Александр Гапоненко: Как нам обустроить русскую нацию?

Виктор Малиновский. Благословение Сергея. 2006

Введение

18 сентября 1990 г., находившийся в эмиграции в США писатель-диссидент Александр Солженицин опубликовал в «Литературной газете» эссе «Как нам обустроить Россию?»

В пространном тексте писатель изложил свое видение того, как в условиях грозящего распада СССР трансформировать Россию. Он предлагал ей объединиться с Украиной, Белоруссией и Казахстаном в новое федеративное государство, с сохранением самостоятельности каждой из республик. Практически речь шла об исключении из состава советской нации прибалтийских, закавказских и среднеазиатских народов и трансформации остатка  в российскую нацию, хотя этот термин сам автор не употреблял.

Позиционируя себя русским православным патриотом, американский эмигрант ничего не предложил для обустройства собственно русской нации, кроме как некоторой корректировки государственного механизма. Эссе было, пожалуй, единственным связным проектом трансформации советской нации с хоть каким-то учетом интересов русского народа. Его текст разошелся в советской прессе, был издан отдельной брошюрой большим тиражом и широко обсуждался.

Год с небольшим спустя, руководители РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР подписали Беловежское соглашение, которое положило конец существованию советской нации. Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич не сочли необходимым облачить в связный текст задачи заключенного между ними соглашения. Уж очень ужасающими они были: во-первых, обеспечить немногим избранным возможность присвоения в частную собственность имущества, созданного всеми членами советской нации; во-вторых, уничтожить вполне жизнеспособную советскую социальную общность в угоду властным амбициям рвавшихся к власти этническим элитам; в-третьих, оставить во всех новых республиках в приниженном положении русский народ, который был становым хребтом СССР.

Титульные народы четырнадцати образовавшихся на развалинах СССР республик стали строить свои собственные нации на сугубо этнической основе. Новая Россия приняла за образец предложенный А. Солженициным проект формирования внеэтнической  российской нации, только без украинцев, белорусов и казахов.

Строительство российской нации шло ни шатко ни валко треть столетия. Главными  агентами в этом процессе были российские олигархи и политики-«демократы», действовавшие по лекалам, навязанным извне англосаксонскими правящими элитами. Русскому народу в этом западном проекте места не было. Расчет был на то, что со временем российскую нацию удастся разложить и разрушить, как когда-то советскую.

Однако англосаксы поспешили и инициировали в конце 2013 г. в Киеве нацистский переворот. Стало ясно, что целью этого переворота было подавление местных русских элит и переформатирование на антирусской основе всех жителей Украины.

В ответ на эти планы Россия присоединила к себе, крайне важную со стратегической  точки зрения и населенную русскими, украинскую с советских времен, территорию —  Крым. Тем самым, под угрозой внешнего давления, началась силовая консолидация именно русской, а не российской нации. Образовавшимся русским республикам Донбасса ДНР и ЛНР была оказана помощь в защите от украинских нацистских формирований. После этого российским «демократам» удалось на несколько лет «подморозить», начавшуюся было «русскую весну».

В феврале 2022 г., в ответ на готовившийся Киевом геноцид русских в ДНР и ЛНР,  началась Специальная военная операция(СВО). Целью этой операции российское руководство определило денацификацию и демилитаризацию Украины. В состав России были включены еще четыре населенные русскими области Украины: Донецкая, Луганская, Херсонская и Запорожская.

После начала СВО англосаксы дали команду своим агентам влияния перейти от ослабления к разрушению российской нации. Возникшая в социальной сфере ситуация правящими российскими элитами до конца не была осмыслена. Российская нация стала, что называется, «сыпаться».

Выступил ли в защиту российской нации олигарх Вячеслав Кантор, поставивший в 2022 г. рекорд роста личного богатства в размере 5,3 млрд евро? Выступил ли в защиту российской нации олигарх Роман Абрамович, беззаботно бороздящий морские просторы на самой большой в мире яхте, которая стоит дороже первоклассного военного фрегата? Оказал ли действенную помощь участникам СВО министр Ставропольского краевого комитета по  деламнациональностей и казачества Александр Писаренко? Может быть, народная артистка России Лия Ахеджакова озаботилась судьбой российской нации, как когда-то это сделал диссидент Александр Солженицин?

