В ноябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон о гражданстве. Согласно этому закону, советские граждане делились на российских граждан и всех прочих, которые впоследствии получили название соотечественники.
Принятие этого закона положило начало разделению жившего в СССР русского народа на россиян и соотечественников. К категории соотечественников были отнесены все советские граждане, жившие за пределами РСФСР. Русские ни в РСФСР, ни в образовавшейся на ее основе Российской Федерации никакого юридического статуса не получили. В частности они не получили право на российское гражданство.
Какое-то время все бывшие граждане СССР имели права получать российское гражданство в порядке регистрации, но потом эту льготу отменили. Гражданство России не имело после этого никакого отношения к русскому этносу — они существовали в параллельных измерениях. В России началось строительство российской нации по лекалам, которые изготовили англосаксы. Эти лекала отводили россиянам роль колониального народа.
Сначала невольно оказавшиеся за рубежом русские ехали из бывших союзных республик в Россию, спасаясь от преследования со стороны титульных элит, активных попыток их ассимилировать. Долгие годы ждали получения гражданства и права на трудоустройства. Потом поток русских мигрантов иссяк. Они не хотели оказаться у себя на родине в роли эксплуатируемых, на низших социальных позициях.
Население России тем временем быстро сокращалось в результате преступных социально-экономических реформ. Пополнить рабочую силу могли только мигранты. Они хлынули в страну мощным потоком из бывших союзных республик, благо, как соотечественники они могли рассчитывать на получение российского гражданства, правда, уже не в порядке регистрации. Иноэтническая миграция стала оказывать сильное влияние на процессы происходившие внутри российской нации.
Россияне и иноэтническая миграция
При обращении к работе Екатерины Щербаковой, опубликованной в авторитетном издании Демоскоп Weekly, мы можем увидеть этническую структуру и количественную характеристику миграционных процессов в постсоветской России.
Мигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, в подавляющем большинстве являлись выходцами из стран – бывших союзных республик СССР. Доля этой категории мигрантов в общем количестве приезжих составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97%. В 2022 г. доля мигрантов, прибывших в Россию из постсоветских стран составила 91,7%.
Большинство мигрантов, прибывавших в Россию до 2011 года уже имели российское гражданство, затем их доля стала снижаться. В 2018 году граждане России составляли 41%, а в 2020 г только 36% от всех приезжих. Практически все остальные мигранты имели гражданство стран СНГ.
В 2022 году миграционный прирост населения России за счет обмена населением с постсоветскими странами сократился в 7,8 раза и составил только 51,4 тысячи человек против 401,1 тысячи человек за 2021 год. Причиной этого было, во-первых, начало СВО на Украине и, во-вторых, резкое обесценение рубля, делавшее невыгодным работу в России тем, кто посылал часть своих заработков семье на родину.
Миграционный обмен со странами дальнего зарубежья в 2022 году составлял минус 16,6 тыс. человек, хотя длительное время до этого он был со знаком плюс и составлял ежегодно около 30 тыс. человек. Причиной этих перемен стал отъезд после начала СВО иностранцев и россиян имевших второе гражданство стран дальнего зарубежья.
Положительное сальдо миграции в 2022 г. сохранилось только в обмене населением России с Таджикистаном и Молдавией, тогда как в 2021 году оно было положительным в обмене населением со всеми странами постсоветского пространства. Из Таджикистана в Россию приехало в 2022 г. на 87,3 тыс человек больше, чем выехало(-10%). Из Молдавии приехало на 2,4 тыс. человек больше, чем уехало, против положительного сальдо в обмене в 16,1 тысячи человек в 2021 году. Миграционный прирост населения России в результате обмена населением с другими странами был близок к нулю. В том числе в миграционном обмене с Украиной и Белоруссией.
Наибольшее по абсолютной величине отрицательное сальдо сложилось в 2022 году в миграционном обмене с Арменией (-10,7 тыс. человек), Узбекистаном (-8,5 тыс. человек), Киргизией (-6,8 тыс. человек), Казахстаном(-5,0 тыс. человек). Чистый отток населения в другие страны, по данным Росстата, не достигал 5 тысяч человек по каждой.
Негативное сальдо миграции сформировалось во многом по причине бегства молодых российских граждан от призыва на военную службу и отправки в зону ведения СВО. Заметим, что точно учесть этот фактор по существующей практике статистического учета сложно, поскольку часть дезертиров на новом месте жительстве не регистрировалась, часть имела двойное гражданство.
Релоканты, как стыдливо назвали себя дезертиры, столкнулись за границей с проблемами трудоустройства, падением доходов и социального статуса, махровой русофобией. Это вынудило их возвращаться в Россию. Как отмечал председатель Госдумы России В. Володин, на середину февраля 2023 г. вернулось более 60% беглецов.
