Я глубоко убежден, что формат Нормандской четверки — России, Германии, Франции и Украины для урегулирования положения дел на бывших территориях Восточной Украины является тупиком. Он послужил тому, чтобы сгладить на время ситуацию, но проблему не решил и решить не мог. Кроме того Киев время от времени пытается поставить в повестку вопросы Крыма, что окончательно подрывает саму возможность любых обсуждений.

Крым Россия не обсуждает — это строгая и однозначная позиция Москвы, от которой она никогда и ни при каких обстоятельствах не откажется.

Но дело даже не в этом. Статус кво на Донбассе категорически не устраивает ни Киев, ни сам Донбасс. Для Киева Донбасс это Украина, для самого Донбасса уже давно нет. Пока за спиной Донбасса Россия, это «нет» имеет под собой серьезную доказательную базу, равную стратегическому весу самой России.

Так как в Киеве по прежнему в власти находятся экстремистские глобалистские силы, и заварившие всю кашу с нацистским восстанием на Майдане и началом карательных операций против русского населения, то и здесь подвижек не будет. Конечно, европейские державы рады были бы устраниться от этой проблемы, так как идти на резкую конфронтацию с Москвой никому не хочется, но общая консолидированная позиция Запада и НАТО в поддержке киевской хунты не может ими ставиться под сомнение. Поэтому они и поддерживают Нормандский формат в тлеющем режиме. ОН не может потухнуть совсем, но не имеет никаких шансов зажечься по-настоящему.

На мой взгляд пора хотя бы теоретически готовиться к следующему витку истории. Донбасс никогда не вернется в Украину. Но даже независимость или объединение с Россией в нынешних границах также ничего не решит. Да несчастные люди получат наконец возможность жить по-человечески. Но Донбасс — это лишь часть Новороссии. И освободить одну территорию, оставив все остальные неонацистскому режиму, где даже русский язык не относится к числу традиционных, это будет полумерой, не слишком отличающейся от того, что мы имеем сейчас. Рано или поздно, но Москве придется по-настоящему заняться Новороссией.

Следует учитывать резкое ослабление США — наглядным примером чего является позорное бегство из Афганистана. Политическая ситуация в Украине постепенно расшатывается, все надежды, вязанные с Зеленским постепенно рухнули, да и не могли не рухнуть. Ничего из обещанного массам жалки комик и не мог осуществить. К 2024 году его положение явно будет просто отчаянным.

Тем временем России надо приготовится к стратегическому рывку. Если Украина не может быть хотя бы нейтральной, ее не должно быть вообще. Я имею в виду, что на ее месте следует создать два государства — Западное и Восточное. И будет все как в Бельгии. Два народа — две территории, два языка. Новороссия может заключить с Украиной историческое соглашение — своего рода унию — как Кревская или Люблинская. И вот только после этого можно созывать Нормандский формат. Только тогда у нас будет по-настоящему о чем поговорить с Киевом.

Бесполезно возмущаться тому, что происходит на Украине. Очень некрасиво смотрится та линия, которую российские СМИ выбрали в отношении по-настоящему братскому малороссийскому народу. В любой семье ближайший и дорогой родственник может сойти с ума, спиться или стать инвалидом. Это совсем не смешно. Это беда. Родственника надо лечить, а не стыдить.

И вылечить нашего дорогого брата может только Новороссия. От Одессы до Харькова. И пусть украинский там будет государственным языком. Наравне с русским. И все восточные славяне, и не восточные славяне, и вообще не славяне будут жить в этом прекрасном удивительном государстве дружно и счастливо. Дело не в экономике, не в газе, не в том, что украинское население бежит из страны и скоро некому будет даже смотреть юмористические и русофобские программы. Дело в принципе. У Киева был исторический шанс построить государство для двух народов — как все та же Бельгия. Вот тут валлонцы, а тут фламандцы. А все вместе бельгийцы. Но если бы валлонцы потребовали, чтобы фламандцы то же все стали валлонцами, и говорили по-французски (или наоборот), Бельгии бы не стало в одно мгновение. Но Киев этот шанс упустил. Безвозвратно. И продолжает упускать снова и снова.

Отсюда ответ: к переговорам вернемся после реализации проекта Новороссия.

Вот тогда и поговорим. В любом формате. Даже в нормандском.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...