Нет, Вячеслав Кантор предпочитал жертвовать свои деньги на нужды Европейского еврейского конгресса, а Роман Абрамович проталкивал «зерновую сделку», выгодную нацистской Украине.  Александр Писаренко присвоил себе 76 миллионов рублей бюджетных денег, выделенных на оказание поддержки тем, кто защищал Родину. А Лия Ахеджакова критиковала руководство страны и называла последнюю не иначе, как Родина-Уродина. Между тем, все эти персонажи играли крайне  важную роль в социальной конструкции, которая называется российская нация.

Спасали же Родину полмиллиона русских парней, не жалеющих своих жизней в ходе боевых действий на Украине, миллионы очень даже не богатых русских людей, жертвовавших деньги на покупку бронежилетов и квадракоптеров для бойцов, павший на своем посту от рук нацистских террористов глава ДНР Александр Захарченко, поэтесса Анна Долгарева, пишущая пронзительные стихи о том, что происходит на Донбассе и пробуждающая ими русских от почти столетнего морального оцепенения.

Все эти люди имеют поэтому права задать вопрос: «Как нам обустроить русскую нацию, за которую мы кладем свои жизни и несем материальные жертвы?»

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос и сформулировать русскую идеологию, обратимся к истории русского этноса за последние сто лет.

Попытка перехода от великорусского народа к русской нации 

В начале  XVIII в. в Российской империи дворянством из русских народностей сформировало великорусский народ. Дворянство действовало в соответствии с проектом строительства Святой Руси. Проект этот в социальной сфере реализовывался силами священства православной церкви. Церковь формировала картину мира в общественном сознании, выстраивала из святых галерею героев, создало христианский в своей основе календарь праздников, христианскую же символику, определило содержание церемоний и обрядов, поддерживало развитие русского языка и литературы. Под контролем церкви находились школы и семинарии, она курировала содержание гуманитарного образования, занималась книгоизданием и библиотечным делом.

В середине XIX века к социальной деятельности православного священства подключились светские социальные элиты. Они преподавали в гимназиях и университетах, писали и издавали книги, газеты, журналы. Эти элиты разрабатывали инструменты воздействия элит на массы, которые носили уже не характер веры, а характер светской идеологии. Получили развитие такие культурные институты, как театры, музеи, картинные галереи, газеты и журналы, массовыми тиражами стали издавать книги. Проект дворянских элит в социальной сфере был подкорректирован и уже реализовывался под лозунгом «Православие, Самодержавие. Народность». Эти перемены позволили перейти к строительству русской нации.

Дворянские элиты, организованные самодержавной системой власти, опирались на великорусский народ вели интенсивную территориальную экспансию. В зависимость от них попало большое число соседних народов, народностей и племен. Покоренные этносы сохранили свои занятия, образ жизни, религию. Их элиты получали доступ в состав великорусских элит и становились составной частью последних. Ассимиляция инородцев в состав великорусского народа происходила с помощью их собственных элит, но шла медленными темпами. Значительная часть населения империи даже не знала русского языка.

К началу ХХ века на ведущие позиции в экономической жизни Российской империи вышла буржуазия. В феврале 1917 г. она, в союзе с частью дворянства, свергла самодержавие и начала выстраивать либерально-демократическую систему власти.

Привлекательного социального проекта для великороссов у буржуазии не было. Не знала они также чем привлечь на свою сторону огромную массу  инородного по отношению к великорусам населения страны. Инородцы на окраинах империи стали самоорганизовываться и отпадать от Великороссии. Проблема усугублялась вовлеченностью страны в первую мировую войну.

В октябре 1917 г. старые элиты, лишившиеся самодержавной политической системы и не создавшие новую были отстранены от власти контрэлитой – партией большевиков. Началась Гражданская война. Буржуазия выдвинула «белый» проект, составным элементом которого было «непредрешенчество» в вопросах политического устройства страны и сохранение «единой и неделимой Руси». Этот проект не удовлетворил ни великороссов, ни этнические меньшинства. В результате строительство русской нации так и не было завершено.

Большевики: «красный» проект и строительство советской нации

Большевики выдвинули «красный» проект обобществления всех средств производства и обеспечение на их основе накопления государственного капитала, с превращением всех членов общества в наемных работников. Составной частью этого проекта был подкуп инородческих элит за счет предоставления им материальных благ и социальных статусов, отбираемых сначала у старой русской элиты, а затем и у русского народа, который терял свой статус великий(государствообразующий). Всем этносам предлагалось участвовать в строительстве единой социальной общности, которая со временем, получила название советская нация. В целом это был проект  строительства коммунистического общества

Большевистская партия стала реализовывать элитные функции, опираясь на наемных рабочих, в наибольшей степени среди всех социальных групп заинтересованных в реализации поставленных большевиками целей.

