— Сергей Владимирович, хотелось бы обратиться к Вам, как одному из основных организаторов и спонсоров написания знаменитой «Русской доктрины», а также автору концепции «РНК». Дискуссия о необходимости принятия идеологического курса в России в последнее время развернулась с новой силой. Почему?
— Запрос на новую государственную идеологию стал еще более актуален после внесения изменений в Конституцию России. Патриотические тезисы всё чаще звучат в речах известных экспертов и политиков.
Впрочем, статья 13 в обновленной Конституции РФ не изменилась, она по-прежнему декларирует, что ни одна идеология в России не является доминирующей. Но это утверждение в известной степени лукаво. Государств без идеологии не бывает. После развала СССР доминирующей в России по факту стала западная, неолиберальная. «Европейские ценности» вот уже 30 лет инфильтруются во все поры общества, от бытового уровня до масс-медиа. В экономике либеральный курс также неизменен все эти годы. Противникам господствующей на сегодня в РФ идеологии сложно с ней бороться еще и потому, что формально такого статуса у нее нет. Но по факту сейчас стоит вопрос именно о ее замене, переходу на идеологию, которая будет приемлема не только «элите», но и большей части населения и России в целом.
Россия невероятно богата, но при таком откровенно несправедливом распределении доходов, даже их уже ощутимо не хватает. Простой пример: сбор денег по ТВ на лечение умирающих российских детей, и это на фоне многомиллиардных затрат «российских абрамовичей» на зарубежные футбольные клубы, дворцы и яхты. К слову, о «заработанных» миллиардах большинства наших олигархов. Сам Роман Абрамович, благодаря близости к семье Ельцина, «приватизировал» у государства компанию «Сибнефть» за 100,3 млн.долларов, а затем продал ее обратно государству же, в лице «Газпрома», за 13,1 млрд.долларов. Но есть люди, которые почему-то считают, что наши российские олигархи добились успеха благодаря своему потрясающему интеллекту и невероятной работоспособности! Хотя такие, безусловно, существуют. Как пишет издание «Незыгарь», согласно подсчету «Financial Times» состояние российских миллиардеров равно 35% от ВВП страны, в которой они живут, а в кризисный 2020 г. увеличилось на 10 п.п. За 30 рыночных лет из страны было выведено по разным оценкам более 2-х триллионов долларов. На эти средства можно было бы построить примерно 500 (!!!) крымских мостов.
Президент Путин в своем последнем послании Федеральному собранию даже был вынужден прямым текстом говорить о необходимости оставлять прибыль внутри страны, а не цинично выводить ее «за бугор». Впрочем, подавляющей части высшей исполнительной и законодательной власти России и её духовно-культурной прослойки эта ситуация, похоже, вполне устраивает. Может быть до очередной «революции» с экспроприацией?
Безграничная страсть «элиты» к славе, власти и деньгам вредит не только обществу и государству, но ей самой. Удовлетворение эго, бесконечные браки-разводы-скандалы, смакуемые в СМИ, круглосуточная забота о росте и защите «нажитого» от «проклятых конкурентов» и власть имущих по обе стороны границы. Всё это выхолащивает и опустошает душу человека, лишает его гармонии, душевного равновесия. Избыточное богатство и счастливая семейная жизнь редко уживаются под одной крышей. Исключения только подтверждают общее правило.
Собственно, о том, что богатому почти невозможно попасть в Рай, сказано две тысячи лет назад в главном идеологическом документе человечества — Библии. Так что замена приоритетов с «материальных» на «духовные» принесла бы пользу не только «простым людям» и государству, но и тем, кто, в любом случае временно, оказался на «вершине пищевой цепочки». Прав был Михаил Жванецкий: «Что-то нужно менять в университете» (т.е. в головах).
— В развитых странах именно либеральная идеология во многом обеспечила динамичное развитие и впечатляющий уровень благосостояния, вывела эти страны на передовые позиции в мире. В чем вы видите коренные пороки этой доктрины?
— Либеральная идеология сыграла свою роль в период становления капитализма. Но сегодня ее потенциал исчерпан, и она всё чаще становится тормозом развития общества. К тому же еще вопрос, что больше повлияло на благосостояние западного общества: «демократия» или же эксплуатация рабов и ограбление колоний.
Сейчас, например, в среде «элиты» становится популярным «свежая» идея о том, что население Земли растет слишком быстро, и ресурсов планеты на всех не хватит — надо подумать о мерах по сокращению человеческой популяции.
Безудержное потребление в странах «золотого миллиарда» (да и не только у них), стало культом и смыслом жизни. Это заставляет «обновлять» смартфоны, автомобили, одежду и т.д. не потому, что они перестали функционировать, а потому, что появилась «новая модель». Старая — не престижна. Огромное количество продуктов питания не используется, портится и выбрасывается, в то время как в бедных странах умирают от голода. Понятно, что при таком подходе «ресурсов не хватает».
Страны «золотого миллиарда» к тому же потребляют в разы больше, чем производят.
