Вопросы главнокомандующему
Леонид Ивашов
Дмитрий Медведев дал интервью о событиях пятилетней давности, он рассказал о том, что думает по поводу конфликта между Россией и Грузией. Премьер-министр взялся ответить на вопросы, до сих пор волнующие многих. Медведев подчеркнул, что для "молодого" президента, срок работы которого тогда не превышал трех месяцев – такой конфликт стал испытанием. Но экс-президент подчеркнул, что действовал решительно, и что даже по телефону с Путиным ничего не обсуждал, вопреки сложившемуся мнению, он, якобы, знал, как действовать.
8 августа будет пять лет с тех пор, как началась пятидневная война в Закавказье – в Южную Осетию власти Грузии ввели свои войска. Россия вступила в войну, как определил миротворческую цель Верховный главнокомандующий, а на тот момент это был Дмитрий Медведев, — пришлось принудить Грузию к миру. Спустя пять лет оказалось, что Медведев все-таки и не звонил Владимиру Путину, который был в Китае, а принял решение самостоятельно потому, что мнения у них не должны были расходиться – нужно было защищать интересы Российской Федерации.
"Мы будем защищать наших людей, мы будем защищать интересы Российской Федерации, — подчеркнул премьер. — Ведь основная проблема принятия такого решения заключается в том, что нам приходится защищать российские интересы, жизнь и здоровье наших граждан на территории иностранного государства".
Этот конфликт войной между Грузией и Россией премьер-министр не называет, все это именуется просто "операцией по принуждению к миру", защитой граждан РФ, и именно этим он объясняет, почему русские войска не дошли до Тбилиси, хотя раньше агрессоров гнали с большим энтузиазмом, но в этом случае не шли "до Берлина".
Медведев признает, что Михаил Саакашвили воспользовался пересменкой у президентов РФ. Лидер Грузии решился на нападение и потому, что не чувствовал силы в Медведеве, как в главе государства, а Путина "дома не было". К тому же Дмитрий Медведев хорошо известен во всем мире как западник, и, возможно, "хороший парень" Саакашвили, как его в личной беседе рекомендовал Медведеву Джордж Буш-младший, решил, что они с молодым президентом-либералом найдут общий язык, и как минимум – Россия в дела Грузии вмешиваться не будет. Ведь известно, кто спонсировал путешествие в Осетию грузинских войск, хотя Кондолиза Райс в своих мемуарах и настаивает, что и США в ее лице, и вообще вся Западная Европа предостерегали Саакашвили от этого шага, и потому вся вина лежит лишь на нем одном (а США "умывают" руки).
Причастность запада к грузинской агрессии Медведев не отрицает, говорит он прямо и смело, популистски обвиняя США, чем в глазах общественности обеляет себя от налета прозападного политика. О том, была ли агрессия внезапной, Медведев рассуждает спокойно: "С 2002 года по 2008 год общий объем затрат на содержание вооруженных сил Грузии вырос в 50 раз — почти до миллиарда долларов".
То есть, в принципе, можно было догадаться и подготовиться к нападению, но, как считает наш эксперт, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, армия не была готова к эскалации конфликта в Закавказье. Медведев объясняет, что весь упор внешней политики России шел на мирное урегулирование конфликта — но не получилось. Что будет сейчас в дипломатии двух стран? Премьер-министр России уверен, что нужно в скором времени ожидать мира. По его мнению, когда-нибудь Южная Осетия и Абхазия помирятся с Грузией, и та снова "восстановит свою территориальную целостность". И мы с Грузией помиримся, как только она признает нашу правоту.
Грузинскую позицию озвучил специальный представитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе: "Наша позиция такова, что в 2008 году мы стали жертвами агрессии, но, к сожалению, в те дни и с нашей стороны были сделаны неверные шаги и допущены драматические ошибки".
Для Грузии до сих пор недопустимо "правовое признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, исправление чего, наверное, потребует многих усилий и времени".
