Собеседники The New York Times в руководстве США и Израиля указывают на разногласия сторон по иранскому вопросу. Приверженность Израиля более агрессивному подходу к решению ядерной проблемы породила напряжение между сторонами в преддверии нового раунда переговоров в Вене. В последнее время американская сторона указывала на несдержанность Ирана на переговорах. Госсекретарь США Энтони Блинкен сказал недавно, что «Иран пока не проявил серьезный настрой в совершении определенных шагов по направлению к ядерному соглашению».

Согласно источникам, готовность американской администрации ужесточить санкции против Ирана также объясняется попыткой развеять опасения Израиля относительно намерения Вашингтона согласиться на обновлённые условия ядерной сделки, которые позволят Тегерану ускорить ядерную программу.

Израиль останется в противоборстве с Ираном один на один?

Вместе с тем, судя по израильской прессе, в руководстве этой страны и , особенно, в Министерстве обороны начинают осознавать, что противостоять ядерной программой Ирана еврейскому государству предстоит в одиночку.

Израильские аналитики отмечают: «всё больше появляется свидетельств того, что в Генеральном штабе ЦАХАЛа и в Моссаде начинают осознавать простую и горькую истину — США не разделяют цель Израиля не допустить превращения Ирана в ядерную державу».

Так, например, 1 декабря 2021 года Майкл Маковский, глава Еврейского института национальной безопасности Америки (JINSA) — базирующейся в Вашингтоне группы, развивающей связи между израильскими и американскими генералами, опубликовал в New York Post статью, описав это «позднее и мучительное пробуждение израильского военного истеблишмента».

министр обороны Израиля Ганц и министр обороны США Остин

«Недавние встречи с высокопоставленными представителями министерства обороны нашего ближайшего союзника на Ближнем Востоке — Израиля, — пишет Маковский, — стали самыми пессимистичными за всё время, что я могу припомнить. Они воспринимают нынешнюю Америку как смирившуюся с неизбежным и плывущую по течению, трусливую страну, с упорным отчаянием стремящуюся избежать военной конфронтации, а Иран, напротив — преисполненным надежд и близким к превращению в пороговую ядерную державу».

Маковский отмечает, что все его собеседники упомянули одни и те же три момента.

Во-первых, уход США из Афганистана показал, что администрация Байдена спокойно предает американских союзников.

Во-вторых, решение администрации не отвечать на иранскую атаку 20 октября 2021 года по американской авиабазе в сирийском Эт-Танфе, продемонстрировало готовность США позволять Ирану безнаказанно атаковать себя.

Согласие же администрации на унижения со стороны иранцев на ядерных переговорах в Вене доказывает, что единственное, чего хочет администрация — это достичь сделки — любой сделки — с Ираном.

По словам Маковского, израильтяне разделились во мнениях относительно того, чего хотят сами иранцы, и до сих пор не оставили последних надежд на то, что американцы каким-то образом сумеют добиться успеха. Он заканчивает свою статью словами о том, что США должны предоставить Израилю оборудование и военные платформы, необходимые для успешного нанесения ударов по ядерным объектам Ирана без участия США.

Беннет и Байден

Однако из его описания настроения руководства спецслужб Израиля становится ясно — вера глав израильской безопасности в то, что США действительно выполнят свое обещание не дать Ирану стать ядерной державой, значительно ослабла. Они начинают осознавать, что в борьбе с Ираном Израиль остался один на один с проблемой.

С тех пор, как бывший президент США Барак Обама вступил в должность в январе 2009 года, у США было две политики противодействия ядерной программе Ирана. Первый — это политика Обамы-Байдена. Второй — это политика Дональда Трампа.

Аналитики спецслужб Израиля полагают, что политика Обамы-Байдена заключается в дипломатических шагах, позволяющих Ирану в итоге получить ядерное оружие при поддержке Совета Безопасности ООН и обозначение конечного результата «миром».

Ядерная сделка Обамы с Ираном в 2015 году — так называемый Совместный всеобъемлющий план действий, который Байден сейчас отчаянно пытается хоть как-то реанимировать, — гарантировала то, что Иран станет пороговым ядерным государством не позднее 2030 года. Как указали знакомые Маковскому генералы, из дипломатических действий Байдена становится ясно — его самого и его команду устроит любая сделка — даже та, что даст Ирану международное одобрение его программы создания ядерного оружия и немедленно отменит все санкции в отношении иранского режима.

Политика Трампа в отношении ядерной программы Ирана разительно отличалась от политики Обамы-Байдена. Она заключалась в создании дипломатических, экономических и военных условий, обеспечивающих Израилю возможность успешно атаковать ядерные объекты Ирана.

