Провал сразу трёх «оранжевых» революций на прошлой неделе настраивает на оптимистический лад. Типа, значит и у нас всё будет хорошо! Тут я немножко сомневаюсь, поскольку, во-первых, не исключено, что эти революции были демонстрацией (типа, смотрите, мы и у вас так можем), а, во-вторых, Россия, всё-таки, сильно важнее, чем Грузия, Молдавия или даже Чехия.

И анализ событий последних месяцев показывает, что либеральное крыло российской элиты эту самую «оранжевую» революцию активно готовит, причём сегодня уже даже понятно на какой срок — на осень, под выборы. У нас есть несколько очень сложных регионов (например, город Санкт-Петербург, где организация выборов и вытаскивание «фаворита» выглядит крайне спорно и опасно), но ситуацию расшатывают и в целом.

И повышение цен на топливо, и возможная девальвация (особого смысла в ней нет, но Минфин обещал), и ужесточение налогового администрирования, и всякие другие действия, направленные на рост цен для потребителей. Вот только не нужно объяснять, что это случайности: кампания в «защиту» журналиста Голунова показала явные признаки «оранжевых» технологий, более того, даже на Западе были определённые признаки, я про это писал.

Но есть и специальные операции, направленные на конкретные регионы. Ну, например, вот (специально оставляю цитаты, чтобы меня не обвинили в клевете и очернительстве):

«Две аварии в конце мая привлекли внимание СМИ и общественности к вопросу безопасности столичной подземки. В первом случае причиной остановки поездов стала потеря напряжения на контактном рельсе. Вторая авария возникла из-за неисправного поезда «Ока».

Производитель, мытищинский «Метровагонмаш», заплатит штраф в 1,5 миллиона рублей. Входящее в «Трансмашхолдинг» предприятие является единственным поставщиком вагонов для метро.

Тверской вагоностроительный завод, также дочка «Трансмашхолдинга», получил заказы и на поезда «Иволга» от Центральной пригородной пассажирской кампании для Московских центральных диаметров на сумму почти 11 миллиардов рублей. Несмотря на то, что к надежности этих электропоездов есть вопросы. В РЖД обнаружили, что в I квартале этого года число отказов «Иволг» выросло почти в 4 раза по сравнению с тем, что было годом раньше».

Кто-то скажет, дело житейское! Ну, монополизировала компания крупные поставки, вытеснив конкурентов. «А, например, поезда «Ласточка», которые выпускают «Уральские локомотивы», напротив, зарекомендовали себя неплохо. За тот же период количество их отказов снизилось в полтора раза. Об этом говорится в письме главы РЖД Белозерова мэру Москвы Собянину, сообщило издание «Вгудок».

Конечно, все эти заказы были получены по результатам конкурсов и тендеров. Но есть впечатление, что их условия были специально прописаны так, чтобы им соответствовал лишь один поставщик. Объясняет президент Молодежного союза юристов России Маргарита Пальцева:

«Изначально требования заявлялись одни. Даже если рассматривать по одному критерию, что ширина дверного проема сначала предполагалась одна, потом, соответственно, поменялась документация на другую. И если в принципе рассматривать, как они меняют требования, какие они предъявляют требования, то изначально зарабатывают под конкретного поставщика. По документам, по признакам видно, что есть нарушение антимонопольного законодательства».

Интерес к контракту на 200 с лишним миллиардов рублей, по данным газеты «Коммерсантъ», проявляли испанская Talgo и швейцарская Stadler. А «Уральские локомотивы» вполне могли бы поставлять дочке РЖД те же «Ласточки». Но, видимо, конкуренты «Трансмашхолдинга» не вписались в условия конкурса.

Ну, всяко бывает. Ещё раз повторю, дело житейское. Если бы не одно обстоятельство. Представьте себе, что в самом конце августа или начале сентября, когда нагрузка на метрополитен и всю транспортную систему Москвы резко вырастет, начнут останавливаться поезда … Оно, конечно, можно сослаться на диверсию, но статистику-то куда денешь? Кто будет отвечать за последствия? Трансмашхолдинг? И за политические последствия тоже?

Фокус тут вот в чём. Система хозяйствования и освоения бюджетов в России, которая сложилась в 90-2000-е годы как последствия идеологии приватизации (а приватизировать можно не только государственное имущество, но и должностные функции) сегодня, в условиях резко выросшей политической напряженности, становится крайне опасной. И с ней нужно что-то делать.

Разумеется, не исключено, что тут дело просто в коррупции. Любой, кто начинает просмотр интернета или телеграм-каналов, немедленно натыкается на информацию, что к Трансмашхолдингу имеет отношение бывшая жена господина Ликсутова, который как раз и отвечает за соответствующие закупки в Москве. Для современной России такое поведение чиновника даже особым грехом не считается (ну, почти). Но если в нынешней ситуации в начале осени начнутся проблемы, кто будет отвечать? Вы уверены, что Ликсутов всерьёз занимается качеством подвижного состава и защитой его от возможных диверсий, а не организацией тендеров? Вот и я не уверен…

В общем, как только начинаешь смотреть по сторонам (ну, в интернет), то получается, что для тех, кто хочет организовать у нас «оранжевую» революцию даже делать ничего особо не надо, чиновники уже всё сделали. Но, повторю ещё раз, кому-то всё равно придётся отвечать…

ИсточникХазин.ру
Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.