9 декабря 2022 года в Ялте в рамках мероприятий, приуроченных к 200-летию (4/16 декабря 1822 г) со дня рождения великого русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского, прошло заседание зимней сессии Ливадийского клуба на тему «Русский мир: место и роль в формирующемся новом миропорядке». С докладом «Наследие Н.Я. Данилевского и современные задачи сохранения и развития Российской цивилизации» выступил Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым — Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте Российской Федерации Георгий Львович Мурадов.

Основываясь на геополитических канонах, Н.Я. Данилевский обосновал стабильный и долговременный характер экспансии, лишённой ресурсов Европы против России. Как историк и философ он не ставил себе целью вывести политические законы будущего развития России, хотя и обозначил контуры тех принципов, которых должна придерживаться наша стержневая для славяно-православной цивилизации страна в интересах сохранения её самóй и сложившейся вокруг неё культурно- исторической общности.

Сегодня, базируясь на полуторавековом историческом опыте, обретённом в конце XIX, XX и начале XXI вв., мы можем вывести определённые «каноны Данилевского» для современной России и нашей цивилизации. Их суть состоит в том, что сбережение и развитие Русского мира возможно только в условиях полной политической, экономической, гуманитарной и информационной самостоятельности, самодостаточности и независимости России от находящейся в фазе активной агрессивности западной цивилизации. В сложившихся условиях настоятельно необходимо также широкое сотрудничество и взаимодействие России с дружественными цивилизационными системами в интересах формирования нового, более справедливого мироустройства.

Рассмотрим более детально, по конкретным направлениям, обоснование «канонов Данилевского» для современной России и Русского мира.

Начнём с общих констатаций

1.Как страна, обладающая наибольшей долей (не менее 1/3 из того, что разведано, и ещё большей из неразведанных, с учётом Арктики) мировых природных ресурсов (минеральных, водных, земельных, лесных и др.), Россия всегда будет вожделенным объектом экспансии со стороны наиболее развитых соседних цивилизационных объединений.

2. В текущих исторических условиях наибольшую угрозу для неё представляет западная коалиция, экзальтированная очевидной недостаточностью собственной ресурсной базы, высокоразвитая в техническом и военном плане, мотивированная к завоеванию дешёвого сырья и новых источников для своего выживания и развития, имеющая большой опыт колониального порабощения стран и народов и в настоящее время высоко консолидированная для агрессивных действий в отношении России.

Наибольший ресурсный дефицит испытывает европейский компонент западной цивилизации.

Здесь же отметим, что в исторической перспективе, по мере становления и развития новых мировых центров силы, это не исключает появления у России иных цивилизационных соперников, желающих и способных претендовать на территориальные и ресурсные приобретения за счёт России и её цивилизационной системы.

3. В военно-политическом плане Россия в условиях современного мира может обеспечить своё существование только в виде сильного, высокоорганизованного и передового, с точки зрения новейших вооружений и технологий, государства, эффективно и твёрдо применяющего в сложившихся условиях инструменты ядерного сдерживания, а при необходимости — и устрашения, для обеспечения своей территориальной целостности. Требования о недопустимости применения ядерной угрозы, выдвигаемые со стороны превосходящего нас в обычных вооружениях противника нацелены на обнуление значения российского ядерного потенциала и являются неприемлемыми.

4. В экономическом плане для обеспечения военной мощи государство должно в полном объёме контролировать производство вооружений, продукции военного назначения и связанные с этим производством ресурсы. Прежде всего, под жёсткий контроль представляется необходимым поставить добывающие отрасли промышленности, металлургию, тяжёлую, авиационную, автомобильную, станкостроительную, судостроительную, химическую, энергетическую, нефтегазовую и другие отрасли в части, касающейся военного производства и обеспечения армии, включая введение контроля за рядом предприятий, связанных с материально-техническим снабжением вооружённых сил. В этих сферах обязательным является также государственное регулирование ценообразования, обеспечивающего полную конкурентоспособность по сравнению с мировыми ценами, которая должна быть обеспечена за счёт собственной ресурсной базы для производства указанной продукции.

Необходимо в нынешней острой фазе оперативное принятие комплекса мер по прекращению валютно-финансовой и банковской зависимости от Запада, включая скорейший переход на цифровые (блок-чейн) системы, с широким применением зачётно-клиринговых (безвалютных) расчётов с применением как старых (золото), так и новых (крипто- и неовалюты) расчётных форматов.

5. В политико-законодательной сфере необходимым условием является создание высокоорганизованной жёсткой, способной принимать быстрые решения системы управления экономикой, армией и обществом. Для этого требуется снятие всех правовых и бюрократических барьеров, препятствующих оперативному принятию управленческих решений, создание необходимых для этого государственных регулятивных механизмов.

6. Обязательной и постоянной для Российского государства является система сбережения и защиты населения, включая создание широкой сети доступных и известных населению объектов и сооружений, предназначенных для этой цели. Принципиальным для условий высокой конфликтности является территориальное развитие страны на основе принципа максимального пространственного рассредоточения населения и его удалённости от стратегических военных объектов. Данный пространственный фактор геополитики является естественным преимуществом России с учётом её большого территориального превосходства по сравнению с другими странами.

7. Непременным условием для сохранения России представляется достижение максимально высокого уровня самостоятельного научно-технологического развития страны, обеспечивающего передовой для мирового уровня характер военного и гражданского производства, проведение соответствующей этой стратегической задаче финансовой и бюджетной политики в разделах поддержки науки и технологии.

8. Обеспечение полной культурно-гуманитарной и научно-образовательной самостоятельности России. Освобождение от подрывающих нашу независимость критериев оценки достижений и разработок в этих сферах деятельности, принижающих и обезличивающих российскую науку, образование, культуру, спорт и другие гуманитарные достижения. Выход, исходя из трансконтинентального статуса нашей страны, из западной блокады путём инициирования создания альтернативных, лояльных по отношению к России международных ассоциаций и организаций, в т.ч. региональных, в кооперации с другими дружественными государствами.

9. Противодействие аномальным ценностным критериям жизни общества, разрушению истории, традиций и самосознания человека. Сохранение и защита истории и ценностного капитала полиэтнической и многоконфессиональной Российской цивилизации (Русского мира).

10. Решительная борьба с насаждением Западом вражды между народами, информационных войн, психологического запугивания и порабощения населения идеологией неонацизма, расизма, милитаризма, «мирового лидерства» и доминирования Запада во главе с США как его, Запада, флагманом.

Консолидация здравомыслящих сил гражданского общества и политиков зарубежных стран в совместном противодействии вышеназванным проявлениям неоимперской политики западной цивилизации, включая незаконные экономические блокады и санкции. Выработка и продвижение нового, справедливого и равноправного многополярного мироустройства. Широкое применение в этих целях всего инструментария общественной дипломатии.

Такую трактовку канонов «парадигмы Данилевского» для современной России было бы целесообразно осмыслить и творчески применить для периода перехода от старой к новой, справедливой модели мироустройства.

В нынешних условиях представляется важным формирование научно-политического Центра исследования проблем современной Российской цивилизации (Русского мира) в одном из головных политических научно-образовательных учреждений страны.

ИсточникЗавтра
Георгий Мурадов
Мурадов Георгий Львович (р. 1954) — Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым — Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте Российской Федерации, постоянный член Изборского клуба. Подробнее...