Председатель высшего законодательного органа страны не назвал дезертиров дезертирами. Иначе ему пришлось бы признать крах самой концепции строительства российской нации, поскольку наиболее активная и образованная часть молодежи отказалась ее защищать с оружием в руках. Они исходили из того соображения, что если столпы россиянства В. Кантор, Р. Абрамович и Л. Ахеджакова не поддерживают СВО, то зачем им рисковать своей жизнью в ходе военных действий? Что такое защищать Родину с оружием в руках они не понимали. Родина для них была там, где комфортнее жить. Таков был главный лозунг под которым строилась внеэтническая российской нация.
Следует отметить, что с 2008 г. баланс миграционного обмена с такими странами, как Германия, Израиль, США был практически нулевым. Бегство россиян на Запад за счастливой жизнью прекратилось, шел естественный обмен населения с этими странами, главным образом по семейным обстоятельствам.
В 2022 г. сколь-либо заметного бегства россиян в эти страны статистика не зафиксировала. Уехали те, кто имел двойное гражданство, что статистика не фиксировала.
Ситуация изменилась во второй половине 2023 г., с потерей Арменией Нагорного Карабаха и началом гражданской войны в Израиле. Российские «релоканты» стали массово убегать уже оттуда. Атаки Израиля на мирное население Палестины вызвали волну антисемитизма в США и странах Европы. Евреи с двойным российским гражданством стали покидать и эти страны.
Иноэтнические мигранты и российское гражданство
Миграционное движение следует рассматривать в связи с изменениями этнической структуры контингента российских граждан. Статистические данные об этой структуре приводит издания РБК, основываясь на недоступной нам статистке МВД РФ.
В 2022 г. российское гражданство получило 691 тыс. иностранцев. По сравнению с 2021 г. число лиц принятых в российское гражданство снизилось на 6,4%. Для сравнения, в 2018 году российский паспорт получили 269 тыс. человек, в 2019 году — почти 498 тыс. чел., в 2020-м — 656 тыс. чел. То есть привлекательность российского гражданства последние годы росла.
Большинство ставших россиянами в 2022 году — граждане Украины. На них пришлось почти 43% от общего числа решений о приобретении российского гражданства — почти 297 тыс.человек Жители ДНР и ЛНР учитываются в статистике отдельно, они получают гражданство по заявлению, так же, как и жители Запорожской и Херсонской областей.
На втором месте среди получивших российское гражданство — граждане Таджикистана с показателем 174 тыс.чел. Далее следуют Армения (45 тыс. чел. получивших гражданство), Казахстан (42 тыс. чел.), Узбекистан (27 тыс..чел.) и Азербайджан (23 тыс.чел.).
Эти постсоветские страны были в лидерах по числу жителей, получающих российское гражданство и в 2021 году. Однако за прошлый год наблюдалась разная динамика по выдаче паспортов России их гражданам. Например, число приобретших гражданство украинцев снизилось на 20%, с почти 376 тыс..чел. до почти 297 тыс. чел. Это несмотря на то, что в июле 2022 г. указом президента России был введен упрощенный порядок получения российского гражданства для всех граждан Украины. Однако реально переехать из Украины в Россию и получить гражданство все желающие не могли из-за боевых действий и запрета выезда украинским мужчинам годным к воинской службе.
Число жителей Таджикистана получивших российское гражданством возросло со 103 тыс. чел. в 2021-м до 174 тыс. чел. в 2022 году. Мужчины таджики не видели риска призыва их на военную службу, так как между Россией и Таджикистаном существует договор о двойном гражданстве, по которому воинская служба в одной стране признается и в другой стране.
Россияне имеют право не только на двойное, но и на второе, точнее множественное гражданство. Договора о праве на второе гражданство есть у России с Беларусью, Казахстаном, Арменией, Кыргызстаном, Молдовой, Узбекистаном. Однако граждан этих стран Россия рассматривает в правовом отношении только как своих собственных граждан, в отличии от таджиков. Это значит, в частности, что они могут быть призваны на воинскую службу по российскому законодательству.
На воинскую службу в России могут быть призваны и российские граждане имеющие второе гражданство США, Израиля, Германии. Турции, Грузии.
Наиболее резкое падение числа лиц приобретающих российское гражданство отмечено среди выходцев из Белоруссии (15 тыс. человек в 2022 году против 24 тыс..чел. в 2021-м), а также Молдавии (15 тыс. .чел. в 2922 г. против почти 24 тыс. .чел. в 2021 г).
Таким образом, мы видим, что идет рост числа мигрантов из Украины, Молдавии и Казахстана, но это реально русское или сильно русифицированное население, которое получает гражданство и легко интегрируется в жизнь российской нации на русской основе.