Перекос в сторону материальных ценностей и здесь не сделал человека лучше. К примеру, раньше педерастия рассматривалась как смертный грех, извращение, болезненное отклонение от нормы. Сегодня в западном обществе она не просто узаконена, а сделалась «нормой жизни», которую назойливо навязывают окружающим. Ползучим образом идет легализация педофилии, эвтаназии. Одновременно разрушается институт брака, семейные отношения рассматриваются с чисто утилитарной точки зрения, появилась мода на бездетные семьи. А как же главное напутствие Бога человеку: «Плодитесь и размножайтесь»? К чему всё это приведёт — говорит опять же Библия, описывая судьбу Содома и Гоморры.
— От гонки потребления и культа наслаждений была свободна коммунистическая доктрина, с гуманистическими идеалами в качестве высших ценностей…
— Согласен, коммунистическая идеология Советского Союза, несмотря на свои недостатки, предлагала реальную альтернативу безудержному потреблению. Материальных благ — ровно столько, сколько минимально необходимо, вещизм осуждался. Коммунистическая идеология во многом доказала свою жизнеспособность, социализм действительно стал обществом нового типа.
Именно это рациональное начало, разумный подход к потреблению были главной смертельной опасностью для западного либерализма, который занимался дискредитацией социализма и борьбой с ним, в первую очередь, по этой причине. И погубили СССР в итоге не военная агрессия и не гонка вооружений, а смещение ценностных приоритетов граждан СССР с «духовных» на «материальные».
Собственно, по этой причине, стремящийся к потреблению китаец не так опасен Западу, как в свое время идейный советский человек.
В числе главных пороков коммунистической доктрины, если говорить о её минусах, на мой взгляд, стало богоборчество, отрицание Бога. Хотя фактически эта идеология была суррогатом христианства (сравните 10 библейских и 10 заповедей коммуниста). С ней связаны величайшие достижения, но и огромные бедствия народа. Именно потому она смогла в России продержаться всего 70 лет.
Монархия в России существовала гораздо дольше. А так как главная цель монархии — «спасение душ ее подданных», то основной причиной краха Российской империи стало распространение атеизма во всех слоях общества. Даже большинство выпускников семинарий к 1917 году не верили в Бога, понятно, что и службы в своих приходах они вели формально. Как следствие, никто не встал на защиту Церкви и храмов, когда «большевики» начали их массово разрушать, а Синод даже поддержал свержение Императора.
Элита российской империи отреклась от Православной веры. Для меня, человека верующего, очевидно, что именно это и стало причиной последующего истребления под корень или изгнания из страны этой самой элиты. Таково прямое следствие отречения от Бога (что называется: смотри Ветхий Завет!).
По аналогичной причине рухнул и Советский Союз — утрата веры в идеалы коммунизма привела к тому, что никто не выступил на его защиту. И страна в одночасье рассыпалась на фрагменты безо всякой внешней агрессии. Бывшие православные в 1917 предали Православие и пошли громить церкви, а бывшие коммунисты в 1991 отреклись от коммунизма и пошли эти церкви восстанавливать. История сделала круг.
К слову, при социализме несколько поколений советских людей в Бога не верили. Куда после смерти отправилось несколько сот миллионов бессмертных душ этих людей? Как это отражается на судьбах их детей и внуков, то есть нас с вами? Вопрос риторический. И все те беды, которые тяготеют над нашей страной, на мой взгляд, — это прямое следствие отречения от Бога. И это обвинение в адрес коммунистической идеологии для верующих не менее серьезно, чем даже физическая гибель миллионов россиян, погибших в ходе гражданских войн и репрессий.
Что касается действительно святой победы СССР в Великой Отечественной. Начиная от по сути церковного обращения Сталина к народу: «Братья и сестры!», открытия церквей, разрешения богослужений, возвращения дореволюционной военной формы и званий, учреждения орденов военноначальников — православных святых (Ушакова, Суворова), заканчивая такими историческими «совпадениями», как окончание войны на Пасху, 1945 год, в день Георгия Победоносца и принятие капитуляции Германии русским полководцем Жуковым с именем Георгий. Разве не очевидно стремление русского народа вернуться к своим историческим и духовным основам, отказаться от богоборчества, пусть под влиянием страшных обстоятельств и только на это время? Но факт остается фактом: в этот тяжелый исторический период ярое богоборчество в стране было запрещено. Очевидно, что бывший студент духовной семинарии И.Сталин знал, что не всё зависит от человека.
— В Китае социализм и коммунистическая партия успешно действуют до сих пор, показывая впечатляющие успехи.
— Фактически в современном Китае от коммунизма и социализма остались лишь внешняя оболочка и фразеология, все остальное — вполне себе олигархически-капиталистическое, со всеми вытекающими без Бога лукавыми вещами. Социализм — это ведь не столько «направляющая роль компартии», сколько отсутствие сверхбогатых капиталистов, частной собственности на средства производства и тому подобное. А разве в Китае этого нет? К слову, по части социальных гарантий какая-нибудь «капиталистическая» Швеция превосходит КНР на порядок. Идеология без Бога, как в Китае, так и в любом другом месте, всегда «от лукавого». Здесь, скорее, госкапитализм, чем социализм, как мне кажется.
