М. Делягин:
— Здравствуйте! Мы с вами отметим Новый год на следующей неделе, а сегодня все серьезно. Не могу не отреагировать на призыв садиться на диету не за два-три дня до Нового года, а пораньше. Это правильный подход. Диетологи рекомендуют садиться на диету за два-три года до 31 декабря, тогда вы подойдете к новому году стройными и подтянутыми. За полтора года садиться на диету не очень интересно. Конечно, лучше садиться за пятилетку. А приходить на новогоднее празднование в обтянутом костюме по фигуре, я предложу свой рецепт. Приходите в костюме общей химической защиты. Все будут смотреть только на вас, и вы сможете есть сколько хотите. И никто вас не захочет сдерживать.
Голосование. Оно очень простое. Боитесь ли вы врачей? Такой вот резкий переход. Когда я был маленький, врачи нас лечили. И мысль о том, что врач чего-то может не знать, мы, конечно, это понимали. Но мы понимали, если врач чего-то не знает, то не потому, что ему лень, что он не хочет нас лечить. А сейчас я сталкиваюсь с людьми, которые просто не хотят ничего делать. Не хотят учиться, получать образование.
Есть замечательные врачи. И не только в Москве, но и во многих регионах. В Шатуре замечательная больница, в других местах. Но очень часто они лечат нас по Гуглу, потому что в Гугле написано больше. И, конечно, реформа здравоохранения производит шоковое впечатление.
Боитесь ли вы врачей. Начинается голосование.
Почему я начал обсуждать проблему врачей? Вице-премьер Голикова, вероятно, наслушавшись президента, который подверг критике то, что происходит в сфере здравоохранения, заявила, что оптимизация здравоохранения в некоторых регионах прошла ужасно. Она констатировала самоочевидный факт, что произошло снижение доступности и качества медицины. Правда, на вопрос, кто в этом виноват, сказала, что виноваты все, в переводе на русский, не виноват никто. Она сказала, что виноват и центр, и регионы. Для понимания: центр определяет реформу, в регионы вынуждены подчиняться правилам, которые задает центр. И когда говорят, что виноват и центр, и регионы, это производит впечатление перекладывания с больной головы на здоровую.
Госпожа Голикова констатировала результат, в том числе, и своей собственной деятельности просто для того, чтобы поддержать президента Путина. Президент не выдержал и красочно описал, что у нас происходит даже в сфере создания средневековой модели медицины. В большинстве регионов просто провалена программа строительства фельдшерско-акушерских пунктов. Это пункты, где нет врачей в принципе. Это медицина средневековая. Это фельдшер и акушер. И даже программа их создания провалена! А где они построены, там отчаянная нехватка персонала.
Я три года назад изъездил Красноярский край. И на окраине мегаполиса Красноярска главврач больницы просто плясал от радости, потому что у него после всех сокращений штатов обеспеченность врачами составляла, по-моему, 55 или чуть меньше 60 процентов. И когда я обратил его внимание на то, что 40 процентов врачебных специальностей нет, он мне объяснил на пальцах, что в других больницах, которые чуть подальше от Красноярска, там обеспеченность врачами составляет и 35 процентов, где-то 40 процентов. Это очень хороший показатель. За эти три года ситуация, судя по всему, существенно ухудшилась.
М. Делягин:
По официальным данным численность больниц с 2000-го года по 2015 –е годы было сокращено в два раза. Число поликлиник снизилось почти в 13 процентов. Это называется оптимизация. Уничтожение, по сути дела, здравоохранения. Превращение его в здравозахоронение. Продолжение такими темпами привело бы к тому, что в 21-22-м годах количество больниц в России было бы доведено до уровня 1913 года, с которым любили все сравнивать в советские годы. Это логично. У нас взят курс на десталинизацию, декоммунизацию, десоветизацию. Какой утюг не включи, он начинает рассказывать, как все было ужасно в СССР. Безусловно, это общий тренд, общая политика.
