Джозеф Байден допустил очередной ляп, на сей раз про «поддержку Тайваня в случае китайской атаки». После короткого смешка вслед за дезавуированием неуместных слов американского «верховного главнокомандующего» приходится всерьёз призадуматься. Ведь Вашингтон подталкивает Тайбэй на роковой шаг с провозглашением «независимости» разными методами. Здесь и поставки летального оружия, и размещение переодетых в штатское морпехов, и подбадривающие резолюции Конгресса.
Тайбэйские стратеги могут принять всерьёз американский блеф и пойти на непоправимый шаг. В их колоду в последнее время добавляют всё новые козырные карты, да и в рукаве кое-что припрятано. «Кое-что» — это собственные ракеты и, возможно, даже атомные бомбы.
Перечисляя вероятные сценарии развития кризиса вокруг Тайваня, не стоит забывать о тайваньской атомной бомбе. В своё время американцы в интересах наращивания партнёрства с Пекином заставили Тайбэй свернуть его ядерную программу. Сейчас обстановка кардинально изменилась, и Вашингтону может стать выгодно не просто закрыть глаза на продолжение секретных изысканий, но даже простимулировать подготовку собственного ядерного оружия на острове.
Тайваньская ядерная программа стартовала в 1967 году на базе Института ядерных исследований при Чжуншаньском институте науки и техники. Был закуплен исследовательский реактор в Канаде, из США привезли низкообогащенный плутоний якобы для гражданской энергетической программы. В 70-е годы успешно развивалась программа обогащения плутония с использованием тяжёлых водяных реакторов. Военная программа была обнаружена инспекторами МАГАТЭ и в 1976 году официально свернута.
Однако по данным американской разведки, тайваньцы к тому времени уже успели разработать устройства, готовые к испытаниям. Эти данные были получены от сбежавшего в декабре 1987 года в США тайного американского агента, полковника Чан Сянь-и, который был заместителем директора Института ядерных исследований. На основании прихваченных им документов американские эксперты заключили, что Тайвань уже осуществил контролируемую ядерную реакцию и был в одном-двух годах от приобретения полноценной бомбы. Во время ракетных обстрелов через Тайваньский пролив в 1985-86 годах возглавлявший тогда тайваньскую администрацию Ли Дэн-хуэй предложил открыто возобновить программу, но не получил необходимой поддержки.
Официально Тайвань придерживается положений Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), хотя и обладает не только серьёзными финансовыми ресурсами, но и передовыми технологиями, позволяющими быстро создать ядерное оружие. 6 действующих энергоблоков на АЭС нарабатывают плутоний из привозного урана. Неофициально же тайваньские дипломаты в Тайбэе на мой прямой вопрос о наличии ядерного оружия с улыбкой повторяли знаменитый ответ Голды Меир: «Во-первых, у нас ядерного оружия нет, а, во-вторых, если потребуется, мы его применим».