— Что же тогда «идеология» на ваш взгляд, если говорить в общем?
— Это некий набор идей, тезисов правил и общепринятых установлений, сведенных воедино, которые обещают достойную и счастливую жизнь для большинства. Кто-то в качестве такого набора предлагает либерализм, кто-то — социализм, кто-то монархию или другие …измы. Одним из первых таких сводов правил можно рассматривать Библию. А христианство — одно из наиболее жизнеспособных и работоспособных вероучений и идеологий, благодаря которому наша цивилизация и вышла на современный уровень развития.
Собственно, многие последующие идеологические течения можно рассматривать как производные от Библии, некие суррогаты, адаптированные для восприятия, с учетом местных национальных и временных особенностей (как пример: “Москва — Третий Рим”). Библия сложна для восприятия, требует глубокого осмысления — а «суррогат» проще. Большинство людей такой подход вполне устраивает в их повседневной жизни. Наверное, это нормально.
— Как оценить «правильность» той или иной идеологии? Коммунистическая идея при своем зарождении тоже казалась очень привлекательной и обещала решить все проблемы человечества. Но в итоге доказала свою несостоятельность, проиграла в конкуренции с другими течениями.
— Мне кажется, что главный критерий — куда ведет любая идеология: к Богу или к дьяволу?
Богоборческие идеологии, течения, нередко быстро обретают популярность именно потому, что потворствуют гордыне (фашизм), низменным животным желаниям (ЛГБТ), предельно просты («отобрать и поделить!»), не требует усилий души, а иногда и вовсе ее отрицает. С горы спускаться легче, чем взбираться на неё.
Простой пример: сфера культуры и искусства может служить как целям созидания и спасения души, так и её разложения и растления. В этой сфере созданы настоящие шедевры, «памятники высот духа». И одновременно — низкопробные продукты, главная цель которых — развлечение и эпатирование публики любой ценой с целью наживы. Такого рода «произведениями» переполнены сегодня телевидение, шоу-бизнес, театр и кино, так как они воспринимаются легче и продаются лучше.
Что является «настоящим искусством», а что — нет? Критерий, на мой взгляд, очень простой: если произведение заставляет думать, делает человека лучше, чище, добрее, ведет к Богу — это «настоящее искусство». Если же произведение безыдейно, низменно и пошло, вызывает агрессию, ведет к деградации личности, то это — дорога к дьяволу, а искусство — «ненастоящее».
— Какая идеология необходима России сегодня?
— Идеология просвещенного патриотизма, вобравшая в себя всё лучшее от своих предшественниц, и свободная от их недостатков. Я говорю о концепции «Россия — Ноев ковчег» (РНК). РНК говорит о том, что человечество подошло к такому этапу в своем развитии, который можно назвать «Потопом 2.0», за которым может наступить Апокалипсис. Кризис сегодня наблюдается не в какой-то одной, а буквально во всех сферах, и этот кризис системный и глубокий. Приближается “идеальный шторм”. Человечество может погибнуть сразу по нескольким причинам — от военной до экологической. Если не остановить сползание к глобальной катастрофе сегодня — завтра будет поздно. Природные ресурсы будут окончательно исчерпаны, начнутся катастрофическая нехватка обычной воды и продуктов питания, войны за ресурсы. Эпидемии и богоотступничество мы уже имеем по полной программе.
РНК предлагает сохранение на территории России всего, что создал Бог, и только лучшего из того, что создал человек, так как человек, являясь творцом, как и Бог, все же создает не только хорошее. В целом РНК — это идеология «последних времен», говорящая о том, как отсрочить приближающийся Апокалипсис, признаки которого, как нам кажется, все более очевидны. Когда-то была актуальна идеология «Москва — Третий Рим», сегодня все более актуальна «Россия — Ноев Ковчег человечества».
— Ну и как идут дела у нас в России по этой части?
— В последние 20 лет наблюдается всё более отчетливый диссонанс между внешней и внутренней политикой России. К внешней — особых претензий нет, она взвешена, продумана, прагматична и последовательна.
Но вот внутри России накапливаются и годами не решаются острые проблемы почти во всех сферах — от идеологии и экономики до образования и культуры. Основная часть нашей «элиты» рассматривает Россию как «закрытое акционерное общество» с «дирекцией (это — она) и простыми работягами (это — мы)». Перед внешними «рейдерами» и «дирекция», и «работяги» выступают сплоченно единым фронтом. Внутри же единства не наблюдается, особенно в сфере распределения материальных благ. И люди, мягко говоря, это очень остро чувствуют.
Президент России Владимир Путин, обращаясь к «западным партнерам», озвучил долгожданный тезис о том, что либеральная идеология себя изжила. Но она изжила себя не только у них, но и у нас дома, в России. Пришло время рождения новой, соответствующей историческому моменту, насущной для российского общества и государства и ведущей к Богу идеологии. И, собственно, как мне кажется, такая идеология уже родилась. Просто время пришло…