Русский народ создал между трёх океанов небывалое государство: в то время как швейцарцы строили свои часы, утончённые, изощрённые, точные «Брегеты», мы возвели империю из 12 часовых поясов. При строительстве этой империи большую роль играли батальоны, большое значение имела казна, из которой вбрасывали деньги на освоение земель и для подкупа агентуры, действующей среди других народов и пространств. Огромное влияние имело переселение крестьян, которые распахивали пустоши на Востоке. Большую роль играло казачье движение, которое затем превратилось в движение казачьих отрядов, что дошли до Тихого океана. Играли роль монастыри — когда из Троице-Сергиевой лавры выходили монахи, и своими скитами они дошли до Соловков и двинулись в Зауралье.

Эти видимые, очевидные инструменты власти способствовали созданию великого царства. Но наряду с очевидными инструментами власти существовали невидимые, незримые инструменты — сокровенная власть. Это постулаты, апеллирующие к национальным кодам, к национальным мифам, к национальным инстинктам, к глубинным верованиям русского народа. Эти постулаты заставляли коды вспыхивать. И народ, слыша музыку этих кодов, штурмовал небывалые препятствия — материальные или духовные, мировоззренческие. С помощью этих постулатов народу удавалось преодолевать катастрофы, из уныния через откровение переходить в фазу пассионарного возбуждения. Соединение видимых инструментов власти с невидимыми обеспечивало существование великого государства.

Когда государь владел этими постулатами, умел соединить очевидное с неочевидным, царство развивалось, расширялось. Когда он утрачивал эту способность, терял ощущение очень важных для русского народа таинственных метафизических энергий, царство начинало затухать, остывать и, в конце концов, распадалось до появления нового провидца, государя, царя — нового Сталина. Эти постулаты звучат как Вероучение о Русской Мечте, Религия русской Победы, Симфония Пятой империи, Россия как ковчег спасения, Пятый Сталин. И среди этих постулатов, что были в обиходе русских мыслителей, русских космистов, русских литераторов, крупнейших русских политиков, постулат о Русской Мечте является наиважнейшим.

Вероучение о Русской Мечте добыто через некие эссенции, через выжимки, которые сделаны из русского исторического сознания на протяжении всего его существования. Из периода русских фольклорных сказок, из периода взлёта православной мистики, из периода великой русской словесности: золотого, серебряного и советского веков, из учений русских космистов, из великой красной проектной мечты, которая добилась потрясающих результатов. И сегодня — не явленная, не получившая завершённый образ Русская Мечта по-прежнему формулируется как «Храм на холме». Если Американская Мечта — это «Град на холме», крепость, которая доминирует над долинами, ущельями, контролирует селения и народы, живущие на склонах, управляет ими, а иногда посыпает крылатыми ракетами, то Русская Мечта — это «Храм на холме». Это холм нашей истории. Он сложен их самых разных плит: чёрного, красного, зелёного, кроваво-красного, ужасно чёрного цветов. Но этот холм венчается храмом, который своими крестами касается небес, фаворского света, и изливает это небесное чудо в наши гарнизоны, семьи, на заводы, в наш быт. Русская Мечта — это обретение русским народом абсолютно гармоничного, божественно справедливого общества, в котором справедливость распространяется не только на отношения человека с человеком. Это не только социально справедливое общество, но общество, в котором справедливость касается машины и природы, общества и государства, звезды небесной и цветка полевого. Эта утопия, эта восхитительная мечта движет русским сознанием на протяжении всей его истории.

И сегодняшняя Русская Мечта явлена в том, что возникло государство. После 1991 года мы потеряли великое красное государство, погрузились в чёрную дыру истории, попали под внешнее управление очень мощного победителя, который вымарывал русские коды. Он держал русский народ в состоянии опьянения, наркотического обморока, в котором русские люди не могли заняться саморазвитием, изучением своей истории, осознанием своего положения. Эта ситуация мучительно, драматически преодолевается. Иногда с успехом, иногда заторможенно. Три геостратегических проекта, которые осуществляет Россия: Арктика, Россия тихоокеанская, Россия крымско-сирийская, — это проекты, связанные с Русской Мечтой. Но сегодня Россия остановилась, находится в коме, и ей грозит погибель, потому что, если самолёт останавливается, он падает. Огромная задача — вернуть народу мечту, сделать наш народ вновь народом-мечтателем, направить его на высшие цели, внести в наше сознание сверхидею, сверхпостулат. И задача наших интеллектуалов — из этой сверхидеи, из идеи мечты вывести представление об экономике Русской Мечты, о социологии Русской Мечты, о внешней и внутренней политике Русской Мечты, о культуре Русской Мечты, о геостратегии Русской Мечты. Потому что все самые страстные стремления улучшить наш социум, не объединённые великим мистическим, метафизическим интегралом, именуемым Русской Мечтой, могут кончиться неудачей. Понятие Русская Мечта — это не просто термин, не просто клише. Чтобы оперировать этим сложным, подчас ускользающим явлением, надо понять смысл этого вероучения.

Китайская мечта — это соединение китайских реальных технологий: экономических, военных, финансовых, социальных, — с той загадкой, что мы называем китайским сознанием, которое мы до сих пор не постигли. Говоря о взаимодействии Китая и России, надо оперировать такими категориями, как Китайская Мечта и Русская Мечта. Китайские постулаты, китайские тайны отличны от наших. Получив представление о Китайской Мечте, мы получаем представление об этих тайных постулатах. Их можно соизмерять с русскими: сопоставимы мы с Китайской Мечтой или нет? С Американской Мечтой мы не сопоставимы, потому что Американская Мечта — это мечта о доминировании, и весь исторический путь Америки связан с идеей величия и доминирования, и Америка использует своё величие для доминирования. А Русская Мечта — это мечта о гармонии, о вселенском царстве справедливости и любви.

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...