В то же время, несмотря на все различия между ними, политика Обамы-Байдена, с одной стороны, и политика Трампа, с другой, имели общий знаменатель: обе исключали военный удар США по ядерным объектам Ирана.

Этот объединяющий их момент был ясен всегда. Любой, кто действительно хотел услышать то, что говорят американцы, и увидеть, что они делают, мог сразу понять — США не собираются атаковать ядерные объекты Ирана. Единственной стороной, от которой можно было ожидать нападения на ядерные объекты Ирана — если бы потребовалось это сделать — был Израиль.

Кто верит в ядерную сделку с Ираном?

В США многие считают, что сделка Обамы в 2015 году замедлила ядерный прогресс Ирана.

Но, по мнению израильских аналитиков, эта позиция основана не на принятии реальности, а, напротив, на её игнорировании. Как недавно объяснил изданию «Исраэль ха-йом» американский эксперт по стратегическим вопросам д-р Дэвид Вурмсер, иранцы не замедлили процесс обогащения урана, согласившись на совместный план по ядерной сделке.

Вурмсер, который работал в советах национальной безопасности Буша и Трампа, объяснил, что иранцы просто рассчитали время заключения соглашения в соответствии со своим ядерным графиком.

В 2014-2015 годах иранцы начали работы над усовершенствованными центрифугами, способными обогащать уран до военного уровня. В ходе переговоров по ядерной сделке иранцы настаивали на том, чтобы в соответствии с соглашением им было бы разрешено продолжить свои ядерные исследования и разработки передовых центрифуг.

Обама и его команда удовлетворили их требование. В 2016 и 2017 годах появились сообщения о том, что Иран успешно получил возможность использовать современные центрифуги.

Как объясняет Вурмсер, Иран начал использовать свои усовершенствованные центрифуги для обогащения урана до 60%, как только те были готовы. Популярное утверждение, мол решение Трампа выйти из ядерной сделки в 2018 году спровоцировало действия Ирана, является не более чем заблуждением. Иран сделал бы это независимо от действий Трампа. Настоящий скачок в обогащении урана произошел у иранцев после инаугурации Байдена. Его приход вселил в иранцев уверенность в то, что они не встретят сопротивления со стороны Вашингтона на своём пути к ядерному финишу.

Начальники штабов ЦАХАЛа Габи Ашкенази, Бенни Ганц и Гади Айзенкот, а также руководители Моссада Меир Даган и Тамир Пардо до последнего времени были уверены в том, что США в конце концов атакуют ядерные объекты Ирана вместе с Израилем.

Руководствуясь этой оценкой, руководители служб национальной безопасности Израиля выступили единым фронтом в поддержку Обамы и высоко оценили сделку.

Премьер-министр Нафтали Беннет после своего избрания не выразил чёткой политики в отношении Ирана, хотя его отказ встретиться с Робертом Малли, посланником Байдена на переговорах, когда тот прибыл в Израиль в ноябре 2021 года, показал, что Беннет разделяет позицию Нетаниягу.

Но Беннет не является главным лицом, принимающим решения по Ирану.

Сегодня многое в этом вопросе решает министр обороны Израиля Бенни Ганц. Ганц — самый видный и влиятельный представитель лагеря, полагающегося на Америку. И хотя администрация Байдена по-прежнему нацелена на достижении ядерной сделки с Ираном, Ганц 9 декабря 2021 года прилетел в Вашингтон для координации. Чтобы нейтрализовать растущую озабоченность израильского истеблишмента безопасности, американская администрация предприняла несколько символических шагов.

Так, перед прибытием Ганца в Вашингтон высокопоставленный чиновник администрации сообщил агентству Рейтер, что Ганц обсудит со своим коллегой министром обороны Ллойдом Остином проведение совместных американо-израильских учений по отработке атаки ядерных объектов Ирана. Это утверждение звучит красиво, но израильские аналитики в него не верят по нескольким причинам.

Во-первых, если США действительно планировали бы атаковать ядерные объекты Ирана вместе с Израилем, высокопоставленные чиновники не стали бы обнародовать это строго засекреченное решение.

Во-вторых, пока неназванный чиновник раскрывал Рейтер якобы сверхсекретные оперативные планы о том, что Малли, находясь в Персидском заливе, объяснял союзникам Америки, что США твёрдо намерены заключить новую ядерную сделку с Ираном.

В-третьих, босс Малли, госсекретарь Энтони Блинкен, демонстративно отказывается даже просто говорить о возможности атаки на ядерные объекты Ирана.

Малли

И вот самое убедительное свидетельство нежелания Белого дома участвовать в возможной войне. Вашингтон отклонил запрос Иерусалима на ускоренную поставку авиатанкеров — крупных самолетов, которые позволяют осуществлять дозаправку в воздухе, сообщил The Jerusalem Post 13 декабря 2021 года.

