Трудно не обратить внимания на этот феномен. Ещё труднее не посочувствовать этому человеку и народу, который он представляет. Привыкший играть чужие роли артист-импровизатор попал в большую политику как кур в ощип. Он-то думал, что в новом его президентском спектакле всё будет как в шоу студии 95 – с аплодисментами и смехом, который заранее записан и звучит за кадром. Он привык к успеху, а вышло всё иначе. Ему досталась страна вязкая как трясина, смердящая социальными бедствиями и нацистским угаром Порошенко и ко. Чтобы разгребать этот навоз – одного артистизма недостаточно. Тут смешками и стебом не обойдешься, тут надо пахать, по яркому выражению Владимира Путина, как раб на галерах.
Готов ли наш герой пахать? Есть ли у него необходимые качества для такой страды? Политик должен обладать знаниями, соответствующим опытом, изворотливостью, а, где надо, и стальной волей. Всем тем, чего Зеленскому критически не хватает по опыту и судьбе.
Немалую роль в сложившейся почти безвыходной ситуации играет общая неподготовленность украинской исторической почвы – русской по естеству и судьбе – порождать самостийные государственные институты и адекватных государственных мужей.
Медвежью услугу оказали Зеленскому и его предшественники, вырубившие из этой почвы те немногие исторические примеры (Гоголь, Безбородко, Шевченко, Ковпак, Антонов), на фундаменте которых худо-бедно можно было бы, с опорой на исторический Русский мир, по кирпичику начинать строить новую Украину. Без холуйской опоры на США и Запад, без отсылок на позорные образы Бандеры и Шухевича Украина могла бы выработать созидательную идеологию – и спастись.
Словно иронизируя над неуклюжими попытками сколотить на песке сарай украинской государственности, Всевышний попускает Зеленскому такую долгожданную встречу с Трампом. И она оборачивается пшиком, почти крахом. Зеленский оказался намертво зажатым между чугунными жерновами американских разборок – и оказался бессильным. Как тут не вспомнить классическое высказывание Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось – как всегда». И это уже не первая пробоина в его внешней политике. Можно смело утверждать, что премьера Зеленского провалилась – не только с Трампом, но и с Меркель, и с Макроном… К чему идет дело? Украина после шока распада Советского Союза и взрыва глубинного национализма понемногу начинает приходить в себя. Это неминуемый процесс.
Начиная с Кучмы каждый новый украинский президент оказывался хуже предшественника, а сравнения с советскими лидерами УССР они и вовсе не выдерживали. Зеленский не исключение. По мере угасания незалежного угара на Украине будут в ускоренном режиме вызревать политические факторы возврата к нашим общим историческим устоям. Тогда и Киев, и Крым, и Москва вновь станут общими. И все станут сильнее.