Антикризисные меры, озвученные Владимиром Путиным в обращении к нации, потребуют дополнительных расходов бюджета, а снижение страховых взносов приведет к дефициту внебюджетных фондов и нивелируют эффект от повышения пенсионного возраста.
Доходы государственных внебюджетных фондов в 2019 году составили 11,2 трлн рублей. Из них 7,8 трлн рублей это поступления от страховых взносов, а оставшиеся 3,4 трлн рублей — бюджетные ассигнования. Владимир Путин предложил вдвое снизить страховые взносы с зарплат для малого и среднего бизнеса. Таким образом, выпадающие доходы внебюджетных фондов, куда входит Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, а также Фонд социального страхования, будут нарастать.
В 2015 году комитет ГД по экономической политике уже предлагал снижение страховых взносов для МСП до 14%. В правительстве заявили, что это можно сделать только найдя источник замещения выпадающих доходов. Среди способов замещения обозначалось повышение пенсионного возраста. В результате пенсионный возраст повысили в 2018 году, а страховые взносы для МСП так и остались на уровне 30%.
По данным Росстата, доля МСП в экономике России по итогам 2018 года составила 20,2%. Численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, составляло 19,2 млн человек. При среднемесячной зарплате в размере 43 тысяч рублей страховые взносы МСП во внебюджетные фонды составляют примерно 2,9 трлн рублей. Таким образом, в результате снижения страховых взносов до 15% выпадающие доходы внебюджетных фондов составят примерно 1,45 трлн рублей. Это полностью нивелирует эффект от пенсионной реформы, благодаря которой собственные доходы ПФР в 2019—2021 годах будут увеличиваться примерно на 290 млрд рублей ежегодно.
Доктор экономических наук Михаил Делягин считает, снижением страховых взносов с МСП Владимир Путин дал понять, что пенсионный возраст можно было и не повышать.
— Как вы относитесь к снижению страховых взносом с МСП?
— К снижению страховых взносов как таковому я отношусь позитивно, потому что в условиях кризиса нужно снижать налоговое давление. Эта мера правильная. Другое дело, что она недостаточная. Представителям МСП не из чего платить страховые взносы, даже сниженные. Во-вторых, она сохраняет регрессивную шкалу налогообложения: если человек получает минимальную зарплату, то на него все равно начисляется 30%.
— Приведет ли такая мера к дефициту во внебюджетных фондах?
— Что-то мне подсказывает, что никто не рассчитывал баланс бюджета фонда обязательного медицинского страхования, никто не рассчитывал бюджет пенсионного фонда. Нам рассказывали, что в пенсионном фонде не хватает денег, поэтому нужно на пять лет переносить пенсионный возраст — Путин нам это рассказывал. И вдруг оказывается, что можно в два раза снизить взносы, основная часть которых идет в пенсионный фонд.
— Каким образом можно возместить выпадающие доходы внебюджетных фондов?
— Их не так много. Во-первых, неиспользованные остатки средств на счетах федерального бюджета 14,4 трлн рублей. Во-вторых, если вдруг кто-то захочет начать экономить деньги, то фонд обязательного медицинского страхования нужно ликвидировать как категорию и перевести здравоохранение на прямое бюджетное управление, как это было при советской власти. Потому что ФОМС съедает 20% расходов на здравоохранение на свои административные расходы.
— Значит повышение пенсионного возраста было зря?
— Своими действиями товарищ Путин обнулил собственные заявления, которые делал во время повышения пенсионного возраста. Мы все знали, что его заявления не соответствуют действительности, теперь он сам это подтвердил. С точки зрения оперативной реакции на катастрофическую ситуацию эта мера правильная, хотя и недостаточная.