В октябре 2021 года источники в минобороны Израиля сообщили, что высокопоставленные офицеры ВВС обратились к США с просьбой ускорить поставку четырёх заказанных ранее авиатанкеров Boeing КС-46, причем два из них поставить немедленно, а остальные — в течение двух-трех лет.

В марте 2020 года Госдепартамент США одобрил возможную продажу Израилю до восьми самолетов-заправщиков KC-46 и связанного с ними оборудования по ориентировочной стоимости в 2,4 миллиарда долларов. Тогда впервые Вашингтон разрешил Иерусалиму приобрести новейшие авиатанкеры. Первые два из них должны были поступить в конце 2023 года.

Новые машины призваны заменить израильские самолеты-заправщики Ram (Boeing 707), которым почти 60 лет. Это бывшие гражданские самолеты, переоборудованные под нужды армии. В 2020 году они были заземлены.

Boeing KC-46 имеют более серьезные возможности. Они способны пролететь 11.830 километров без промежуточной посадки, неся на себе более 93 тысяч литров горючего, и могут заправлять 64 вида самолетов, причем по три одновременно. На полную заправку одного самолета уходит 3-4 минуты.

Подобные самолеты-заправщики могут сыграть важную роль, если будет принято решение о нанесении удара по ядерным объектам Ирана, потому что авиации нужно будет преодолеть более тысячи километров.

Израиль также хотел бы, чтобы США поставляли тяжёлые боеприпасы, способные проникнуть в иранские бункеры, где, как считается, большая часть ядерной программы защищена. Источники сообщают, что, как и в случае с дозаправкой, у Израиля есть другие возможности, но он рассматривает американское оружие как самый лёгкий путь вперед.

Но ситуация складывается так, что США может проигнорировать это желание Израиля также как и в ситуации с самолётами – заправщиками.

Израильтяне нервничуют, многие в его руководстве уже не верят Белому дому. Ситуация действительно очнь противоречивая. NYT 10 декабря 2021 г. сообщил, что американские официальные лица на этой неделе сообщили, что ещё в начале октября 2021 года Байден попросил своего советника по национальной безопасности Джейка Салливана пересмотреть пересмотренный план Пентагона по военным действиям в случае провала дипломатических усилий. Представители администрации также обрисовали в общих чертах новые усилия по ужесточению, а не ослаблению санкций в отношении Ирана.

По словам представителей администрации, сосредоточение Байдена на военных возможностях и санкциях было попыткой дать понять Тегерану, что Соединенные Штаты теряют терпение из-за того, что Иран затягивает переговоры по ядерной программе в Вене.

Но более жёсткая линия была также направлена ​​на то, чтобы успокоить все более разочаровывающихся израильских чиновников.

Американские официальные лица считают, что единственный надежный способ помешать Ирану разработать оружие — это достичь соглашения, подобного соглашению 2015 года, которое требует от Ирана вывозить свое ядерное топливо из страны. А это потребует взамен значительного ослабления санкций.

На недавних встречах израильские официальные лица пытались убедить Вашингтон не работать над дипломатическим соглашением и вместо этого ужесточить санкции. Но израильские официальные лица говорят, что они опасаются, что США поддерживают секретную обратную связь с Ираном и что новый раунд переговоров в Вене в конечном итоге приведет к подписанию соглашения.

Встречи проходили на фоне недавнего иранского нападения на американские войска в Сирии. Иран ясно дает понять, что он нанесёт ответный удар американскому персоналу в Сирии или Ираке, если Израиль нанесёт удар по Ирану.

Израиль готовится к войне

Тем не менее, на фоне тупика в ядерных переговорах в Вене, напряжённости Вашингтона с Тегераном и действий, предпринимаемых Ираном против Израиля министр обороны Израиля Бени Ганц заявил 11 декабря 2021 года в ходе ежегодной конференции Израильско-американского совета (IAC) в Майами: он дал Армии обороны Израиля приказ оперативно подготовиться к военному ответу на иранскую угрозу.

Израильская армия начала 11 декабря 2021 года учения на юге страны по боевой координации логистических частей и сухопутных сил, включающие мобилизацию резервистов, сообщила пресс-служба военных.

«Во время учений будет происходить оживленное перемещение сил ЦАХАЛ, транспортировка оружия и тяжёлой военной техники по всей стране. В учениях также примут участие тысячи резервистов, которые получат вызов в ближайшие часы и будут зачислены в свои части», — говорится в сообщении ЦАХАЛ.

