Эта новость стала известна несколько дней назад, а именно – 23-го июля. Думаю, что будет интересно снова обратиться к ней, потому что она осталась невидимой для крупных международных СМИ и, однако, я думаю, свидетельствует о важном факте.
Вот она: в тот день воздушно-космические силы России и воздушно-космические силы Освободительной Армии Китая выполнили в первый раз произвели совместное «патрулирование» при помощи самолётов дальнего радиуса действия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как раз по тому маршруту, по какому требуется для наблюдения над Японским и Восточно-Китайским морями.
Подразделение летательных аппаратов включало в себя два стратегических российских бомбардировщика типа ТУ-95МС (Туполев) и два китайских бомбардировщика «Сиань-Н-6К (который представляет собой обновлённую версию российского ТУ-16). Как сообщают другие источники, в том числе агентство ТАСС, в совместной операции участвовали три российских самолёта, но не это важно. Конечно, четыре бомбардировщика сопровождались несколькими истребителями.
Характерно политическое, а не только военное, значение этой новости. В самом деле, Китай и Россия дают понять остальному миру, в особенности Соединённым Штатам и Японии, укрепляющим военное сотрудничество в районе, который вплоть до вчерашнего дня считался принадлежащим только странам этого региона. Конечно, исключая американское присутствие в Японии и в Южной Корее.
Теперь, перед лицом западной расстановки сил, возникает совместная военная сила – или намерение создать таковую, – состоящая из России и Китая. И это не единичный случай. Очевидно, главные штабы Пекина и Москвы молча готовят масштабные совместные изменения в своих вооружённых силах. Это доказывает тот факт, что в минувшем апреле российский флот в Тихом океане отправил свой главный крейсер вместе с тремя сопровождающими судами в Квиндао, чтобы принять участие в восьмых по счёту учениях «Единое море». Важное «доказательство на опыте», в котором участвовали семь китайских военных судов. В предшествовавшем году несколько тысяч человек из китайской армии приняли участие, вместе с широким контингентом российских войск, в совместных учениях «Восток-18».
Заявление российского министерства обороны лаконически сообщало об учениях для «укрепления стратегической стабильности». Но этот эпизод вызвал немало споров, в том числе и в западных вооружённых силах. Российские и китайские самолёты в самом деле проникли в «оборонную идентификационную зону», которая, хотя и не совпадает с воздушными пространствами государств (она больше, чем эти пространства), – но всё-таки это зона, за которой внимательно наблюдают, – именно с целью распознать врага гораздо раньше, чем он приблизится к потенциальным целям. Например, японцы подали сигнал, когда эскадрилья проходила через пролив Мияко (согласно источникам из Токио).
Любопытно, что не японские, а южнокорейские истребители стали вести себя особенно агрессивно, когда самолёты, которые сочли «незваными гостями», наблюдали за островом Токто (для японцев – Такэсима). В этот момент они дали предупредительные очереди. Но Токио выразил протест: это наши острова, значит, действовать следовало нам.
Но это политические, а не военные стычки. Сигналы. Тревожные, но только сигналы. Но самое важное – что Россия пока остаётся в стороне от Южно-Китайского моря, где идёт конфронтация низкой интенсивности между Китаем, Соединёнными Штатами и Японией. Поэтому ходы тщательно выверены таким образом, чтобы аккуратно сигнализировать потенциальным противникам, что две великие азиатские страны не будут в бездействии ждать чужих ходов, что они готовятся к ним. Дело в том, что готовятся они вместе, и Вашингтон, конечно, это заметил.