Будучи едины в вопросе накопления государственного капитала и превращения всех в наемных работников, большевики раскололись в вопросе об отношении к русскому народу на три большие группы: интернационалистов, национал-большевиков и национал-коммунистов.

Интернационалисты, во главе которых стоял Л. Троцкий, ориентировались на быстрое установление коммунистических порядков во всем мире, полагали, что главным инструментом коммунистического строительства является насилие. При строительстве  советской нации основную угрозу они видели в русских, которых полагали насильно удерживать на уровне социального развития народ, ликвидировать созданные ими социальные инструменты и институты, создать новые. Себя троцкисты видели в роли новых дворян, наделенных правом распоряжаться государственной собственностью и присваивать порождаемые ею доходы.

Национал-большевики, возглавляемые И. Сталиным, считали, что надо строить первую фазу коммунизма — социализм в той стране, в которой они уже находятся у власти и полагаться при этом следует не только на насилие, но и на материальный интерес масс трудящихся, а также на методы коммунистического воспитания. Русские рассматривались этой партийной группировкой, как угроза единству советской нации, но их наработки в области социальных инструментов и институтов следовало использовать, а не отбрасывать и создавать новые. Себя сталинисты видели в роли служилого дворянского сословия, которое получило право распоряжаться государственной собственностью при условии эффективной работы, но не имело права на своевольно присвоение получаемые от нее  доходов.

Национал-коммунисты ориентировались на строительство своих собственных народов и превращение их в будущем в самостоятельные нации. Для этого они были готовы временно принять коммунистическую идеологию, которая помогала избегать внутренних социальных конфликтов и позволяла накапливать общественный капитал за счет чужих усилий. Русских национал-коммунисты считали угрозой своей власти и социальному положению, пытались, по возможности, их эксплуатировать и дискриминировать. Естественно, что доходы от общественной собственности национал-коммунисты рассматривали, как свои личные.

Строительство советской нации осуществлялось в ходе взаимодействия всех трех группировок большевистских элит. Совместно они  создали внутри советской нации многоступенчатую этническую иерархию, в которой русские занимали низшие социальные позиции.

Однако борьба между троцкистами, сталинистами и национал-коммунистами шла на протяжении всего периода советской власти и доминирование той или иной элитной группы определяло основные формы протекания процесса национального строительства.

Троцкисты и их проект строительства советской нации

Первые два десятилетия после октябрьской революции во власти доминировала троцкистская группировка. Именно она создала механизм поддержки национал-коммунистических элит посредством предоставления им высоких позиций в рамках созданных союзных и автономных республик, национальных краев, областей,  округов, районных и сельских национальных образований. Практически сформировавшаяся русская нация была разделена между этими национально-территориальными единицами.

Русское дворянство и буржуазия, православное священство и русская светская интеллигенция подверглись троцкистами уничтожению и дискриминации.

Элиты этнических меньшинств получали гарантированные квоты в партийном, советском, хозяйственном аппарате, в социальных институтах, были наделены правом создания собственных социальных инструментов и институтов. Процесс вытеснения русских с ключевых позиций в  политической, экономической и социальной жизни получил название «коренизация кадров». 

Троцкисты разрушили великорусские социальные инструменты и институты, попытались создать новые – советские.

С социальными инструментами произошла следующая трансформация: а)великорусская галерея героев была полностью разрушена и на ее месте создана галерея героев, которые участвовали в установлении и защите советского строя, в том числе осуществляли убийства и репрессии русских; б)православный календарь праздников был заменен на календарь празднования побед большевиков в борьбе за власть в)православную символику заменили на светскую, внеэтническую символику, отчасти масонскую; д)церемонии основанные на православных традициях заменили на светские, внеэтнические церемонии; г)язык и литературу вычистили от русского содержания, советизировали.

Русские социальные институты также подверглись трансформации: а)православная церковь была запрещена, ее место, отчасти, заняла большевистская партия, которая несла массам веру в коммунистическое будущее; б)в образовательных институтах стали ставить эксперименты, которые резко снизили эффективность их деятельности. Русская школа интенсивно заменялась школами, в которых преподавание шло на языках меньшинств и внедрялись этнические ценности последних; в) пресса была переориентирована на внедрение коммунистических установок в лозунговой форме. Расширилось издание газет и журналов на языках этнических меньшинств, с преобладанием в них этнической компоненты; г)книгоиздание и библиотеки превратились в каналы распространения коммунистической идеологии, также с серьезными этническими элементами в части издаваемой на языках меньшинств;  г)советский кинематограф развивался по преимуществу, как средство агитации.

