9 ноября в районе сел Петровское и Богдановка взмыли в небо две сигнальные ракеты: Украина и ДНР после нескольких неудачных попыток сумели отвести свои войска от линии соприкосновения. Разведение сил на этом участке было воспринято в России и в большинстве стран мира как крупный успех на пути к урегулированию длящегося уже более пяти лет конфликта.
Тем не менее заявления, прозвучавшие из уст целого ряда известных экспертов, показывают весьма опасные в нашем случае рост благодушия и тенденцию к самоуспокоению: дескать, отвели силы в Золотом и Петровском – а там и до выполнения Минских соглашений недалеко. В том, почему нужно, что называется, постоянно держать порох сухим, разбирался наш специальный корреспондент в ДНР.
Желаемое и действительное
Народный совет ДНР на внеочередном пленарном заседании принял постановление о симметричном ответе при вводе украинской полиции или Нацгвардии на участок разведения войск в районе населенного пункта Петровское. Иными словами, донецкие парламентарии дали Киеву понять, что никто более не намерен терпеть вольные трактовки Минских соглашений и формулы Штайнмайера обитателями высоких кабинетов на Банковой и Грушевского. Вопрос ставится ребром: или Украина выполняет все взятые на себя обязательства в соответствии с договоренностями, или честно расписывается в неспособности их выполнить со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Ни для кого не секрет то, что Киев выполнил разведение войск в Золотом и Петровском с превеликой неохотой. Достаточно вспомнить массовые уличные акции необандеровцев в Киеве под лозунгом «Нет капитуляции!». Достаточно вспомнить громкие заявления украинского президента Зеленского по поводу формулы Штайнмайера, в которых красной нитью проходили два тезиса: «Нас заставили!» и «Насильно мил не будешь!».
Нечто похожее наблюдалось и в Петровском. Несколько раз на запускаемую со стороны ДНР сигнальную ракету не поступало ответа. Потом на украинской стороне начинались всевозможные нескромные телодвижения в виде прибывающих к линии разграничения представителей необандеровских группировок, занимавшихся закладкой тайников с оружием. Потом командующий операцией Объединенных сил (с недавнего времени так называется АТО – карательная операция против Донбасса) генерал Владимир Кравченко заявил, что Украина готова начать разведение 8 ноября, в 12:00 по киевскому времени (в 13:00 по московскому времени), при этом ни с ДНР, ни с ОБСЕ эту дату и время никто не согласовывал. Зачем прозвучало такое заявление, понятно: под камеры иностранных телеканалов украинские военные дают сигнал о готовности уйти с позиций вглубь территории, а противник не реагирует на столь широкий жест доброй воли! После чего вряд ли стоит сомневаться, в какую сторону под грозную филиппику был бы направлен указующий перст украинского генерала. К счастью, эту информационную провокацию удалось предотвратить и разведение войск состоялось.
Фото: dt.ua
Тем не менее Киев на этом не успокоился и заявил, что в зоне отвода расквартируют части украинской полиции и Нацгвардии, что противоречило достигнутым договоренностям. Дело в том, что, согласно общепринятой международной практике, в демилитаризованной зоне из силовиков могут находиться только лишь местные органы полиции – уголовный розыск, госавтоинспекция, вневедомственная охрана, патрульно-постовая и паспортная службы, а кроме них – районное управление органов госбезопасности. То есть только то, что требуется для поддержания правопорядка и законности, но не более: все остальные формирования (включая внутренние войска и ОМОН как способные вести боевые действия) должны покинуть эту территорию. Разумеется, украинская сторона в очередной раз попыталась выдать желаемое за действительное, на что получила из Донецка весьма жесткий и пока еще дипломатический ответ.
Прощальное письмо лисицы в винограднике
Причины такого поведения Украины становятся понятными, если присмотреться к тому, что сейчас пишет киевская пресса: за многое из того, что вышло в последние пару недель, еще год назад у издания моментально забрали бы лицензию, а самому автору материала СБУ тут же начала бы «шить» уголовное дело по обвинению в сепаратизме. Однако сейчас главный информационный тренд ведущих украинских СМИ чем-то смахивает на размышления голодной лисицы в винограднике из известной басни: «Раз я не могу сорвать плоды, значит, они незрелые и невкусные!»
