События последних дней о слитых секретных документах Пентагона актуализировали практику применения рефлексивного управления, признаваемой многими учеными одним из наиболее эффективных методов ведения современных, т.н. гибридных войн.
Для более глубокого понимания сути рассматриваемого вопроса рекомендовал бы изучить советско-американского психолога и математика, профессора Калифорнийского университета в Ирвайне, создателя теории рефлексивных игр и термодинамической модели рефлексии, концепций рефлексивной системы и рефлексивного управления — Владимира Лефевр, а также труды его ученика — российского учёного, доктора психологических наук, профессора, специалиста в области рефлексивных процессов в управлении и информационно-психологической безопасности, а также в исследованиях рефлексивных процессов Владимира Лепского.
Данные ученые исследовали процессы психологии и пришли к выводу, что рефлексивное управление — это практически военное оружие, которое также использовалось во время Второй мировой войны и не только.
Рефлексивное управление — влияние на принимаемые противником решения путём склонения (навязывания) его к таким исходным посылкам, на основании которых он действует, желаемым для манипулятора образом.
В нашем случае рефлексивное управление — это когда управляющий субъект создает над управляемым объектом информационное поле, в котором заложена информация о том, что должен сделать управляемый объект.
В свою очередь объект выполняет действия, заложенные субъектом и думает, что данное решение было принято добровольно и у него было право выбора.
То есть, в настоящий момент происходит прямая информационная атака на Россию.
Еще 40 лет назад Владимир Лефевр в краткой афористической форме устами героев детской сказки про братца Кролика и братца Лиса выразил самую суть рефлексивного управления: «Делай со мной что угодно — только не бросай меня в терновый куст».
Нужно признать, что братцы Кролики за последнее время существенно преуспели, постоянно расширяя и обогащая арсенал своих технологий. Это как традиционные СМИ, так и социальные сети, и иные способы информационного воздействия на сознание людей.
Яркий пример успешного и комплексного использования приемов рефлексивного управления во время Второй мировой войны приводит в своей книге «Стратагемы. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана» Алексей Воеводин.
Подобной — одной из самых удачных и значимых специальных операций Второй мировой войны — была операция Управления разведки английского Адмиралтейства, которой было присвоено кодовое название «Минсмит» (в буквальном переводе — «начинка»). Именно в этой операции был реализован прием «сделать ложное настоящим, а настоящее ложным».
Союзным войскам требовалось захватить Сицилию. Пока Сицилия находилась в руках немцев, они контролировали все Средиземное море, без захвата Сицилии невозможно начинать боевые действия в Италии.
Как добиться того, чтобы немцы посчитали, что не Сицилия, а другой объект станет первой целью операции союзных войск?
Было решено дезинформировать противника. Для этого предполагалось сделать так, чтобы в руки противника попали документы, раскрывающие планы союзников.
Была создана следующая картина: в море находят труп штабного офицера и содержащееся при нем письмо. Офицер летел на самолете из Англии в Африку, самолет был сбит. Офицер попал в море в спасательном жилете и умер.
Из письма, находившегося при нем, следовало, что подготовка наступления на Сицилию является отвлекающим маневром, а действительный удар будет нанесен в Сардинии и в восточной части Средиземного моря с высадкой войск в Греции.
В результате проведения операции «Минсмит» немцы сосредоточили свои войска в Греции, провели работы по укреплению побережья, поставили минные заграждения, развернули береговые батареи. Перебросили в Грецию танковую дивизию. Значительные средства из Сицилии были переброшены на Сардинию и Корсику.
Когда немецкому командованию стало очевидно, что именно Сицилия является основным объектом нанесения удара, исправить ошибку было невозможно.
Основными элементами рефлексивного управления с военной точки зрения можно выделить следующие:
— отвлечение внимания (создавая реальную или мнимую угрозу одному из жизненно важных дислокаций противника (флангам, тылу и т.д.) — во время подготовительной стадии военных действий, тем самым вынуждающих его пересматривать здравый смысл своих решений);
— перегрузка (за счет часто посылаемых противнику больших объемов противоречивой информации);
— паралич (создавая восприятие специальных угроз жизненным интересам или наиболее слабым местам);
— истощение (заставляя противника выполнять бесполезные действия и, таким образом, приводя вооруженные силы к истощению ресурсов);
— обман (провоцируя противника передислоцировать вооруженные силы к угрожаемому региону во время подготовительных стадий военных действий);
— раскол (убеждая противника, что он должен действовать вопреки интересам коалиции);
— успокоение (заставляя противника полагать, что скорее осуществляется обучение предварительно спланированным операциям, а не приготовления к наступательным действиям — и таким образом снижая его бдительность);
— устрашение (создавая восприятие непреодолимого превосходства);
— провокация (навязывая противнику совершение действий выгодных для второй стороны);
— предложение (предлагая информацию, которая задевает противника юридически, нравственно, идеологически или в других сферах);
— давление (предлагая информацию, которая дискредитирует правительство в глазах населения).
Учитываю изложенное хочу отметить, что стратегические навыки недружественных нам стран в настоящее время гораздо выше прежних, с учетом технологий и глобального воздействия на информационное поле через сеть интернет, СМИ, телевидение и иные методы, недоступные для понимания среднестатистическим гражданином.