Я подозреваю, что госпожа Голикова с гордостью все это говорила, она же отвечает за эту сферу. Это же она непосредственно все осуществляет! Но поразительно, что это вызвало протест и негодование со стороны министра здравоохранения госпожи Скворцовой, которая политику госпожи Голиковой осуществляет ручками. Она выразила негодование по этому поводу. Она заявила, что «излишне эмоционально говорить, что там что-то ужасно проводилось». Министр здравоохранения даже не может сформулировать на человеческом языке, о чем она говорит! «Нельзя согласиться с тем, что в результате снизилась доступность и качество». Так и хочется сказать, что есть наглая ложь, а есть заявление министра здравоохранения. Эта дама, говорят, когда-то была врачом и даже очень хорошим. Может, ей вернуться к профессии?
У нас звонок от Сергея Ивановича из Подольска.
— Я не соглашусь ни с Голиковой, ни со Скворцовой. Я работал в «Медтехнике». Подольские врачи убили родного брата. Я три дня записывался в городскую стоматологическую поликлинику. И кошмар! Чтобы протезировать зубы, это масса бумаг! 15 пунктов надо собрать бумаг, что я работал, прочее. Я разговаривал с министром здравоохранения Подольска. Возле поликлиники встретил. Сказал, что не могу записаться в стоматологическую поликлинику государственную. И он сразу сел в машину и уехал. Более того, на улице Кирова в одном доме две стоматологических забегаловки, на Большой Серпуховской три. И все людей загоняют в платные поликлиники. В государственную очень тяжело попасть.
Я сегодня записывался к врачу. Там по времени и без времени. Там такой бардак! Я возмущен! Такого не было! Я объезжал поликлиники, когда работал, ремонтировал оборудование. А сейчас дикость какая-то! Согласен с вами, нет у нас медицины. И чем быстрее вы уберете Скворцову, тем лучше будет для народа.
М. Делягин:
— Я-то не могу. Я ее убирать не стал бы, я бы их всех под суд отдал за то, что они творят. Москва – отдельное княжество в России, но в Москве-то произошло уничтожение здравоохранения несколько лет назад, потому что типа москвичи самые богатые, деньги у них есть и нечего им лечиться за государственный счет. И в Москве, в самом комфортабельном, на мой взгляд, мегаполисе мира воспользоваться бесплатными медицинскими услугами, той же стоматологией, невозможно. Другое дело, что в сфере жизни, да, неплохо. Обычные государственные и по «Скорой» все неплохо. Но это как повезет. А в Подмосковье произошло уничтожение здравоохранения. Во многих местах надо ехать не меньше часа, чтобы до роддома доехать. И не факт, что там будут места. Это бред и безумие. Подмосковью, конечно, никогда не везло с губернаторами, но Воробьев как-то особенно выделяется на общем фоне. А если мы пойдем дальше в регионы, то я боюсь, что мы увидим тот же кошмар и ужас.
Михаил из Балашихи в эфире.
— Добрый вечер! Я на другую тему. У меня очень хорошая знакомая работает в бухгалтерии бюджетного медицинского учреждения. В Подмосковье. И у них по программе дорожной карты очень неплохие доплаты врачам. И почему врачи жалуются в глубинке на недоплату, мне не понятно. Программа эта должна распространяться на всю территорию. Получается, где-то платят, а где-то не платят?
М. Делягин:
— Элементарно. У нас школьное образование и здравоохранение находится в ведении регионов. За исключением некоторых небольших сегментов. Поэтому очень легко… В Москве у школьного учителя зарплата может быть 70 тысяч рублей. Собственно, и есть такая зарплата. И если человек имеет какие-то прибавки, то он получает больше. А в Мордовии она может быть 3600 рублей или 10 тысяч за те же самые нагрузки. И с врачами то же самое. Вы можете попасть в программу, а можете не попасть. Даже в Подмосковье есть районы, которые под программу попали, а есть, которые не попали. Здесь все по-разному. Это та сфера, где нашего государства не существует, потому что оно свои обязанности перебросило на регионы. Одной рукой регионы деньги забирают, а другой перебрасывают на них обязанности. Есть губернатор, скажем, как орловский Клычков, он коммунист, настоящий коммунист, он честный. И он говорит, что у меня министерство финансов требовало закрыть школы под угрозой лишения меня трансфертов. А я, говорит, от этого дела отбивался и отбился. Наверное, то же самое происходит с больницами, но не все могут отбиться.