Накануне глава МИД Израиля Яир Лапид провел телефонную беседу с госсекретарем США Энтони Блинкеном, в ходе которой разъяснил: снятие с Ирана санкций «нарушит баланс сил в регионе». В тот же день министр обороны Израиля Бени Ганц заявил, что Иран концентрирует военные силы на западе страны с целью нападения на Израиль и другие страны Ближнего Востока.

Что говорит социология?

Результаты опроса, проведенного Израильским институтом демократии (IDI) – независимым исследовательским центром, который находится в Иерусалиме — свидетельствуют о том, что более половины населения Израиля одобрят военный удар по иранским ядерным объектам, даже если ЦАХАЛ проведёт данную операцию без американской поддержки.

Положительный ответ на вопрос о правомочности и оправданности такого рода военных действий дали 51 процент опрошенных, 31 процент заявили, что не поддержат атаку, а 18 процентов не имеют чёткого мнения.

Удар по Ирану одобряют 58 процентов живущих в Израиле евреев и только 18 процентов израильских арабов. Среди поддерживающих военные действия 67 процентов назвали себя правыми, 50 процентов — центристами и 37,5 процента оказались представителями левого лагеря.

54 процента респондентов убеждены, что режим аятолл угрожает самому существованию Израиля, около четверти опрошенных не считают данную угрозу экзистенциальной, а 13 процентов назвали ее «мелкой».

Данное исследование проводилось в период с 29 ноября по 1 декабря, в ходе работы были опрошены 664 человека, статистическая погрешность составляет 3,59 процента ( 12.12.2021, The Jerusalem Post).

Готовность Ирана к нападению

В свою очередь, Иран пригрозил Израилю уничтожением в ответ на любую атаку. В Тегеране заявили о наличии баллистических ракет, которые доберутся до Тель-Авива всего за семь минут, не оставив и шанса на победу.

Необъявленная война уже ведётся

Британское издание Daily Telegraph сообщило о подробностях крупной операции спецслужб Израиля на центральном обогатительном предприятии в Натанзе (Иран), проведенной в апреле 2021 года.

Некоторые из взрывчатых веществ, использованных в Натанзе, были сброшены дроном и незаметно собраны работавшими на объекте завербованными учеными, другие же ввезли контрабандой на объект строгого режима в спрятанных коробках с едой. Было снесено 90 процентов центрифуг, что замедлило продвижение Тегерана к созданию первой атомной бомбы и вывело из строя ключевой комплекс на срок до девяти месяцев.

Для этой и еще трёх операций были задействованы 1000 технических специалистов, аналитиков и сотрудников Моссада, а также множество агентов на местах. Целью израильтян был подземный защищенный от воздушных ударов зал центрифуг A1000, в котором размещалось до 5000 установок.

Через несколько часов после того, как Иран заявил о запуске на этом объекте современных центрифуг типа IR-5 и IR-6, что является нарушением ядерной сделки 2015 года, бомбы были взорваны дистанционно. Взрыв разрушил независимую и надежную внутреннюю энергосистему, питавшую центрифуги.

Администрация президента США Джо Байдена получила также уведомления от Израиля относительно двух крупных атак на Иран в июне и сентябре 2021 года. Об этом сообщает газета The New York Times со ссылкой на информированные источники в Вашингтоне. Издание выделяет два инцидента: атака беспилотника на завод по производству ядерных центрифуг в районе города Фарадж к западу от Тегерана и крупный пожар в сентябре на ракетной базе подразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) на западе иранской столицы.

Израильские официальные лица всё больше обеспокоены тем, что Соединённые Штаты в конечном итоге достигнут соглашения с Тегераном, а затем попытаются заблокировать израильские спецслужбы от проведения тайных диверсионных атак. Израильские лидеры хотят получить гарантии от администрации Байдена, что Вашингтон не будет пытаться сдерживать их диверсионную кампанию, даже если будет достигнута новая ядерная сделка.

Некоторые израильские официальные лица полагают, что диверсионная кампания имеет стратегические последствия и может быть одной из причин, по которой иранцы, пусть и в предварительном порядке, вернулись в Вену. Высокопоставленный сотрудник израильской разведки заявил недавно, что эти операции заставили Тегеран переосмыслить, следует ли ему ускорять ядерный проект.

Хотя в прошлом Израиль предпринял серию шпионских, диверсионных операций против иранских ученых-ядерщиков (в сообщениях СМИ утверждалось, что во время правления бывшего правительства Биньямина Нетаньяху было совершено большое количество таких операций), он не остановил движение Ирана к ядерному потенциалу. Теперь израильские эксперты утверждают, что Ирану осталось всего несколько месяцев до того, как он сможет создать ядерную бомбу.

Значит, всё–таки впереди Большая война?

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...