— Владимир Семенович, Украина, вроде бы, не великая космическая держава. Однако, только благодаря космическим спутникам у ВСУ остается возможность поддерживать связь и вести разведку. Все другие возможности давно отсутствуют. Как так получилось?
— Благодаря Илону Маску. Об этом подробно рассказал в своем январском номере за этот год журнал The Economist. Там опубликованы две статьи — «Как спутники Илона Маска спасли Украину» и «Выступление Starlink на Украине разожгло новую космическую гонку». Похоже, Маск мнит себя «Властелином мира», способным менять ход истории.
— Но ведь Маск, вроде бы, частное лицо и его изделия, в том числе — спутники, по идее, гражданского назначения?
— Ключевые слова в вашем вопросе — «вроде бы». Действительно, очередную свою компанию SpaceX Илон Маск основал для колонизации Марса. Благородная, романтическая цель! Компания производит очень дешевые многоразовые ракеты, первые ступени которых возвращаются из верхних слоев атмосферы, изящно приземляясь на хвост. Именно они сделали фирму по сути космической сверхдержавой: SpaceX теперь выводит на орбиту больше аппаратов, чем все остальные компании и страны вместе взятые.
А с 2019 года компания использовала эти возможности для создания Starlink, «мега-созвездия» спутников, предназначенных для передачи интернета в места, недоступные для обычного широкополосного доступа. За три года SpaceX запустила около 3500 спутников Starlink, что составляет примерно половину от общего количества активных спутников, находящихся сейчас на орбите. Планируется запустить их до 40 тысяч.
За последние шесть месяцев прошлого года новые спутники добавлялись в среднем более 20 в неделю. SpaceX предлагает Starlink как способ предоставления автономного высокоскоростного доступа в интернет потребителям в 45 странах. Миллион или около того стали подписчиками.
— И при чем тут Украина?
— «Фишка» в том, что огромная часть трафика, проходящего через систему, сейчас идет из Украины. Как пишет издание The Economist, Starlink стал неотъемлемой частью военного и гражданского ответа Украины на СВО России. Задуманная как небесная подработка, которая могла бы помочь оплатить миссии на Марс, столь дорогие Илону Маску, она раскрывает военный потенциал почти вездесущей связи. «Это действительно новое и интересное изменение», — говорит Джон Пламб, помощник министра обороны США по космической политике.
— Маск сам предложил свои услуги Киеву?
— Его пригласил министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров. Служба Starlink была включена над Украиной и туда начали прибывать грузовики с плоскими тарелками размером с пиццу, которые использовались для доступа к спутникам.
К маю 2022 года системой ежедневно пользовались около 150 тысяч человек. Правительство Украины быстро стало полагаться на него для различных коммуникационных нужд, в том числе, для трансляции ночных передач Владимира Зеленского. Поскольку тарелки (некоторые из них круглые, а некоторые прямоугольные) и связанные с ними терминалы легко переносятся и могут быть приспособлены для работы от автомобильного аккумулятора, они идеально подходят для использования в стране, где электрические и коммуникационные сети регулярно атакуются российскими ракетами.
— Как эта система стала применяться в военных целях?
— Starlink стал стержнем того, что военные называют C4ISR (командование, управление, связь, компьютеры, разведка, наблюдение и рекогносцировка). Войска могут обмениваться видео, изображениями и сообщениями в режиме реального времени даже, когда они выходят за пределы досягаемости мобильных сетей. Это обеспечивает тактическую маневренность, жизненно важную для современной войны.
Это связано с исключительными возможностями системы Starlink. Большинство космических коммуникаций используют большие спутники, орбита которых находится на высоте 36 тысяч км. Расположенный на такой высоте спутник, кажется, неподвижно стоит в небе, и это преимущество позволяет ему обслуживать пользователей, разбросанных по очень большим территориям. Но даже если такой спутник большой, объем полосы пропускания, который он может выделить каждому пользователю, зачастую весьма ограничен.
Орбиты, используемые гораздо меньшими спутниками Starlink, намного ниже — около 550 км. Это означает, что время между подъемом данного спутника над горизонтом и его повторным заходом составляет всего несколько минут. Таким образом, чтобы обеспечить непрерывное покрытие, требуется большое количество спутников, что является проблемой. Но поскольку каждый спутник обслуживает лишь небольшую область, пропускная способность на пользователя может быть высокой. А задержка системы — время, необходимое для того, чтобы сигналы дошли до спутника и вернулись на Землю, — намного ниже, чем для высоко летящих спутников.
Исследователь космоса из Манчестерского университета Ян Мюрхед утверждает, что высокие задержки могут помешать программному обеспечению работать должным образом. Однако с программным обеспечением, которое все чаще используется для таких задач, как управление артиллерийским огнем, а не просто с голосовыми каналами, предотвращение сбоев, вызванных высокой задержкой, является большим преимуществом.
— Почему?