У нас звонок от Надежды Михайловны из Саратова.
— Здравствуйте! У меня вопрос не по существу. Почему сегодня, вчера говорили, что наши подписали, это… Хотят, чтобы мы заплатили три миллиарда долларов Украине, хотя до этого мы не хотели платить эту сумму. Но там присудил арбитражный суд. Но нигде не говорится, а за что мы должны заплатить эти деньги? Мы ведь давали в долг вот этому, Януковичу.
М. Делягин:
— Если совсем грубо, то за терпимость к фашизму мы должны заплатить. За то, что мы считаем нынешнюю оккупированную Украину фашистами обычным государством, как и все остальные. Как возник долг Газпрома перед Украиной, точнее, перед Нафтогазом, украинским аналогом Газпрома. У нас было соглашение, по которому страна, которая приобретает газ, обязуется купить некоторый минимальный объем газа. Если ей этот минимальный объем газа не нужен, и она берет газа меньше, чем предусмотрено договором, она все равно оплачивает минимальный объем газа. И вот Украина, поскольку она занималась уничтожением своей экономики, она покупала существенно меньше газа, чем она подписала с нами в рамках соглашения. Поскольку она газ не выбирала, то возник долг порядка более 24 миллиардов долларов. Но этот газ не прокачивался по территории Украины. И соглашение о прокачке газа сделано абсолютно зеркально. Если вы не прокачиваете по территории минимальный объем газа, то вы должны заплатить как за минимальный объем. И вот этот объем составил два-два с половиной миллиарда долларов.
Итак, более 24 миллиардов Украина была должна Газпрому за то, что она не купила минимальные объемы газа, поскольку она их не купила, то за то, что Газпром не прокачивал по территории Украины не купленный Украиной газ, Газпром должен был Украине два с половиной миллиарда долларов. И вот Стокгольмский арбитраж принял решение, что поскольку Россия – это источник всех зол, бед в мире, то Украина России не должна ничего. А Россия Украине должна все. Долга более 24 миллиарда долларов, они сказали, что этого долга не существует. Стокгольм сказал. А долг за то, что Газпром не прокачал по территории Украины газ, который Украина не купила, вот этот долг они признали и оформили. И Российская Федерация этот бред сейчас признала! Если это не преступление против национальных интересов, я не знаю, как это назвать. Наверное, это теперь называется государственной политикой.
Александр из Казани, вы в эфире!
— Добрый вечер! Олег Нилов был приглашен Норкиными в передачу. Так вот…
М. Делягин:
— Уважаемые коллеги, если вы не можете сформулировать вопрос, не звоните.
Рамазан из Московской области, вы в эфире.
— Здравствуйте! Мне кажется, что вы умный человек по экономике. Думаю, вам надо представить свою кандидатуру на пост премьера России.
М. Делягин:
— Большое спасибо! Насчет представить свою кандидатуру, понимаете, не так все это делается. Это смешно будет выглядеть и нелепо.
Андрей из Москвы, вы в эфире.
— Вчера Путин рассказывал об успехах сельского хозяйства. Я на своем рационе этого не замечаю. Хлеб, хоть и медленно, но дорожает. Чей кошелек обогащается за счет нашего растущего сельскохозяйственного экспорта?
