба народов»// Политическая лингвистика. 2015. 2 (52). С.190-198. (цит. с. 192).