"Мы и сейчас не ждем, что позиция России изменится на 180 градусов, но, думаю, маленькими шагами сможем продвинуться вперед, другого пути и альтернативы нет", — сказал Абашидзе.
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов для Накануне.RU:
— Грузино-осетинскую драму вытащил простой наш солдат, вытащил офицер, а власть была полностью парализована, занята своими развлечениями: Путин на Олимпиаде, Медведев на прогулке, министр обороны Сердюков вообще пропал, начальник генштаба Николай Макаров проявил полную нерешительность и, честно говоря, хвалиться здесь нечем. И у меня, как у военного специалиста, сразу возникает ряд вопросов. Первый вопрос – почему страна, ее разведка не знала о готовящемся нападении? Почему оказались не готовыми войска Северо-Кавказского округа, чтобы защитить своих миротворцев, почему в течение нескольких часов войска не имели не то что какой-то командный приказ, а даже ориентировки, что им делать. Вот на эти бы вопросы господину Верховному главнокомандующему на тот момент и стоило ответить.
Почему произошло внезапное нападение, почему с главного разведуправления генерального штаба были сняты функции слежения за обстановкой в Грузии и так далее?
То есть тут много таких вопросов, которые имеют тайные основания для размышления – слишком многое было сделано в преддверии этого нападения именно для того, чтобы оно осуществилось внезапно и было успешным на первом этапе.
Еще вопросы: почему, когда наши войска уже пошли, их остановили? Если это агрессия, агрессия в том числе и против российских военнослужащих, тем более против тех святых ребят, что выполняли миротворческие функции. И почему отдал господин Медведев команду, которую в войсках не знали, как сделать? Войска учатся громить противника, и они это успешно делали, и вдруг поступает команда остановить наступление, приступить к принуждению Грузии к миру. И в войсках не знают, что это за абракадабра, что в этой ситуации делать. Так что господин Медведев надувает свой пустой шарик, чтобы казаться значимым, казаться решительным и влиятельным, но он проиграл. И придет время, когда его поступки будет разбирать специальная комиссия.
Ну а как действовал Сердюков и какая армия была – сейчас следствие показывает, что это была за армия. Так что Медведеву хвалиться не чем.
А Саакашвили прекрасно знал, что у нас полный бардак в управлении обороной страны, и если бы Саакашвили был поумнее, или кто-то рядом с ним поумнее, то они захватили бы тоннель, и нашим войскам не перелезть через эти горы. А в войсках Северо-Кавказского округа ни одного вертолета, ни одного самолета, вообще ни одного летательного средства на тот момент не было, который бы подчинялся командующему округом.
Еще вопрос Медведеву: почему даже когда войска получили директиву через несколько часов перейти к каким-то действиям, входить на территорию Осетии — почему не было директивы о том, чтобы авиация поддержала это наступление? Почему свои же самолеты сбивали? Почему авианаводчиков не оказалось? Он, как Верховный главнокомандующий за все это должен понести ответственность, а не выпячивать свое геройство.
Медведев "пустышка" и "погремушка", которая гремит, а пользы от нее никакой. Грузия должна переболеть своим прозападным вектором, получить по физиономии от американцев, а каким образом – американцы уже Иванишвили предъявляют долги, которых набрал Саакашвилли, и в том числе за эту войну, за поставку вооружений, подготовку войск. Но нужно нам понять, что мы сегодня примером положительным ни для Грузии, ни для Армении и даже для Абхазии не являемся. Посмотрите реальную, не телевизионную картинку России, а объективную: смертность — одна из самых высоких в мире, ну, может Сомали обгоняет нас, коррупция — самая высокая в мире, промышленного развития у нас никакого, с наукой – мы видим, что творится, с образованием – то же самое. Мы непривлекательны ни для кого, чтобы с нами сближались. Вот когда Россия будет демонстрировать успехи в развитии, а не в реформах, когда Россия предложит какой-то собственный проект переустройства постсоветского пространства, переустройства мира — такие шансы у нас есть — вот тогда к России и потянутся.
Накануне.ru 5.08.2013