Главное обсуждаемое событие этих дней – заявление президента США Дональда Трампа о том, что в ходе спецоперации американских коммандос в Сирии уничтожен лидер ИГИЛ (Исламского государства, ДАИШ) Абу Бакр аль-БагдадиЭто событие действительно значимое, во многом меняет конфигурацию антитеррористической борьбы как на Ближнем Востоке, так и во всем мире. И вопросов здесь возникает немало. Сконцентрируем их на трех направлениях.

ПервоеЧто с аль-Багдади? Как известно, Минобороны России и многие эксперты мирового уровня требуют доказательств смерти главного на сегодняшний день террориста планеты. Думаю, что эти доказательства, в том числе результаты генетической экспертизы останков, будут представлены. Слишком большие ставки имеет эта ликвидация.

Трамп никак не может допустить здесь провала, который может ухудшить его положение как действующего президента и как кандидата на новые выборы в большей степени, чем возможный импичмент в отношении него, который хотят объявить демократы. При этом здесь самое важное, чтобы была доказана смерть аль-Багдади. Поэтому сразу было заявлено о том, что уже проведена генетическая экспертиза останков. Если мы вспомним аналогичную ситуацию с Бен Ладеном в 2011 году, то там после «ликвидации» некое тело сбросили акулам, и никакой экспертизы никому не предъявляли. Все равно все «прокатило». Трамп действует более обстоятельно, чем Обама, т.к.  находится в более критичной ситуации. Поэтому будем считать, что с аль-Багдади действительно покончено.

ВтороеЧто с ИГИЛ? А вот здесь и есть самый главный узел вопросов. Объявлено, что уже появился преемник аль-Багдади — Абдулла Кардаш. Это известная фигура в иерархии ИГИЛ. Он начинал как член «Аль-Каиды» в Ираке. Он был в руководстве террористической организации с момента провозглашения «Халифата» в мечети Ан-Нур в Мосуле, входил в число командиров, постоянно окружавших аль-Багдади. Имеет репутацию наиболее кровожадного и авторитарного руководителя ИГИЛ. Достаточно вспомнить, что именно он организовывал и потом оправдывал массовые убийства езидов в Ираке. Иными словами, фигура чрезвычайно опасная, ставшая новым террористом № 1.

Разгром ИГИЛ, который был провозглашён еще в начале этого года, как известно, до конца эту террористическую организацию не уничтожил. Как на днях в интервью Би-Би-Си заявила директор ближневосточной программы британского Королевского института международных отношений (ЧАТЭМ-ХАУС) Лина Хакиб: «Непосредственное будущее Исламского государства зависит не столько от наличия у него лидера, сколько от того, как будет меняться ситуация с Сирией…

. . . Еще до начала турецкого вторжения на севере Сирии военное присутствие ИГ сильно сократилось, однако группировка продолжала функционировать. Спящие ячейки исламистов совершали стихийные нападения на северо-востоке страны, часто на мирное население.

В пустынных районах близ Хомса  исламисты беспорядочно атаковали позиции сирийской армии и российские базы. На северо-западе Сирии многие бывшие бойцы ИГ присоединились к другим джихадистским группам».

Главный сценарий ИГИЛ как сетевой структуры – это создание напряжённости, за которой следует оптимизация террористической деятельности.

Багдади был важной фигурой в ИГИЛ, особенно в тот период, когда эта организация собиралась создать Халифат или собственное исламистское государство. Учитывая, что без халифа невозможно создать Халифат, ИГИЛ представлял своим сторонникам аль-Багдади в качестве своего признанного лидера.

Багдади теперь нет, но есть Кардаш, который и является новым халифом, более молодым, опытным, жестоким, пользующимся большим влиянием в своей среде.

Одно важное предположение. И Багдади, и Кардаш в свое время сидели в американских тюрьмах. Оба в разное время самым чудесным образом выпущены на свободу и по очереди стали террористами № 1. Все это очень похоже на глубокую агентурную операцию спецслужб Соединенных Штатов (таким же манером начиналась «героическая» биография Бен Ладена).

Для чего нужен был главным образом ИГИЛ в Сирии? Только для одного – уничтожить режим Асада. Эта затея провалилась (благодаря вмешательству России), но огромные ресурсы в спецоперацию вложены,  нужно спасти ядро этого террористического мобильного ресурса для использования в других целях и в других местах. А может быть, потом для возобновления первичной затеи.