М. Делягин:
— Как чей? Экспортеров. Тех организаций, которые занимаются экспортом. У нас в стране больше тридцати лет строится капитализм. А это не когда у трудящихся увеличиваются доходы, а когда доходы увеличиваются к тех, кто эксплуатирует трудящихся. Это официальная позиция. И у нас рост экспорта зерна, значит, владельцы агропромышленных холдингов, да, у них доходы растут. А то, что это людям не достается, там, где владелец – человек совестливый, то и людям достается. А если он считает, что он новый феодал, а вокруг одни крепостные, так государство ему предоставляет полную возможность быть новым феодалом и гнобить крепостных так, что не каждой Салтычихе снилось в позапрошлом веке.
Успехи сельского хозяйства для статистики, для финансов. Что такое экспорт зерна? Это импорт мяса. Советский Союз ввозил зерно, но фуражное, чтобы скот кормить, чтобы мы ели свое мясо, сливочное масло.
Тут мне пишут, вспомните конец восьмидесятых. Знаете, о социализме и СССР судить по концу восьмидесятых, это то же самое, что о сталинском времени судить по 37-му году. Или о времени царском по 1916-му году. Это примерно одинаковый бред.
1187 спрашивает: зачем мы строим капитализм? Его строим не мы, а люди, которые захватили власть в государстве в конце восьмидесятых. И продолжают политику обогащения за счет разграбления советского наследства. 90-е годы грабили материальный капитал, сейчас социальный. И не очень хорошие у нас перспективы в этом отношении.
Да, мы все время говорим «мы» про государство, подразумевая, что оно наше. Это эхо советской цивилизации. На самом деле, вряд ли можно сказать, что это государство наше.
Вот Иван пишет о своем дяде в уральской глубинке. В 11-м году увезли с инфарктом на «Скорой», попал в пересменку, его бросили в коридоре. А когда пришли его спасать, он уже умер. Знаете, думаю, у большинства из нас есть история, как российская медицина убивала наших знакомых или близких.
Искандер из Казани спрашивает, а три миллиарда, которые мы ссудили Януковичу, украинцы собираются возвращать? Нет, не собираются. Заявляют об этом очень давно. Они должны были в 15-м году вернуть. Четыре года они нас посылают. И четыре года международное сообщество стоит на их стороне. А Россия только утирается и жалобно попискивает что-то жалобно. Судя по всему, расположение Запада для российской бюрократии значительно важнее, чем интересы страны.
Вот Михаил Васильевич пишет, что в Москве в институте неврологии оклады врачей составляют менее 10 тысяч рублей в месяц. Это ниже прожиточного минимума. Президент подписал указ, что с 1 мая прошлого года работающие на полную ставку не могут получать ниже прожиточного минимума. И вот вам конкретная реальность! Правда, вы тут же разъясняете по этому поводу, что их перевели на полставки, на одну десятую ставки. Они за это вынуждены работать полный рабочий день. Это нормально для нынешнего государства. Это повседневная реальность.
Скиф пишет: почему у нас устроили капитализм? Потому что только под прикрытием капиталистической идеологии можно было так бессовестно грабить страну и народ! Уважаемый Скиф, не соглашусь. Под прикрытием феодальной идеологии, рабовладельческой идеологии страну и народ можно грабить более бессовестно. И нам это уже начинают показывать, что называется, весомо, грубо и зримо.
У нас Рамазан из Москвы в эфире.
— Добрый вечер! Кто и почему нашему обществу навязывает всегда и везде четырехпроцентный формат инфляции? Кто и почему до сих пор тщательно не борется с криминальной аферой века под названием «капремонт»?
М. Делягин:
— Капремонт приносит колоссальные деньги, подозреваю, всем, кто к нему причастен. Поскольку эти люди очень близко стоят к органам государственного управления или же образуют органы государственного управления, то сами против себя они бороться не в силах. Даже если вдруг захотят. Афера века под названием «капремонт» придумывалась, я так понимаю, для ограбления людей. И кое-где кое-какой капремонт, действительно, ведется, но в целом это было преддверие мусорной реформы, когда с людей начали собирать в разы повышенные платы за вывоз мусора. И потом стали чесаться, а что с этим мусором делать? Куда его везти? И вот уже год чешутся, решить не могут. А деньги собирают исправно. Это открытый и нескрываемый грабеж. Возведенный в принцип.
