Россия – страна не мегаполисов, а малых городов, в которых живет 40 млн.чел. (еще 30 млн. – на селе; правда, эти данные не уситывают неофициальное бегство людей в крупные города, где есть хоть какая-то работа).

Продвинутая банкстерами (насколько можно судить, Сбербанка) и пропагандировавшаяся либеральным вице-премьером Дворковичем (который среди прочего прямо утверждал, что Россия должна платить за финансовую стабильность США) концепция сгона всей России сначала в 27, а потом и в еще меньшее число (доходило, по-моему, до 16) городских агломераций, — просто потому, что, чем больше город, тем выше прибыль банка от работы с населением, — похоже, отправлена на свалку истории.

(Справедливости ради стоит отметить, что эта идея была заимствована у либерального социолога 60-80-х годов Заславской, чьи работы легли в основу преступной концепции ликвидации «неперспективных деревень», положившей начало вымиранию Нечерноземья).

Отказ от либеральной концепции сгона России в агломерации зафиксирован самим фактом выступления премьера Мишустина на форуме «Развитие малых городов и исторических поселений» (не говоря о заявлении спикера Совета Федерации Матвиенко на встрече сенаторов с вице-премьером Хуснулиным «тенденция стягивания людей и ресурсов в крупные агломерации контрпродуктивна»).

Подтвердив бесспорную истину о том, что, чем меньше населенный пункт, тем труднее и дороже наладить в нем современную благоустроенную жизнь, премьер Мишустин перевернул с головы на ноги привычную либеральную логику выводом о том, что естественная задача государства — сделать так, «чтобы люди не уезжали из родных мест, а оставались там работать, создавать семью».

Вероятно, на наших глазах начинается нормализация либеральной Стратегии пространственного развития России, принятой в 2018 году и ориентированной на развитие агломераций при пренебрежении остальной страной.

Премьер Мишустин постоянно ездит по регионам и, вероятно, своими глазами видит обезлюживание просторов России, все сильнее грозящее самому нашему существованию. Ведь демографический рост может дополнить экономический только в малых населенных пунктах.

Во Владивостоке он прямо заявил: «улучшение жизни в малых городах и исторических поселениях является стратегическим приоритетом для государства, без чего невозможно достичь национальных целей развития, которые поставлены перед нами Президентом».

Ключевое направление этого улучшения – комфортное жилье. В рамках сельской ипотеки на 3,5 года выдано почти 120 тыс. кредитов, причем максимальный размер займа по ставке не выше 3% недавно увеличен правительством Мишустина вдвое – до 6 млн.руб.. Не менее важным шагом стало расширение всех ипотечных программ на покупку или строительство частных домов, причем за полгода на это выдано тоже почти 120 тыс. кредитов на без малого полтриллиона рублей.

Правительство Мишустина демонстрирует четкое понимание того, что социальная политика сама по себе недостаточна для развития малых населенных пунктов, то есть основной территории России: комфорт без рабочих мест обходится дорого, но не стоит почти ничего, так как люди все равно будут вынуждены уезжать вслед за надеждой все чаще уже даже не на лучшую, а просто на жизнь.

С другой стороны, практика (в том числе форсированного создания новых заводов) показала, что создание высокооплачиваемых рабочих мест без нормальной социальной сферы тоже невозможно, так как квалифицированные специалисты не едут «в пустоту».

Согласованное решение обеих неразрывно связанных задач – создания комплекса новых производств и новой социальной сферы взамен уничтоженной советской (вкупе с нормализацией налоговой политики, стягивающей все деньги в Москву, и гибкостью регулирования, так как малые поселения неоднородны) – и есть основа как всеобъемлющей модернизации России, так и новой, созидательной концепции ее пространственного развития.

ИсточникДелягин.ру
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...