«Франциск сделал ставку на прекращение войны на Украине. Это ставит его в один ряд с Пекином, Нью-Дели и Бразилиа, а не с Вашингтоном, Лондоном или Брюсселем: он хочет положить конец вооружению Украины Западом и договориться о немедленном прекращении огня. Ранее на этой неделе Фрэнсис туманно намекнул на миссию, над которой он работал, чтобы положить конец конфликту. И всё же он, похоже, оттолкнул многих, чья поддержка ему была бы необходима для этого», пишет The Atlantic (05.05.2023).
Тем не менее, действия Франциска не являются ни произвольными, ни иррациональными, считают обозреватели издания. Они являются преднамеренным ответом на то, как католическая церковь меняется — и будет продолжать меняться — в XXI веке. Больше католиков, чем когда-либо прежде, живут за пределами Запада и не воспринимают войну на Украине так же, как Европа и США. Понятая в этом свете, позиция Франциска предвосхищает будущее церкви как геополитической силы, которая будет гораздо менее уступчивой по отношению к Западу.
У западных лидеров есть множество причин для недовольства реакцией Франциска на войну. Помимо критики усилий Запада по вооружению Украины, он намекнул, что НАТО заслуживает вины за вторжение, часто цитируя неназванного дипломата, который обвинял НАТО в том, что она «лает в дверь России».
Хотя Франциск осудил военные действия России и сочувствовал страданиям украинцев, он не осудил Владимира Путина. Наоборот, Франциск похвалил его как человека культуры и даже предположил, что российский президент действует, исходя из законных соображений безопасности.
Это представляет собой резкий разрыв с традиционной философией Ватикана. Исторически Святой Престол практиковал то, что ученые называют моделью дипломатии «великой державы», присоединяясь к сверхдержаве того времени. На протяжении веков это означало де-факто союзы со Священной Римской империей, французской монархией и Австро-Венгерской империей. На протяжении большей части ХХ века Рим был привязан к западным державам настолько, что Папу Пия XII, папу во время Второй мировой войны и свирепого антикоммуниста, прозвали «капелланом НАТО».
Ни один современный папа не практиковал дипломатию великих держав так эффективно, как Иоанн Павел II. Он был одним из самых влиятельных лидеров на планете — фигурой не только духовной, но и политической. Накопление такого влияния было бы немыслимо без поддержки Запада.
Контраст между огромной ролью Иоанна Павла в мировых делах и ролью Папы Франциска в них сегодня трудно переоценить.
Когда в марте Франциску исполнился десятый год на посту папы, соперничество между Россией и Западом снова развернулось на прокси-сайте в Восточной Европе. Однако теперь папа не согласен с западными державами, а не соглашается с ними.
Франциск принял то, что можно было бы назвать первой многополярной геополитической стратегией Ватикана. Вместо того чтобы придерживаться западного консенсуса, Франциск искал нетрадиционных союзников в своем стремлении найти решение на Украине, таких как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, отчасти для того, чтобы не вызывать вражды с Россией.
В этом ключе Папа и его главные помощники призвали к версии Хельсинкского процесса XXI века, дипломатической попытке снизить напряженность во время холодной войны, которая объединила различные восточные и западные страны.
Будучи первым папой из Латинской Америки, Франциск вступил в должность, чувствуя такое же двойственное отношение к Соединенным Штатам и другим западным державам, как и многие латиноамериканские лидеры, учитывая историю вмешательства Америки в регион.
Но главная причина — демографическая. В 1900 году в мире насчитывалось примерно 267 миллионов католиков, более 200 миллионов из которых проживали в Европе и Северной Америке. К 2000 году в мире насчитывалось почти 1,1 миллиарда католиков, но только 350 миллионов из них были европейцами и североамериканцами.
Подавляющее большинство, 720 миллионов человек, проживало в Латинской Америке, Африке и Азии. Только в Латинской Америке проживало более 400 миллионов человек. К 2025 году только каждый пятый католик будет неиспаноязычным.
Это самая быстрая и самая масштабная демографическая трансформация римского католицизма за всю его 2000-летнюю историю.
Ватикан всегда медленно реагирует на такие изменения. Как говорится в старой поговорке, «если вы слышите, что приближается конец света, отправляйтесь в Рим, потому что он доберется до него последним». Папство Франциска — и его позиция в отношении Украины, в частности, — представляет собой начало пастырского и политического выражения Церковью своих новых демографических реалий.
***
Будет ли Франциск услышан Западом и Киевом?
Навряд ли. Лондон предоставил Киеву ракеты дальнего радиуса действия. Берлин направил еще один огромный объём военной помощи Украине. А Шольц 14 мая встречал Зеленского со всеми военными почестями, как будто отправляет его в решительный бой. НАТО разрабатывает ещё один пакет немедленной помощи бандеровскому режиму. Вашингтон не скрывает недовольства из-за затягивания Киевом наступления на Россию. Даже католическая Польша, полная ненависти к России, не желает мирных инициатив Франциска, а некоторые польские политики назвали Папу «агентом кремля».
Сам Зеленский уже после встречи с Папой раскрылся в полный рост своим беспредельным цинизмом и двуличием благодаря новых опубликованных 13 мая The Washington Post утечек Пентагона, где он тайно планировал нападения на территорию России и подрыв трубопровода, по которому нефть поставляется в Венгрию.
Так что, “голубь мира” Папы Римского нарвался на стаю воронья, которая рвёт его в клочья.
Не до христианских ценностей сейчас тем, кто выпестовал антихристианский, фашистский, террористический режим.