Этим самым можно объяснить очень странные быстрые решения Трампа об уходе американских вооруженных сил с территории Сирии. Курдские вооруженные формирования, у которых в лагерях находились тысячи пленных боевиков — террористов ИГИЛ и тысячи членов их семей, женщин и детей, в течение буквально суток вынуждены были под огнем турецких войск бросить эти лагеря, открыть их ворота и выпустить в «неизвестном» направлении всю эту террористически заряженную массу людей. Цифры называют самые различные. В одном из лагерей на свободу вышли и растворились в пустынной местности 11 тысяч человек, в другом – 5 тысяч человек. Где всё это всплывет?

Есть основания считать, что только внешне этот процесс выпуска террористов был стихийным. А, на самом деле, вырвавшиеся на свободу террористы прекрасно знают, куда им идти и что им в дальнейшем делать. Тем более, что накануне начала турецкой операции в Сирии происходили весьма странные вещи.

По сообщениям сирийского официального новостного агентства «САНА» перед турецким наступлением американские вооруженные силы перевезли в безопасное укрытие сотни членов ИГИЛ – ядро террористической организации. Это перемещение проходило из пустынного региона аль-Джазира северо-восточной сирийской провинции Хасака в соседний Ирак. Американские военные, по данным «САНА», перевезли террористов в неизвестное место. Прежде всего имеются в виду члены ИГИЛ, которых держали в лагере беженцев аль-Хол, расположенного рядом с сирийско-иракской границей. В эти же дни 230 иностранных террористов из ИГИЛ были перевезены из тюрьмы аль-Маликия в центр задержания в г. аль-Шаддади в южной части Хасака.

9 октября т.г., сообщило агентство «САНА», американские военные перевезли сотни экстремистов ИГИЛ и их родственников с сирийской территории в Ирак шестью группами. Эта дата, напомним, является датой начала наземного наступления Турции в северо-восточной Сирии.

«САНА» также сообщает, что американские войска превратили свою базу в Шаддади, Хасака в место расквартирования террористов и их семей, которых привозили из лагеря аль-Хол и из тюрем со всей Сирии на базу, чтобы транспортировать их военными вертолетами в Ирак.

Мы видим, что новому лидеру ИГИЛ Кардашу есть кем управлять, и есть на кого опираться: управлять спасёнными американцами – членами ИГИЛ, а опираться на помощь спецслужб Соединенных Штатов.

«Карусель смерти» интересная: создаем террористов, воюем с ними, громим, уничтожаем лидеров, ищем новых, оставшихся в живых спасаем и запускаем весь процесс по-новой.

Причем, Трамп всего этого даже не скрывает. В своем обращении по поводу уничтожения аль-Багдади он дословно говорит: «Заберите своих граждан игиловцев. Не хотите? Мы их доставим к вашим границам».

Третье направлениеЧто делать? А сколько всего было членов ИГИЛ, которые терроризировали как Ближний Восток, так и весь мир? В документах ООН проходит 20-30 тысяч человек. Самые высокие цифры дают военные аналитики Израиля. В феврале т.г. израильское издание Jerusalem Post привело выдержки из доклада начальника Генштаба ЦАХАЛ Авива Кохави о том, что в мире насчитывается 150-200 тысяч бывших боевиков ИГИЛ. Даже если их на порядок меньше, этого достаточно, чтобы держать весь мир в напряжении.

Именно поэтому реструктуризация ИГИЛ, выдвижение нового лидера требуют максимальной мобилизации всех правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации и наших соседей по СНГ.

За годы борьбы с ИГИЛ наработаны очень полезные международные документы, содержащие подробные алгоритмы борьбы с новыми видами терроризма. Это прежде всего документы Совбеза ООН – Руководящие принципы в отношении иностранных боевиков террористов («Мадридские руководящие принципы») 2015 года, дополнение к ним 2018 года, Рекомендации по реагированию в связи с лишением Исламского государства контроля над территорией 2019 г. и подробное руководство ОБСЕ (2019 года) о выработке ответов на угрозы и вызовы, связанные с иностранными боевиками террористами, в контексте защиты прав человека. Не надо придумывать заново велосипед. В этих документах всё подробно расписано.         Снижения уровня террористической опасности не будет и к этому надо быть готовым и воспринимать это как данность.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...