— Это объяснил Франц-Стефан Гади из Международного института стратегических исследований. Он недавно на Украине увидел пример того, что делает возможным дешевая и повсеместная связь — своего рода Uber для гаубиц. Украинские военные загружают изображения потенциальных целей через мобильную сеть с поддержкой Starlink. Они отправляются в зашифрованный групповой чат, заполненный командирами артиллерийских батарей. Затем эти командиры решают, обстреливать ли цель и если да, то откуда. Это намного быстрее, чем средства координации огня, использовавшиеся до сих пор.
Система также значительно упрощает боевые действия дронов. «Украинские военные операции в огромной степени зависят от наличия доступа к интернету, — говорит Гэди, — поэтому Starlink является наиболее важной возможностью». Журнал The Economist процитировал некоего украинского солдата: «Starlink — это наш кислород. Если бы он исчез, наша армия погрузилась бы в хаос».
— Заглушить Starlink возможно?
— Американцы утверждают, что сигналы Starlink слишком сильны, по сравнению с сигналами от более высоко летающих спутников, что затрудняет их подавление.
А то, как тарелки используют сложную электронику для создания узких, четко сфокусированных лучей, которые следуют за спутниками по небу, как невидимые прожекторы, обеспечивает дополнительную устойчивость к помехам. «Если вы не сможете точно определить, откуда исходит этот луч, очень сложно передать сигнал помехи в приемник», — говорит Витингтон.
— Спасибо, что предупредили. Но ведь, теоретически, можно зловредный спутник просто сбить?
— Наши специалисты, полагаю, над этим работают. В сентябре прошлого года российская делегация в рабочей группе ООН по космической безопасности уже намекнула, что, несмотря на свой статус номинально гражданской системы, Starlink может считаться законной военной целью в соответствии с международным гуманитарным правом. Что является справедливой оценкой.
А еще раньше, мае 2022-го, китайские военные исследователи опубликовали документ, призывающий к разработке неких «контрмер», которые можно было бы использовать против Starlink. Только тут надо понимать, что уничтожение одного дешевого спутника мало что даст — его быстро заменят на другой. Их достаточно быстро штампуют. Надо сбивать сразу все «созвездие».
— А сами американцы намерены применять такие системы?
— Разумеется! Пентагон уже заговорил об «Объединенном вседоменном командовании и управлении, подходе, который позволит легко отправлять информацию с любого беспилотника, самолета или солдата. «То, что мы видим со Starlink, — это то, чего США хотят достичь с точки зрения подключения», — считает эксперт по коммуникациям на поле боя Томас Витингтон.
— Наверняка то, что применяется на Украине, — лишь первые наработки. Для себя США приберегут что-то более серьезное?
— Над подобными системами работают несколько фирм. Но у Starlink есть огромное преимущество — пусковые мощности SpaceX. Как утверждают в США, это — лучшая в мире система запуска спутников.
— Так уж и лучшая?
— Так утверждает журнал The Economist. Речь идет о «частично» (это — их термин) многоразовой ракете Falcon-9. Ракета позволяет запускать спутники с непревзойденной скоростью. В 2022 году был произведен 61 запуск Falcon-9. Компания говорит о доведении в 2023 году скорости запуска Falcon-9 до двух ракет в неделю. Причем, одна в неделю будет посвящена Starlink. Каждый такой запуск добавит еще около 50 спутников.
— Это — если запускать с поверхности Земли. А если — сразу из космоса? Ведь есть же технологии, позволяющие вывести в космос пусковые площадки?
— На самом деле компания Илона Маска уже вовсю работает над гораздо более крупным, полностью многоразовым космическим кораблем под названием Starship. Помните зловещий звездолет Империи из «Звездных войн» — «Звезду смерти»? Так вот, это — детский лепет в песочнице. Инженеры «миролюбивого» Маска создали аппарат, который сможет из космоса запускать около 400 спутников Starlink за раз и, таким образом, увеличить группировку с тысяч спутников до десятков тысяч.
— Они его уже испытали?
— Вот-вот испытают. Известно, что в 2023 году ожидается первая попытка отправить этот звездолет в космос и обратно. В прошлом у программы были взрывные сбои, и они вполне могут произойти в будущем. Среди прочего, новым звездолетам придется возвращаться в атмосферу на гораздо более высоких скоростях, чем это делает первая ступень Falcon-9. Но инвесторы в компанию, которая находится в частной собственности, кажутся уверенными. SpaceX привлекла 2 миллиарда долларов в 2022 году. Говорят, компания оценивается в 137 миллиардов долларов.
В то же время другие пусковые системы либо недоступны, либо недостаточно габаритны, либо еще не запущены. Что характерно, американские правила запрещают западным компаниям покупать пусковые услуги у Китая, а с началом СВО России на Украине контракты на запуски с нашей страной тоже были расторгнуты. Ковыряйтесь, как хотите.
