— В попытке удержать мировую гегемонию на фоне перехода к новому мирохозяйственному укладу США оказывают все большее давление на Россию, Китай и даже на своих европейских партнеров, провоцируют военные конфликты, используют методы гибридной войны. Сергей Юрьевич, что можно противопоставить такому давлению?
— В современных условиях лидерство невозможно обеспечить путем завоевания или даже принуждения одних стран другими. Оно может быть достигнуто только на основе международного права, в рамках коалиции государств, заинтересованных в переходе к интегральному мирохозяйственному укладу и противостоящих агрессивной реакции транснационального капитала.
Но этого не хотят понимать правящие круги США. Ради утверждения своих претензий на мировое господство они открыто попирают нормы международного права, вторгаются во внутренние дела других государств, прибегают для установления своих порядков к применению военной силы и тотальной дезинформации мировой общественности. К сожалению, в этом им потворствуют лидеры ряда европейских государств, соглашаясь на поддержку любого произвола американской военно-политической машины.
Чтобы противостоять американской агрессии и обеспечить мирный переход на новый мирохозяйственный уклад, необходимо организовать антивоенную международную коалицию с участием стран БРИКС и ШОС.
А также предложить международную программу защиты Земли от космических и техногенных угроз как основу для разрядки международной напряженности и предотвращения новой мировой войны.
Не менее важно развивать интеграционные процессы на самом большом континенте планеты — Евразии.
— На каких принципах выстраивается региональная интеграция в рамках Евразийского экономического союза, договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года в Астане главами трех государств: России, Беларуси и Казахстана?
— В отличие от Европейского союза, практикующего принуждение к партнерству, о чем свидетельствует и опыт подписания соглашения об ассоциации с Украиной, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) изначально строился на принципах исключительно добровольного участия и равенства сторон. Мы не стремимся «всех подстричь под одну гребенку», ущемлять одних за счет других. Напротив, союзнические, доверительные отношения в рамках ЕАЭС и стратегическое партнерство с государствами БРИКС основаны на гармонизации интересов и взаимовыгодном сотрудничестве при невмешательстве во внутренние дела друг друга, уважении суверенитета партнеров и строгом выполнении взятых на себя обязательств.
— Каких результатов удалось достичь этому международному интеграционному объединению за время его существования?
— Не стоит забывать, что учреждению ЕАЭС, в который сейчас входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия, предшествовало создание единой таможенной территории и единого экономического пространства.
С 2015 года в ЕАЭС существует единый рынок услуг и общий рынок труда, с 2017 года начал функционировать общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий. В 2019 году вступит в силу договор об общем электроэнергетическом рынке, в 2020-м будет сформирован единый рынок подакцизной продукции. Идет работа по созданию к 2025 году общих рынков нефти и нефтепродуктов, газа, а также общего финансового рынка.
Объем взаимной торговли стран ЕАЭС, по данным Евразийской экономической комиссии, с января по декабрь 2018 года достиг 59,7 млрд долларов, увеличившись на 9,2% по сравнению с уровнем 2017 года (54,7 млрд долларов).
По минеральным продуктам темпы роста торговли составили — 14%, по машинам, оборудованию и транспортным средствам — 12,1%, по металлам и изделиям из них — 8,6%, по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью — 5,2%, по продукции химической промышленности — 4,7%, по текстилю, текстильным изделиям и обуви — 13,6%.
Замечу, что ЕАЭС построен по правилам ВТО и открыт для сотрудничества, о чем, в частности, свидетельствует внешняя торговля с третьими странами, объем которой вырос в 2018 году по сравнению с 2017-м на 18,8% (экспорт — на 26,8%, импорт — на 6,3%).
— А есть ли угрозы развитию ЕАЭС?
— Да, такие угрозы существуют. Одну из них несет эрозия единой таможенной территории, вызванная следующими причинами. Это отсутствие механизма солидарного реагирования на внешние ограничения. Это возникновение зон свободной торговли на границе с Китаем, через которые идет нарастающий поток «серого импорта». Это членство Казахстана в ВТО с отличающимися от единого таможенного тарифа ЕАЭС тарифными обязательствами по 20% товарных позиций. Это и таможенные споры на казахстанско-киргизской границе.
Серьезную озабоченность вызывает недейственность системы контроля над соответствием товаров, обращающихся на единой таможенной территории, техническим регламентам ЕАЭС, из-за чего до 60% чувствительных товарных групп не удовлетворяют требованиям качества.
Наряду с этим бизнес государств-членов ЕАЭС находится в перманентных условиях нестабильности и не может заниматься планированием вследствие непредсказуемых колебаний курса рубля и хронической нехватки кредитных ресурсов, вызванной ограничительной денежно-кредитной политикой российского Центрального банка.
Наблюдаются значительные пробелы в системе наднационального регулирования, мешающие проведению эффективной промышленной, научно-технической, образовательной политики ЕАЭС, а также регулированию потоков рабочей силы.