Например, близкая к известному политику Юлии Тимошенко влиятельная всеукраинская газета «Зеркало недели» в ночь перед разведением сил в Петровском на своем сайте опубликовала пространную аналитическую статью «Тест на совместимость». Вот фрагмент преамбулы к ней в переводе на русский язык: «В истории Украины были президенты, которые грешили шапкокрадством (имеется в виду Виктор Янукович, осужденный в юности за похищение головного убора у прохожего. – Прим.), и президенты, которые грешат шапкозакидательством. Решение вопроса Донбасса не может базироваться на эмоциях, фантазиях и интуитивных убеждениях. Оно должно строиться на фактах и ответственных расчетах…» Преамбула заканчивается словами: «Прочитайте. Это больно. Но это отрезвляет…»
Фото: rt.com
В статье публикуются результаты социологического исследования, проведенного харьковской фирмой «Нью имидж маркетинг групп», в ходе которого было опрошено по 1600 человек с обеих стороны линии разграничения в Донбассе. Если вчитаться в сухие цифры, то становится понятным, что полученные исследователями данные есть не что иное, как смертный приговор всей нынешней политике Киева в отношении шахтерского края. Просто процитирую фрагмент статьи:
«Если кто-то, как президент Зеленский, думает, что жители оккупированных территорий Донбасса с нетерпением ждут, что «вскоре наша власть здесь появится, вскоре наши ребята к нам вернутся», то это далеко не так. Очень далеко. Лишь 5,1% опрошенных по ту сторону линии разграничения хотят «быть частью Украины, как прежде». Еще 13,4% видят сейчас подконтрольные ЛНР/ДНР территории «частью Украины, но с особым статусом». Вместе – 18,5%, то есть меньше чем одна пятая часть жителей ОРДЛО видит будущее своей малой родины в Украине. К независимости стремятся тоже не слишком много респондентов – 16,2%. А вот 50,9% считают, что нынешние территории ЛНР/ДНР должны стать частью России, еще 13,4% – «частью России, но с особым статусом». Следовательно, подавляющее большинство жителей ЛНР/ДНР – 64,3% – видит эту часть Донбасса в составе России. Примечательно, что лишь 0,8% респондентов отказались ответить или затруднились с ответом на вопрос о статусе территорий, находящихся сейчас под контролем ЛНР/ДНР, то есть жители оккупированных территорий вполне определились со своим мнением о будущем этих районов Донбасса. Впрочем, как и всего региона в целом…»
Еще раз: исследование проводила харьковская социологическая фирма на западные гранты (а посему, стоящая на вполне понятной идеологической платформе), а статья о его результатах опубликована в издающейся в Киеве газете, которая ни разу не была замечена в симпатиях ни к России, ни к Донбассу! И самое интересное, что это далеко не единственная публикация подобного рода: спустя два дня после выхода вышеупомянутой статьи в «Зеркале недели» киевский информационно-аналитический портал «Хвиля», что в переводе означает «Волна», разместил материал, в котором его автор, украинский публицист с русской фамилией Всеволод Непогодин, рассуждает о накопившихся мировоззренческих расхождениях между Украиной с одной стороны и Россией с Донбассом – с другой.
Итак, слово пану Непогодину: «Мне, гражданину Украины, тридцать четыре года, и я ни разу не был в Донецке и Луганске. С детства мне запомнились строки из песни «Прощальное письмо» группы Nautilus Pompilius: «Goodbye, Америка, о, где я был никогда. Прощай навсегда». С учетом сложившихся геополитических реалий я прекрасно понимаю, что мне уже никогда не попасть в Донецк и Луганск, поэтому решил написать свое прощальное письмо, обращенное к жителям ОРДЛО и спикерам, выступающим в публичном пространстве от имени этих территорий. <…> Россияне и сочувствующие им в ОРДЛО воспринимают себя как наследников тех, кто победил нацизм и дошел до Берлина в 1945 году. Мы же воспринимаем россиян и лднровцев как наследников тех, кто наматывал венгров на траки танков в 1956 году и по пражской брусчатке размазывал колесами бронетранспортеров чехов со словаками в 1968 году. <…> Мы идем на Запад в европейское будущее с песнями, плясками, хороводами, драками, сварами, тыном, млыном, глечиками, Бандерой, Петлюрой и Мазепой. ОРДЛО и РФ идут правее на солнце вдоль рядов кукурузы и на валенках в сорок пятый год, в азиатское прошлое…» Как говорится, комментарии излишни.
Откажется ли Киев от Донбасса?
Чем же восстановление отношений с Донбассом так страшит Украину? Ответ кроется в глубокой разнице сущности сторон конфликта. Донбасс по своей сути – это империя, и нормально существовать он может только в рамках имперского проекта. Вне рамок такового шахтерский край будет обречен на достаточно мучительное прозябание. Однажды довелось услышать интересную и парадоксальную мыль о том, что ключи от Севастополя хранятся в Донецке: образ действительно очень яркий, ибо Донбасс изначально осваивался как тыловая база не только Черноморского флота но и всего могущества России на южном направлении. Небезынтересно и то, что, даже оказавшись в составе независимой Украины, Донбасс пытался переформатировать ее в имперском ключе. И это стало одним из поводов для «оранжевого» переворота в Киеве осенью 2004 года.
Украина же изначально замышлялась польской шляхтой в качестве реванша за разделы Речи Посполитой, и она должна была стать своеобразным тараном, раскалывающим Российскую империю. Вспомним начало XIX века, когда в Варшаве бывшие угнетатели «вдруг» воспылали любовью к тем, кого они еще вчера ни в грош не ставили: в литературе польского романтизма появляется целое направление, именуемое «украинской школой», последним писком моды для экстравагантных юных шляхтичей было наряжаться в костюмы малороссийских крестьян, а для их степенных отцов – обряжать камердинеров в шаровары и папахи в стиле Запорожской Сечи. Кому-то такое может показаться безобидным чудачеством, но не будем забывать, что отраву тоже преподносят в яркой и красивой обертке. Ведь целью реваншистов было воспитание людей, которые явно не намерены хватать звезды с неба, которым будут не нужны ни бескрайние просторы Арктики, ни тайны элементарных частиц, ни далекие внеземные миры. Им нужны были те, кто мечтал максимум «про домик в Жаворонках с коровой и кабанчиком», ой, простите, про «садочек вишневый около хаты». Причем той хаты, которая с краю: ее хозяевам уж точно не нужна никакая империя.
Вот поэтому Киев столь упорно саботирует процесс мирного урегулирования в Донбассе: наделить правами регион, который Украина считает не просто чужеродным, а враждебным, для нее смерти подобно. И мы видим, как пресловутое «окно Овертона» сдвигается в сторону идеи об отказе Украины от Донбасса. Южно-осетинский сценарий вполне бы устроил официальный Киев: навсегда потерять непокорные территории в результате бездарно проведенной военной операции куда удобнее, чем выстраивать с ними отношения. Поэтому новых провокаций от Киева можно ждать в любой момент.