Сталинисты и их проект строительства советской нации 

Троцкисты не могли эффективно решать задачи накопления общественного капитала (индустриализация, коллективизация), формирования требующейся производству высококвалифицированной рабочей силы(культурная революция), создания государственного аппарата, включая армию. Поэтому сталинисты сначала пытались их отодвинуть от власти в ходе партийных чисток, а потом перешли к репрессиям, которые в литературе назвали Большим террором.

Одновременно была прекращена политика «коренизации кадров» в национально-территориальных образованиях. Национал-коммунисты также попали под компанию репрессий. Непосредственно перед, и в ходе Великой Отечественной войны дело дошло до массовых депортаций национал-коммунистических элит вместе с подконтрольными им массами за то, что они начали вести борьбу против советской власти, уничтожать другие советские этносы в сотрудничестве с немецкими оккупантами. Сталинистами в качестве наказания за предательство были ликвидированы некоторые автономные республики и области, изменены границы  союзных и автономных республик.

Тем не менее, базовый механизм поддержки национал-коммунистов остался неизменным и на его основе шло включение в состав советской нации новых этносов, предоставление им государственности в рамках существующих и специально создаваемых новых союзных республик, наделение их дополнительными территориями. Все новые территории  союзным республикам передавались при условии, что населявшие их народы примут участие в реализации «красного» проекта и в строительстве советской нации.

Построенная по большевистскому проекту советская нация показала исключительно высокую степень сплоченности и смогла выстоять в борьбе со всеми европейскими континентальными нациями, объединенными под немецкий нацистский проект.

После войны сталинисты долгое время боролись с прибалтийскими и западноукраинскими элитами, которые выступали за строительство своих наций на нацистских началах. Часть этих элит была прощена, часть депортирована, но их национально-территориальные образования остались в неприкосновенности.

Образовавшаяся в ходе войны русская национал-коммунистическая группировка попыталась после ее окончания повысить статус русского народа и уровень его материального обеспечения, но была  репрессирована национал-большевиками в ходе «ленинградского дела». Повышение социального статуса русского народа и сокращение изымаемых у него материальных ресурсов ставили под вопрос участие национал-коммунистических элит в «красном» проекте и в строительстве советской нации. Поэтому русские были оставлены на низшей ступени в рамках советской этно-социальной пирамиды.

Сталинисты существенно трансформировали советские социальные инструменты: а)в галерею героев, были включены лица внесшие заметный вклад в строительство советской нации и ее защиты от врагов, часть великорусских героев, а троцкисты исключены:  б)календарь праздников был пополнен днями победы над нацистами, а День Парижской коммуны был из него исключен;  в)произошло развитие советских церемоний;  г)прекратились троцкистские эксперименты в области русского языка и литературы, они стали изучаться всеми членами советской нации.

Произошли также изменения в составе и деятельности социальных институтов: а)прекратились преследования православной церкви; б))образовательные институты обеспечили существенное повышение общекультурного и профессионального уровня подавляющего числа жителей страны, все они подверглись действенной советизации; в)пресса, книгоиздание, библиотечное дело, радио, кинематограф также обеспечили эффективную советизацию населения. Русская тематика из деятельности всех этих институтов исключалась; тематика этнических сводилась к минимуму.

Консенсус большевистских элит и разложение советской нации 

После смерти И. Сталина в большевистской партии сложился консенсус всех трех элитных группировок. Он заключался в отказе от применения репрессий во внутриусобной борьбе и в неприкосновенности всех членов номенклатуры. В условиях монополии коммунистической партии на власть это негласное соглашение привело, с одной стороны, к развитию частного капитала в скрытной форме и сращиванию его с частью коммунистических элит, а с другой стороны, к развитию ряда этнических меньшинств до уровня народов и появлению у них желания «уйти в самостоятельное плавание». Русские национал-коммунисты так и не воссоздали свою самостоятельную группировку и большого влияния на находящийся в составе советской нации русский народ не имели. Троцкисты умело пугали национал-большевиков придуманными ужасами «великодержавного русского шовинизма» и за счет этого сохраняли подчиненное положение русского народа в советской этно-социальной конструкции.

Период элитного консенсуса в СССР получил название «застой». В этот период очень значительная часть русского, украинского и белорусского народов была советизирована. Прибалтийские, закавказские и среднеазиатские народы, выведенные национал-коммунистами из под контроля Москвы, развились в  самостоятельные народы.

