(Размышления перед 10 ноября)

Четвёртая промышленная революция поглотила мир. Её воплощением в производственном контуре стала инициатива Индустрия 4.0. Но технологическая революция не ограничивается промышленным производством. Она охватывает все стороны социальной жизни. В том числе и вопросы борьбы с преступностью. Сейчас заговорили о новой инициативе — Полиция 4.0.

Существует несколько принципиальных проблем, которые необходимо учитывать при трансформации полиции настоящего в полицию 4.0.

Проблема первая

Весь мир станет цифровым. У каждого преступления в этом мире будет цифровой след. Большинство преступлений будет осуществлено с использованием высоких технологий. В одних случаях они будут орудием преступления. В других – средством поддержки преступления.

Большинство будущих преступников, буквально через пять-семь лет, станут киберпреступниками. Вместе с тем, по данным исследования, проведенного Ноттингемским университетом, установлено, что полиция Великобритании открывает дела, связанные с киберпреступностью, лишь в 15-18% случаев обращений, а до судебного процесса доходит не более 15% открытых дел. Несложно посчитать крайне низкую (не более 2%) вероятность наказания киберпреступников. Тем самым криминал всё более ориентируется именно на подобные виды преступлений, поскольку прибыльность их, как правило, превышает доход от традиционных видов преступности, а риски на порядки ниже.

Единственный способ соответствовать технологическим изменениям, это так перестроить подготовку кадров для полиции и её техническую оснащённость, чтобы полицейские разбирались в кибермире или мире высоких технологий, как минимум не хуже преступников.

Проблема вторая

Появился и далее будет только нарастать разрыв в уровне обеспечения техникой и финансами между государственной полицией на всех уровнях и силами безопасности частного сектора. Уже в настоящее время совокупные инвестиции частного сектора в информационную безопасность и противодействие организованной преступности во многих развитых странах больше, чем государственные инвестиции. Фактически частные команды безопасности – это элита государственной полиции, которая после успешной карьеры перешла на гораздо более высоко оплачиваемые и на порядок лучше оснащённые места в охранном корпоративном бизнесе.

Поскольку в обозримой перспективе у государства нет шансов выиграть кадровую гонку у частного бизнеса, единственным способом решения является постоянное и разнообразное содействие организации государственно-частых партнерств в сфере профилактики, пресечения и расследования преступлений. Очень важно обеспечить ситуацию, когда в рамках этих партнерств сотрудники частных сил безопасности были бы обязаны в обмен на государственную поддержку защищать не только интересы своей собственной компании, но и населения в целом.  Совершенствование структуры полиции большинства стран предстоит осуществлять в условиях жёстких ограничений на расходование бюджетных средств. Применительно к данной теме главная проблема в том, что у современной полиции нет ни необходимых программно-технических средств, ни кадрового потенциала, обеспечивающих эффективное противодействие высокотехнологичной преступности.

В этой связи заслуживает внимания предложения опробовать сначала в экспериментальном порядке, а в случае успеха распространить опыт более широко, по созданию государственно-частных полицейских партнёрств. Первые частно-государственные охранно-полицейские партнёрства в области борьбы с киберпреступностью созданы соглашением Ассоциации Британских банков и Ассоциации Британских компаний по управлению капиталом с Министерством внутренних дел Великобритании. Эти подразделения, созданные ещё в 2017 г., организованы за счёт обильного выделения средств банками и инвестиционными институтами на программно-аппаратное и кадровое оснащение охранно-полицейской структуры в сфере финансов. В свою очередь, Министерство внутренних дел предоставило доступ к базам данных. Министерство также осуществляет государственный контроль над деятельностью этих структур. По итогам первых лет работы структуры получили высокие оценки как со стороны финансовых институтов и банков, так и Министерства внутренних дел и Парламента.