— И все же, если в одних местах обслуживание Starlink, тем более — запуск Falcon-9, запрещено, в других оно может быть разрешено, даже если оно нежелательно. Некоторые страны не хотят, чтобы услуги Starlink делали интернет неконтролируемым, и поэтому не позволяют компании работать в своих границах. Это можно обойти?
— Технически можно, и обходят. Надо, чтобы наземные станции в соседних странах находились достаточно близко. Вот свежий пример. Илон Маск утверждает, что услуги Starlink используются протестующими в Иране. И это, несмотря на то, что государство официально не разрешает эту технологию. А в будущем, утверждает Маск, обслуживание будет возможно даже в местах, где поблизости нет удобных наземных станций. Следующее поколение спутников предназначено для передачи сообщений между собой, а не для отправки их обратно на ближайшую наземную станцию, создавая сеть, которая может быть гораздо более неравномерно привязана к Земле.
В общем, Илон Маск в настоящее время занимает доминирующее положение как на рынке запусков, так и в операциях спутникового интернета.
— Так что же, Маск всерьез претендует на роль «Властелина мира»?
— Не уверен, что это ему позволят истинные хозяева Америки и Европы, не говоря уже про Россию и Китай. Могу напомнить, чем закончились наивные поползновения Маска продемонстрировать свою независимость. Так, в сентябре 2022 года украинские официальные лица сообщили The Economist, что Маск отклонил просьбу Киева разрешить использовать Starlink в Крыму, где Украина провела якобы многочисленные рейды в портах и авиабазах. То есть, «настучали» на своевольного Маска в «вашингтонский обком». Но американские хозяева не сразу поняли своих украинских холопов, и в тот момент Маска не приструнили.
Зато Маск в октябре 2022 года опросил своих подписчиков в Твиттере, должна ли Украина уступить территорию России в рамках мирного соглашения, что вызвало очередное возмущение в Киеве. В ответ Маск прозрачно намекнул, что SpaceX перестанет нести расходы за свое использование на Украине. И вот тут-то в «обкоме» спохватились — Маска одернули из Вашингтона и он быстро изменил курс. С тех пор отношения, похоже, улеглись.
— Да, как-то не солидно для «Властелина мира». Может, есть еще факторы, сдерживающие Илона Маска?
— Есть. Самые главные из них — деньги и административный ресурс государств, на чьей территории находятся предприятия Маска.
Так, учитывая важность его гигафабрики в Шанхае для состояния Tesla, автомобильной компании Маска, было бы неожиданностью увидеть, что Starlink работает против китайского государства. В Китае Маск будет ниже травы и тише воды.
— Хороший пример. Тогда логически его продолжим: может ли Тайвань, если дело дойдет до войны, пользоваться системой Starlink так же, как Украина?
— Скорее всего, нет. Именно поэтому Тайбэй наращивает усилия по разработке собственной спутниковой группировки.
Опять же, Маск, не смотря на всю свою экстравагантность и кажущуюся независимость и даже аполитичность, всегда останется на стороне самого близкого к нему правительства — Америки. Не подумайте ничего плохого о «Властелине мира» — тут ничего личного, только бизнес. Ведь SpaceX уже получает много денег от государственных контрактов — она является крупнейшим коммерческим поставщиком NASA и запускает большие спутники для военных и разведчиков США.
— То есть, Маск для Украины — отнюдь не альтруист?
— В применении к американцам — забудьте понятие «альтруист» от слова «совсем». Ведь уже говорилось, что вся эта затея на Украине — поддержка мечты Маска о колонизации Марса. Ему банально не хватило денег, вот он и решил подзаработать, буквально из воздуха, на этом конфликте. Правда, коммерческого успеха там пока нет — плоские антенны, которые могут сканировать небо, в настоящее время стоят больше, чем большинство клиентов готовы платить. Компания Маска субсидирует их в расчете, что, по мере роста рынка, затраты будут падать. Есть призрачная надежда, что украинские военные пользователи этой системы заплатят полную цену. Не знаю, что и когда эти «герои Украины» смогут оплатить, но это — проблемы Маска. Он же — частное лицо, его вложения в Украину никак не поддерживаются, тем более — не гарантируются американским военным бюджетом.
По этому поводу вспомнил хорошую украинскую пословицу: дурень думкой богатеет. В смысле — мечтать не вредно, пусть ждет золотого урожая, как тот Буратино.
— И все же, у нас есть противоядие системе Starlink?
— Очень на это надеюсь. Известно, что у России имеется проект по созданию группировки спутников, предназначенной для работы на более высоких орбитах, чем Starlink. Да и наши союзники не дремлют — еще в 2020 году Китай подал документы в Международный союз электросвязи на собственную группировку из 13 тысяч спутников. Смею вас заверить, новые технологии обеих наших стран неприятно удивят американцев.
Что тут сказать? Россия, родина космических исследований, первого спутника и первого полета человека в космос, за свою историю видала (и не только) разных «властелинов мира» во всех возможных ракурсах и позах. И где теперь те «властелины»?