В 70-80-е гг ХХ в. перед советским обществом встала проблема перехода от накопления общественного капитала к его более эффективному использованию. Решение этой проблемы требовало допущения частного капитала в ряде сфер общественного производства. Компартия начала политику перестройки, которая должна была допустить ограниченное функционирование частного капитала.

Однако власть в коммунистической партии захватила наиболее активная и организованная — троцкистская группировка. Она нацелилась на присвоение власти и государственной собственности.

Под руководством М. Горбачева на союзном уровне и Б. Ельцина на российском уровне троцкисты повели дело к разложению советской нации на составные этнические элементы. Для этого они стали разрушать советские социальные инструменты и институты.

Национал-коммунисты воспользовались кризисной ситуацией и провозгласили суверенитет возглавляемых ими союзных и автономных республик и приступили к строительству собственных наций.

Попытка национал-большевиков сохранить «красный» проект и страну посредством создания ГКЧП провалилась.

Демократы и их проект строительство российской нации

После распада СССР в 1991 г. основная часть русского народа проживала на территории вновь провозглашенной Российской Федерации. Власть в ней получили старые коммунистические элиты. Только интернационалисты приняли название демократы, национал-большевики стали государственниками, а национал-коммунисты из автономных республик, краев и областей — национал-демократами. Русские национал-демократы были крайне слабы и к власти их не допустили.

Первое время у власти в России находились демократы. Они успешно вели приватизацию и позволяли близким к ним людям за гроши присваивать государственную собственность. Так возник узкий слой персон, у которых в руках оказались сконцентрированы и власть, и собственность – олигархи. Олигархи наживались в основном на поставках за границу российского сырья и потому были в зависимом положении от крупного западного капитала, нуждавшегося в этом сырье. Политики демократы и олигархи стали  новой российской элитой.

Своего проекта национального строительства у демократов не было. Англосаксы сумели успешно навязать им проект строительства российской нации.

Российская нация была калькой с советской нации, только нацелена не на наемную работу всех на государство, и постепенное повышение уровня благосостояния всех, а на обеспечение накопления богатств олигархами.

Политики-демократы поставили в центр своей идеологической доктрины борьбу всех против всех, погоню за деньгами, презрение к законам и общественным интересам, тщеславие и неумеренное потребительство, садомию.

Российская нация сохраняла внутреннюю этническую иерархию, в которой русский народ был на низших экономических и социальных позициях. Расчет англосаксов был на то, что со временем этнические меньшинства разорвут Россию на части так, как они разорвали на части СССР. Ярким проявлением этой политики были, например, две русско-чеченские войны, в которых прослеживался явный западный след.

Одним из важнейших последствий правления новой элиты стала драматическая дифференциация российского общества на кучку стремительно богатевших олигархов и нищающих наемных рабочих. Наряду с этнической, это была социальная бомба, заложенная в фундамент российской нации.

Для того, чтобы реализовать проект строительства российской нации демократы стали вырабатывать собственные социальные инструменты, подчинять себе социальных институты.

Демократы разрушали советскую галерею героев и создавали свою из политиков новой волны, олигархов, англофильски и русофобски настроенных певцов, писателей, комментаторов, артистов. Из календаря праздников исключили значимые советские даты и включили даты, связанные с разрушения советской нации, например, государственным переворотом октября 1993 г. От советской символики полностью отказались, дореволюционную восстанавливать не захотели, поскольку в ней были великорусская и православная компоненты.  Обществу стали навязывать пришедшие с Запада церемонии, вроде празднования Хэлуина и Дня Валентина. Русский язык подвергся атаке вульгаризмов и англицизмов, развилась внеэтническая «россиянская» литература.

Демократы позволили восстановиться РПЦ, но до сферы образования, до СМИ священство не допустили. СМИ стали распространять веру в англосаксонский «дивный новый мир». Эта же вера внедрялась в школьные и университетские образовательные программы. Массовыми тиражами издавалась низкопробная западная литература, а произведения русских и патриотически настроенных советских писателей с книжного рынка были умело вытеснены. По телевидению и в кинотеатрах показывали голливудские кинофильмы и созданные по их образцу российские поделки.  Отдельно следует отметить социальные сети, которые стали мощным каналом формирования у россиян прозападных настроений.

С точки зрения российской нации все проживавшие за рубежом России русские рассматривались, как совершенно чуждый элемент. Они подвергались безнаказанной дискриминации со стороны этнократических властей бывших союзных республик, а если перебирались на жительство в Россию, то испытывали очень большие проблемы с легализацией и хозяйственным обустройством.