Кто и почему навязывает четырехпроцентную инфляцию? Низкая инфляция очень важна для финансовых спекулянтов, чтобы в страну могли входить финансовые спекулянты. Инвестиции производственные, а им важна не низкая инфляция, а стабильная. Если она стабильная, то она может быть и больше десяти процентов, даже при пятнадцати процентах, если она стабильная и предсказуемая, инвестиции в реальный сектор приходят и прекрасно себя чувствуют. Им, конечно, лучше пониже, но не критично.
А вот низкая инфляция важна именно для спекулянтов. Что рубль будет укрепляться относительно доллара, неважно, что происходит с экономикой, и тогда иностранцы могут вкладывать в Россию, в рублевые инструменты государственные бумаги. И получать там 9% годовых. 5% годовых, что в мире запредельно высоко. И поддержка таких финансовых спекуляций является сутью нашей позиции, потому что позиция этого государства, а либералы, которые управляют социально-экономическим блоком, это люди, которые обслуживают интересы глобальных спекулянтов.
Вся наша история с начала 90-х годов – это искусственное занижение инфляции в интересах финансовых спекулянтов. Дальше девальвация, которая предсказуема и прогнозируема. И финансовые спекулянты наживаются на ней еще больше. Дальше новый цикл укрепления. У нас так было перед девальвациями 98-го года, перед 2008-го года, 2014-го года. И сейчас у нас точно так же цикл наблюдается. Думаю, до следующего лета рубль будет стабилен или крепок, инфляция будет занижаться. Как честно сказала Набиуллина в свое время, мы снижаем инфляция методами, которые ведут к обеднению населения. Она это сказала без всякого стыда, волосы на себе не рвала. И государственных спекулянтов это все устраивает.
У нас звонок от Сергея из Сыктывкара.
— Здравствуйте! Можно ли во времена СССР вернуться? Ведь все по полочкам было разложено, все правильно!
М. Делягин:
— А вам сколько лет?
— К полтиннику.
М. Делягин:
— Вы застали Советский Союз, когда все сыпалось уже. Но даже в лучшие годы все по полочкам разложено не было. Наша история совершенно не безоблачна, поверьте. Другое дело, что государство искренне пыталось служить народу. У него получалось далеко не всегда, иногда в народ этот самый приходилось стрелять, как в Новочеркасске, еще несколько таких ж е в начале 60-х. У нас было огромное количество проблем, трагедий. Это задним числом кажется, что все было разложено по полочкам. Это на фоне нынешнего бардака. Но фундаментальное отличие советского государства от нынешнего в том, что тогдашнее государство искренне пыталось служить народу. Получалось не всегда. Нынешнее государство, на мой взгляд, народу даже не пытается служить. У него нет в системе управления представления о том, что можно служить людям.
Как туда вернуться? Знаете, если мы не вернем, то не вернет никто. Не очень патриотично, наверное, я люблю сказку про Гарри Поттера. И там есть момент, когда его спасает неизвестно кто. Он думает, что это его отец вернулся с того света и его спас. А потом он путешествует во времени, попадает в этот же момент. И прячется там за кустами, чтобы посмотреть на своего отца, как отец будет его спасать. А отца все нет и нет. И он понимает, что никакого отца не было. Что ему самому надо себя спасать.
Вот никто не даст нам избавленья, не Бог, ни царь и не герой. Хотим что-то сделать, придется делать самим. Никто ничего не сделает. Поверьте. Чувство исторического одиночества, оно ужасно. Но не придет Ленин, не придет Сталин. Самим придется из своей среды выдвигать лениных и сталиных. А если не выдвинем, то выдвинутся горбачевы, а то и власовы, которых пруд пруди сейчас.