Железный Феликс, «дух изгнанья, летал над грешною землёй». И вот он навис над Лубянской площадью, его испепеляющий взгляд упал на Соловецкий камень, и мозги московских либералов вскипели от негодования и ужаса, а в мозгах патриотов вспыхнула ослепительная мечта о политическом реванше и возмездии. Медики отмечают, что в течение года то и дело возникает поветрие: распространяются эпидемии гриппа, кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, у нервных больных начинаются психические кризы. Такие же поветрия несколько раз в году происходят и в общественном сознании, когда то всплывает тема переименования улиц, то установки и разрушения памятников, то возникает острейшая проблема: вынести или не вынести тело Ленина из Мавзолея. Общественная мысль бурлит вокруг этих тем, лучшие умы схватываются в непримиримых баталиях, оскорбляют друг друга, ненавидят. Утихшие было распри вновь разгораются, и Россия с остервенением расчёсывает на себе едва зажившие раны.

Эти огненные темы вбрасываются в общественное сознание для того, чтобы отвлечь от накопившихся мучительных, требующих решения проблем. Обществу не предлагают обсудить такую вопиющую проблему, как развитие — обещанное, но так и не наступившее. Не предлагают выяснить, что мешает этому развитию осуществиться, не предлагают рассмотреть или угадать силы, которые его останавливают, и наметить пути долгожданного прорыва.

Общество не обсуждает, являются ли современные российские миллиардеры олигархами?  Или их вовсе нет, потому что олигархи исчезли после того, как из политики были устранены Гусинский, Березовский, Ходорковский, Невзлин — те, кто непосредственно влиял на политическое руководство страны. Общество не обсуждает, являются ли сегодняшние миллиардеры, работающие на европейских рынках, противниками современной путинской политики, которая приводит к санкциям и изоляции России от Запада? Не слишком ли опасна та двойственность, которая побуждает Россию всё дальше отдаляться от Запада с его санкциями, с его претензиями влиять на внутрироссийские процессы, и при этом  видеть в Западе главного экономического партнёра? Ведь Россия импортирует на Запад нефть, газ, сталь, продовольствие и удобрения. И не является ли эта двойственность источником опасного разлома, наметившегося в российской политике?

Не обсуждаются идеологические модели, появляющиеся в либеральной и патриотической среде. Не обсуждаются общественные конфликты, что вызваны не сиюминутными политическими коллизиями, а глубинным идеологическим мировоззренческим расколом, который кажется непреодолимым и сопутствует всей русской истории.

Серьёзно не обсуждается проблема Навального, который в либеральных СМИ, таких как «Медуза», «Дождь», «Эхо Москвы», «Новая газета», превозносится как мученик и святой, подобно Нельсону Манделе. А правительственные средства информации смешивают его с грязью, и в лучшем случае называют «берлинским пациентом». Как объяснить, что одна часть государственных СМИ, например, крупнейшие телевизионные каналы, беспощадно уничтожают Навального, а другие государственные СМИ, например, «Эхо Москвы», вещающие на деньги Газпрома, поют Навальному осанну? Какова же истинная позиция государства по отношению к Навальному? И в какой части Навального обосновалось Центральное разведывательное управление Соединённых Штатов, а в какой части — Федеральная служба безопасности России?

Россия ищет идеологию. И не находит её. На «Эхе Москвы» вещает блистательный Невзоров. Ему нет равных в современной российской публицистике. Он метафоричен, непревзойдённо владеет языком, поразительно осведомлён. Он работает, как огнемёт, и каждую среду испепеляет все тростниковые и соломенные постройки, которые за неделю возводит государственная пропаганда. Невзоров — звезда «Эха Москвы». Он — всадник тьмы, скачущий по просторам России. Когда он влетает в свет, свет становится тьмой. А когда он влетает в тьму, тьма становится тьмой тьмущею. Вы хотите знать, в чём идеология современной России? Приглядитесь к тому, что истребляет Невзоров своими беспощадными отточенными ударами. Каждая истреблённая Невзоровым цель есть элемент российской идеологии. Соберите обломки, что оставляет проносящийся мимо всадник тьмы, сложите из них целое, и вы получите идеологию государства Российского.

На спине иноходца, на котором мчится всадник тьмы Александр Невзоров, появился другой наездник. Это Феликс Дзержинский. Он сидит в одном седле с Невзоровым, обхватив того за пояс, — они несутся, и стук копыт разносится по кабинетам Лубянки. Там слушают этот цокот и говорят: «Наши скачут».

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...