Что отмечают не в России 23 августа
Еще в 2009 году Европарламент под давлением представителей восточноевропейских стран утвердил особую памятную дату евроисторического календаря Второй мировой войны: 23 августа – день, когда в 1939 году был подписан Договор о ненападении между Германией и СССР. Он объявлен «Днем памяти жертв двух диктатур» – нацизма и «сталинизма». Что само по себе цинично и лицемерно одновременно – просто даже потому, что тогда тот же нацизм автоматически объявляется «жертвой сталинизма», а уничтоженные Красной Армией солдаты вермахта и СС оказываются самой массовой жертвой «сталинских репрессий».
При этом игнорируется, что собственно жертвы нацизма, те из них, кому удалось выжить, – выжили именно потому, что были спасены «сталинистами» из РККА.
Они, европейские авторы этой цинично-лицемерной памятной даты, утверждают, что именно тот Договор стал turning point, «поворотным моментом», предопределившим и нападение Гитлера на Польшу, и нападение Германии на Советский Союз.
А еще… ужасы и преступления Освенцима и Треблинки.
А еще «обрекал половину Европы на десятилетия нищеты». По утверждениям совместного заявления правительств Польши, Румынии, Эстонии, Латвии и Литвы от 2019 года, именно тех стран Восточной Европы, где концу 1930-х годов были самостоятельно созданы фашистские режимы, раньше или позже ликвидированные благодаря СССР в 1940-е годы. И если сегодня правительства этих стран сожалеют о том, что их страны перестали быть странами провинциального фашизма, тогда – что является их идеалом сегодня? И что тянет их шаг за шагом приближаться к вопросу об отрицании решений Нюрнбергского трибунала?
Те, кто установил эту памятную дату, утверждают, что именно тот Договор отрыл дорогу Второй мировой войне: не Мюнхенский сговор, не союз фашистской Германии и фашистской Польши, вместе готовившихся к войне, поссорившихся по поводу раздела предполагаемой добычи, не отказ Польши от военной помощи СССР для защиты от Гитлера.
И они лгут, чтобы с одних снять вину за Мюнхен, а с других – за совместный военный раздел Чехословакии и за предвоенный союз с нацистами.
Это ложь. Потому что Договор о ненападении между Германией и СССР был заключен тогда, когда Польша сорвала переговоры между СССР, Англией и Францией о защите ее от Гитлера. И Польша сорвала их именно потому, что ей была нужна война с Германией не меньше, чем Гитлеру война с Польшей. Просто Польше нужно было довести ситуацию до войны с Германией и получить в этой войне Западный фронт англо-французских войск, который оттянул бы на себя основные силы вермахта и открыл польской армии дорогу на Берлин, после чего Польша становилась бы крупнейшей военной державой и гегемоном Центральной и Восточной Европы. Это на самом деле был старый план Пилсудского, еще в 1930 году предлагавшего Англии и Франции вместе окончательно уничтожить и разделить Германию. Те тогда отказались, а Пилсудский, как только в Германии утвердился нацизм, тут же первым заключил союз с Гитлером. И его наследники решили вернуться к этому плану, когда не договорились с Гитлером о разделе будущей добычи. Только не выдержали первый удар вермахта и не смогли продержаться до вступления англо-французских армий в войну.
Они лицемерили тогда, они лгут и сегодня. Умалчивая, что СССР, заключая Договор о ненападении, уже вел войну с союзником Германии, Японией, и втягиваясь в одиночку в войну с Германией, обрекал себя на войну на два фронта, без принятия Англией и Францией каких-либо союзнических обязательств в войне с Германией.
Они цинично лгали тогда, они лгут и сегодня, называя Договор от 23 августа разделом Польши и Европы, потому что в договоре не шло речи ни об уничтожении Польши, ни о ее разделе. В Договоре говорилось, что есть территории, на которые Германия в любом случае не может посягать, оговаривалась линия, за которую Германия не выйдет в любом случае, отмечалось, что данный договор в принципе не затрагивает вопрос государственности Польши. То есть речь шла о том, на какие территории Советский Союз в любом случае Гитлера не допустит. Более того, это были именно те территории, которые были признаны российскими по решению Версальского мира.
И РККА в середине сентября войдет на эти территории только тогда, когда закончит войну с Японией на Дальнем Востоке и когда окажется, что правительство Польши бежало, бросив Польшу, и что польская армия защитить эти земли от гитлеровского нашествия не в состоянии.
Они лгут, но им нужна эта ложь о совместной вине нацизма и вымышленного ими же «сталинизма» для того, чтобы отвлечь внимание от собственной вины за разжигание войны. А еще для того, чтобы заглушить память: для одних о том, как они – румыны, литовцы, латыши, эстонцы – воевали, жгли и убивали вместе с вермахтом и в частях СС, а для других – тех, что с другой, западной стороны континента, – о том, что почти без боя капитулировали перед Гитлером, мазохистски подчиняясь его сладкому насилию.
А еще в отношении тех, кто действительно является хозяевами современной Европы, эта ложь лимфотрофов звучит как ритуал, как присяга вассалов на верность. «Мы были когда-то с Москвой заодно, но теперь – всё, отрекаемся от сатаны, отрекаемся».
Больше им нечего сказать.
Приравнивая Сталина к Гитлеру, они просто заглушают в себе и свой стыд за то, что у них лидера, который смог бы организовать борьбу с Гитлером и победить его, такого не нашлось. И прячут свои комплексы неполноценности, свой стыд за свою неготовность сражаться с нацизмом. А еще – просто мстят своему освободителю за то, что он их освободил из желанных для них нацистских объятий.
И отношения к собственно оценке личности Сталина это не имеет. Потому что не им его судить. Они ему обязаны тем, что не живут сегодня в нацистском лагерном бараке. Свои оценки Сталину может выносить только народ СССР и народ России: у него на этот счет свое мнение, и это его внутреннее дело.
Чуть более года назад президент нашей страны выступил со статьей «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим» и дал развернутый анализ предпосылок и причин Второй мировой войны. Факты и документы, приведенные в статье, начисто разбивают все построения идеологов «уравнивания» двух режимов.
Причем за прошедший с момента публикации статьи год оппоненты так и не нашли, чем возразить: ни одного нового архивного документа, ни одного серьезного контраргумента. Максимум – зашоренные мантры.
Лучшее средство для выработки иммунитета к манипуляции историей – историческое просвещение. Граждане России должны иметь как можно больше возможностей для знакомства с исторической правдой и историческими фактами по наиболее атакуемым из-за рубежа точкам (событиям) прошлого. И это будет полезно не только для граждан России, но и для всех.