Фильм «Кролик Джоджо» про доброго Гитлера от студии «Дисней», созданный при совместной работе США и Германии, выходит на широкий экран во всем мире, кроме России. Как стало известно, в российских кинотеатрах картину Тайки Вайтити даже не планировали показывать, так что это не запрет, цензура или решение Общественного совета по культуре при президенте РФ, который ранее не пустил в кино «Смерть Сталина», тоже якобы сатирическую комедию.
Фильм рассказывает историю десятилетнего немецкого мальчика Джоджо по кличке Кролик, который мечтает стать настоящим нацистом во время Второй мировой войны. После того, как из семьи уходит отец, ребенок придумывает себе воображаемого друга – Адольфа Гитлера.
Гитлер в исполнении самого режиссера – добрый воображаемый друг мальчика, типа Карлсона, он то появляется, то весело исчезает, дает дурацкие и смешные советы, вызывает бурю добрых чувств у зрителя. В нацистском лагере ребята жгут книги и рисуют карикатуры на евреев, собираются воспитывать дух, убивая домашних животных, кроликов. Режиссер использует для своей легкой комедии документальные кадры с фашистских парадов и накладывает на них немецкие каверы песен Beatles. Нацистских дознавателей играют актеры ситкомов, а сам Гитлер без ума от единорогов.
Писатель Юрий Поляков прокомментировал, почему же комедию про Гитлера в нашу страну не привезут:
– Ну, видимо, фильм никто из кинопрокатчиков не закупил, хотя его должны были уже прокатывать. Что понятно, Гитлер для нашего менталитета – это фигура неоспоримо негативная, видимо, на Западе Гитлер гораздо меньше плохого сделал. Они вспоминают о нем с теплотой, а у нас он – неоспоримое зло. Там он – лучший друг мальчика, они могут и серийного убийцу сделать лучшим другом девочек, понимаете?
Культура – это очень сложное пространство, где, конечно, нельзя все запрещать, не думая, потому что она просто перестает развиваться, но и нельзя абсолютно все разрешать, потому что наступает хаос. Но есть на Западе какие-то темы, по которым никто спорить не будет. Вот, например, нельзя оспаривать холокост, и человек, который возьмется оспаривать, рискует оказаться в тюрьме. И вдруг возникает идея – а давайте ради смеха покажем Гитлера добрым? И те же люди, которые были категорически против оспаривания холокоста, у которых семьи, дедушки, бабушки, дяди и тети погибли в лагерях, попали в печи, эти же самые люди начинают говорить, что все правильно, почему нет?
Ребята, вы не понимаете, что от романтизации Гитлера один шаг до снятия табу с оспаривания холокоста? Это же сообщающиеся сосуды. То же самое, когда этот же человек начинает поддерживать украинских нацистов. Это уже все рядом. Потом ты будешь кричать «как так?» – а как ты мог одобрять гуманизацию образа Гитлера? Образа – я подчеркиваю – образа. Есть какие-то знаковые исторические фигуры, с которым нельзя играть в эти игры.
В фильме Гитлер – позитивная фигура, пусть это и выдуманный друг мальчика, но они это допускают у себя, а нас гнобят за пакт Молотова-Риббентропа, хотя мы такое соглашение последние подписали. Вот Гитлера, значит, можно хорошим дядей изображать, а Россию за этот пакт, который давно забыт, будем дальше травить? Двойные стандарты. Нам ни в коем случае нельзя играть в этот двойной стандарт – они нас переиграют. Их цивилизация, их информационные системы гораздо лукавее, гораздо изощреннее, и характер имеют агрессивно-наступательный. Мы просто не владеем этим, нам на это поле даже не стоит соваться.