Государственники: проект российская нация, как чемодан без ручки

В начале 2000-х гг. демократов во власти существенно потеснили государственники. Произошло это потому, что государственники стали оказывать поддержку отечественной буржуазии в борьбе с засильем западного капитала. Однако демократические элиты продолжали поддерживать тесные связи с олигархами, остались во главе экономического блока правительства и банковской системы.

У государственников не было своего проекта национального строительства и они  оставили эту сферу в ведении демократов. Были перехвачены рычаги управления только телевидением и радио, несколькими центральными газетами.  Строительство российской нации продолжилось, хотя появились памятники русским историческим деятелям, широко праздновался День победы и был установлен День национального единства, проводились шествия Бессмертного полка, был принят компромиссный вариант гимна России.

Англосаксы тем временем продолжили свою экспансию на постсоветском пространстве. Действия государственников внутри России они сочли покушением на их монополию на мировое господство. Для ослабления влияния государственников в России англосаксы привели в Киеве к власти нацистские элиты.  А когда государственники стали принимать меры по защите живущих на Украине русских довели дело до полномасштабного военного конфликта между двумя единокровными нациями.

В марте 2014 г. англосаксы дали команду зависимым от них  демократам вести политику ослабления российской нации, а после февраля 2022 г. от хозяев поступила команда приступить к ее безжалостному уничтожению.

Что с этим делать государственники не знали. Вначале они оказывали «мягкое» давление на «бунтующие» по зарубежному заказу социальные элиты: отсылали им «черные метки» иностранного агента, разрывали договора на финансирование, не препятствовали эмиграции, увольняли с ответственных должностей в государственных учреждениях. Только наиболее одиозные коллаборационисты подвергались уголовному преследованию.

Проект «российская нация»для государственников стал в тягость,  как чемодан без ручки: его не бросали потому, что  другого «чемодана» у властной политической элиты не было.

Принципы и средства построения русской нации 

Анализ истории русского этноса  позволяет сформулировать ряд принципов построения такой его формы, как нация.

Во-первых, создаваемая русская нация является правопреемницей древнерусских народностей,  великорусского  народа, русского народа в составе советской нации и русского народа в составе российской нации.

Во-вторых, русские создали свою государственность более тысячи лет тому назад и в ее рамках обеспечили прогресс в своем этническом развитии. В ходе строительства нации они имеют право на наследование территорий, которые входили в состав  Древнерусского государства, Московского царства, Российской империя, СССР, Российская Федерация. Отторжение от Российской Федерации населенных русскими земель произошло без согласия на то русского народа, находившегося на третьестепенных ролях в составе советской нации.

В-третьих, в рамках самой Российской Федерации русские должны восстановить  статус государствообразующего народа. Это предполагает предоставление им тех же прав, что и у всех российских этнических меньшинств, то есть права иметь  свое государственное образование со всеми его атрибутами. Русские не давали своего согласия на заключение ныне действующего Федерального договора – от их имени действовали политики-демократы, узурпировавшие власть в стране.

В-четвертых, формирование правящих элит должно идти на принципах отбора тех, кто наилучшим образом решает проблемы строительства русской нации, независимо от их этнического происхождения.

В-пятых, каждый этнос в составе русской нации должен иметь равные возможности на развитие, но только за счет создаваемых им самим ресурсов.

В-шестых, социальная дифференциация общества должна быть резко снижена. Для этого вполне подойдет механизм налогообложения доходов сверхбогатых людей, который применяется самими англосаксами

Строительство русской нации предполагает корректировку существующих социальных инструментов и институтов. Например, в галерее героев должно быть отведено больше места русским, которые служили своему этносу и комплиментарным им представителям этнических меньшинств, в календаре праздников – датам связанным с историей русского этноса, включая его современный этап. Так и не написан еще учебник для школ, в котором бы была описана история с русской точки зрения. В университетах преподают руссофобски и англофильски настроенные профессора. Пропагандирующие русский подход СМИ закрываются(медиагруппа «Патриот», информагенство «Регнум»).

Главное же, русскую идеологию демократам по-прежнему удается представлять в маргинальном виде и таким образом отпугивать от нее нынешние правящие элиты.

Александр Гапоненко
Гапоненко Александр Владимирович (р. 1954) — русский советский ученый, доктор экономических наук, профессор, публицист, политический и общественный деятель. Президент Института европейских исследований (Латвия). Руководитель Прибалтийского отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...