Наконец, национальные юрисдикции государств Евразийского экономического союза по-разному трактуют нормы наднационального права, пользуются отличными друг от друга практиками правоприменения.
Не в последнюю очередь накопившиеся дисбалансы и ограничения поступательному развитию ЕАЭС вызваны падением эффективности работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Она, строго говоря, так и не стала подлинно наднациональным органом, ответственным не только за принятие согласованных национальными правительствами решений, но и за их инициирование и разработку, за последующий контроль их исполнения. Многократно по сравнению с первым наднациональным органом управления — Комиссией Таможенного союза, — увеличились сроки подготовки решений, в 25 раз выросли расходы на подготовку одного решения, вырос объем документооборота, наметилась рассогласованность действий различных подразделений ЕЭК.
— Как развязать узел накопившихся в ЕАЭС проблем?
— Для укрепления интеграционного объединения и достройки выпавших звеньев общей повестки, особенно с учетом внешних ограничений, необходима конкретизация целеполагания и подкрепление прагматических устремлений государств-членов серьезной научно-исследовательской и практической работой по актуализации совместного культурно-исторического и духовного наследия народов Евразии. Иными словами, надо придать новый импульс Евразийскому союзу, который призван стать конкурентоспособным экономическим объединением государств, имеющих общую картину мира, систему представлений и ценностных ориентиров.
Решением именно этих прикладных задач, выпавших из поля зрения наднационального органа и правительств стран ЕАЭС, сейчас активно занимается Научный центр евразийской интеграции под моим научным и методическим руководством.
Новый этап строительства ЕАЭС мог бы включать передачу на наднациональный уровень ряда полномочий, связанных с исполнением уже делегированных ЕЭК функций государственного управления. В организацию ее деятельности следует внедрить программно-целевой подход с опорой на евразийские целевые программы, финансируемые из бюджета комиссии.
Желательно восстановить гуманитарное измерение интеграции, необходимое для эффективного функционирования единого рынка труда. Речь идет прежде всего о формировании единого образовательного пространства и гармонизации трудового законодательства. Для этого необходимо выработать единые образовательные стандарты, обеспечить взаимное признание дипломов и других квалификационно-образовательных документов, передать формирование трудового законодательства на наднациональный уровень.
— В недавнем послании Федеральному Собранию Президент России говорил об укреплении внешних связей Евразийского экономического союза, в том числе путем сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Это, по мнению Владимира Путина, послужило бы прологом «к созданию большого евразийского партнерства». Что даст такое партнерство?
— Наши предки освоили гигантские просторы Евразии, создали цивилизацию, которую мы обязаны сохранять и развивать, опираясь на традиционные нравственные и духовные ценности населяющих этот континент народов.
Широкая евразийская интеграция носит закономерный и объективный характер — едва ли найдется хоть одно государство Евразии, не вовлеченное в то или иное региональное объединение. Предложенная руководством КНР формула «народов одной исторической судьбы человечества» созвучна высказанной столетие назад русскими философами идее евразийской интеграции на основе общего исторического опыта наших народов.
Новые научные достижения в области математической обработки исторических данных и ДНК-генеалогии подтверждают историческое родство народов Евразии, большую часть времени проживавших в рамках обширных государственных образований-империй и имеющих общие генетические, языковые, культурные и духовные корни. На этом историческом фундаменте может быть построено современное большое евразийское партнерство (БЕП).
Цель создания такого партнерства — долгосрочный мир и процветание Евразии. Для достижения этой цели нужно решить несколько задач. А именно: сформировать преференциальные режимы торгово-экономического сотрудничества; развить материковую, транспортную, информационную и энергетическую инфраструктуры; научиться сочетать национальные планы развития с гармонизацией международной производственно-технологической кооперации и перейти к справедливой системе валютно-финансовых отношений. Равно как и добиться прекращения существующих вооруженных конфликтов и не допускать новые.
При этом все участники процесса должны учитывать особенности социально-экономического и политического устройства евразийских государств. А также исходить из безусловного уважения национального суверенитета каждого государства, невмешательства в его внутренние дела, сохранения разнообразия хозяйственной и политической культуры как необходимого условия добросовестной конкуренции национальных юрисдикций и совместного развития на основе сочетания конкурентных преимуществ.
БЕП должно формироваться на основе гибкой системы правовых норм, совместных проектов и институтов, учитывающих интересы участников и сугубо добровольный характер сотрудничества.
Интеграция в партнерство может быть только разноскоростной и разноуровневой. Каждому участнику должна быть предоставлена свобода выбора пакета обязательств.
Вопросы большого евразийского партнерства мы намерены предложить к обсуждению на Втором международном форуме «Один пояс, один путь», который пройдет 26-27 апреля в Китае.
Нам предстоит разработать стратегический и индикативный планы создания такого партнерства как основы формирования нового мирохозяйственного уклада, более гармоничного технологического и институционального мироустройства.