На рубеже десятых-двадцатых годов в разных странах начинают появляться первые, пока небольшие, умные поселения и умные города. Тщательный анализ практики их создания и эксплуатации показывает, что среднедушевой доход населения умных поселений примерно в 4 раза превышает средний доход населения стран. В этой связи, по мнению ряда аналитиков и руководителей полиции, целесообразно разрешить общественным советам умных городов создавать и нанимать собственную, частную городскую полицию, подотчётную государственной полиции. Госполиция, в свою очередь, должна выступать по отношению к частным охранно-полицейским подразделениям, как источник выдачи лицензий и контролер соблюдения законности. Все же остальное должно финансироваться самими жителями этих элитных поселений.

Проблема третья

Хронический и в известном смысле не преодолеваемый кризис правовой системы, регламентирующей работу полиции и функционирование самих технологий.

Любое право – это закрепление хорошо показавших в прошлом норм и нормативов. Когда динамика общественно-политического и культурного развития не слишком высока, то это не только выгодный, но и вполне приемлемый путь совершенствования системы государственного регулирования. Однако в нынешнем быстро меняющемся мире, где промышленные инновации появляются чуть ли не каждый месяц, изменяя производственную инфраструктуру, ориентация исключительно на прошлое пагубна.

Такая ориентация приведет к нарастанию количества, увеличению емкости так называемых внеправовых серых зон, столь любимых современными преступниками. Лучший пример серых зон – это отсутствие во многих странах внятного, более-менее постоянного законодательства о криптоактивах. Подавляющая часть технологических экспертов убеждена, что уже в середине 20-х годов целые отрасли производства и обращения уйдут из-под жёсткого правового регулирования из-за внедрения принципиально новых технологий, типа блокчейна.

Сегодня эта задача не просто не решена, но даже не поставлена, и более того, не осмыслена. Фактически можно предположить, что с каждым годом всё большая часть особо высоко прибыльных бизнесов будет оказываться в серых зонах. Сама по себе серая зона или отсутствие закрепленной законом сферы правоприменения сделают эти пятна новым Эльдорадо для преступников. Что с этим делать, пока непонятно. Традиционный способ решения подобных проблем – закрыть деятельность до принятия тех или иных нормативных актов – не работает. В мире слишком много стран, нуждающихся в деньгах. Соответственно при наличии подобной спорной технологии эти страны с удовольствием предложат услугу регистрации и легализации деятельности в данной области.

Проблема четвёртая

Общемировой тенденцией является рост прозрачности личной, общественной, деловой и социальной жизни. Создание мощных систем распознавания образов видеонаблюдения, получение доступа полиции и спецслужб к базам финансовых транзакций, создание новых мощных потоков мониторинга информации о персоне непосредственно в сети незаметно и бесповоротно погрузили людей, их группы и сообщества в мир новой, практически полной прозрачности.

Такие страны, как США и Китай, Великобритания и Франция создают системы фактически сплошного наблюдения за оффлайн и онлайн активностью граждан. Бесспорно, одной из функций этой новой глобальной системы мониторинга будет предиктивное прогнозирование одиночного и коллективного экстремального противозаконного поведения. Успешная реализация подобного подхода предполагает коренное и полное изменение функционала, организационной структуры и отчетности полицейских органов.

Вся нынешняя система заточена под оперативно-розыскную деятельность и расследование преступлений. Главное для сегодняшний полицейских – это своевременно обнаружить и доказательно арестовать потенциального преступника, передав его в суд, оснастив прокуратуру мощнейшей доказательной базой.

Однако рост разрушительного потенциала отдельного преступника, а тем более группы, ведёт к тому, что цена преступления для многих обществ может оказаться запредельной. Соответственно, оно не захочет, а главное – не сможет ждать, пока человек совершит преступление, а потом полиция найдёт и изобличит его в содеянном. На разных континентах – от Северной Америки до Австралии, от Китая до Западной Европы – согласно данным социологических обследований, население уже сегодня, а не в будущем, готово на переход к предиктивной модели борьбы с преступностью.

В этой модели главным становится превентивный арест в фазе подготовки, а не героическое, бывает даже ценой жизни полицейского, задержание уже совершившего преступление человека.

Основополагающим в решении этой проблемы является использование искусственного интеллекта и больших данных.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...