За этими этносами следуют выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Азербайджана. Это главным образом титульные жители. Они получают российское гражданство, но сохраняют исламскую веру, этническую идентичность, трудятся в собственных фирмах, живут своими замкнутыми общинами. Российская нация в принципе не может обеспечить их интеграцию в свой состав, поскольку не обладает собственной идентичностью, в отличии от русской нации.
Приехавшие из этих республик этносы стараются селится вместе. Так образуются крупные узбекские, таджикские, киргизские, азербайджанские анклавов в российских городах с русским населением. К ним добавляются анклавы, в которых живут выходцы из северо-кавказских республик, цыгане.
В условиях коррупции российской полиции и чиновничества, отсутствия надзора за незаконной миграцией развивается повышенная этническая преступность.
Иноэтнические мигранты и преступность
Отчеты Генеральной прокуратуры РФ по преступлениям, совершенным иностранными лицами и лицами без гражданства позволяют оценить состояние и динамику этого вида преступности.
Рост числа преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России наблюдался до 2010 года — он возрос с 17,3 тысячи в 1993 году до 58,0 тысяч случаев в 2009 году. В 2010-2012 годах наметилась тенденция снижения числа преступлений – до 42,7 тысячи в 2012 году. В 2016-2020 годах число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России, снижалось, опустившись до 34,4 тысячи случаев в 2020 году. В 2021 году было зарегистрировано 36,4 тысячи преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а в 2022 году – 40,2 тысячи (+10,3%). Тенденция роста сохранялась и в первом квартале 2023 года – было зарегистрировано 11,7 тысячи преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (+12,7%).
Большая часть таких преступлений совершается гражданами стран СНГ (до 90% в 2018-2020 годах и 82% в 2022 году и первом квартале 2023 года). Доля преступлений, совершенных иностранцами или лицами без гражданства, в общем числе расследованных преступлений составила 3,3% в 2019-2020 годах, в 2021 году повысилась до 3,5%, а в 2022 году до 3,9%.
В расчете на 1000 всех зарегистрированных преступлений число преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, увеличилось с 6 случаев в 1993 году до 21 случаев в 2013-2014 годах, затем несколько снизилось. За последние два года это число вновь увеличилось, превысив 20 случаев на 1000 зарегистрированных преступлений в 2021 г., 20,4 случаев в 2022 году, 24,2 случаев в январе-марте 2023 года.
Число преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, в расчете на 1000 человек, совершивших преступления, повысилось с 14 случаев в 1993 году до 40 случаев в 2019-2020 годах, 43 случаев в 2021 году и 49 случаев в 2022 году.
ППо данным, опубликованным Главным управлением правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ, преступность среди мигрантов неравномерно распределена по регионам России. Так, в 2020 году треть совершенных мигрантами преступлений, как и в предыдущие годы, пришлась на Москву (6,5 тысячи) и Московскую область (5,0 тысяч). В отличие от Московской области, где число таких преступлений сократилось (-6,5 %), в столице оно увеличилось (+11,3 %).
По данным этого же источника, в 2021 году доля иностранных граждан и лиц без гражданства среди совершивших преступления в целом по России составила 3,7%. Она была заметно выше в регионах, привлекательных для иностранной рабочей силы. Так, в Москве она превысила 20%, Калужской области — 16%, Санкт-Петербурге – 15%, Московской области — 12%, Ленинградской области – 6%.
Организованная этническая преступность
В целом официальные показатели этнической преступности по России не столь уж и велики, относительно удельного веса иностранцев и лиц без гражданства в общем составе населения. Однако специальные исследования показывают, что этническая преступность крайне плохо учитывается и раскрывается, а официальные показатели надо умножать, как минимум, на коэффициент 5.
Это уже говорит о том, что этническая преступность представляет собой крайнюю опасность для российского общества. Кроме того, в ее составе надо учитывать преступления, которые совершают те, кто получил российское гражданство относительно недавно и входит в состав т. н. этнических организованных преступных групп. Более объективную картину рисует, например, специально посвященная организованной этнической преступности диссертационная работа К. Кузнецова, находящаяся в открытом доступе .
По данным приведенным в этой диссертации, в 2016 г. в России было раскрыто 13496 преступлений, совершенных членами организованных преступных группировок, из них 10,4% были на совести членов организованных этнических группировок. Из всех совершенных последними преступлений на долю тяжких и особо тяжких приходилось 91,3%.
Такая же картина наблюдалась и в предыдущие два года – с того момента, как впервые стала собираться статистика по организованной этнической преступности.
В сфере интересов этнических преступных формирований находятся торговля наркотическими средствами и психотропными веществами, оружием и боеприпасами, создание финансовых пирамид, рейдерские захваты предприятий, организация нелегальной миграции.
В сфере экономики совершается 61,0% всех преступлений организованных этнических группировок. По результатам анализа экономических преступлений диссертант установил, что 40,0% преступлений совершены в составе армянских организованных групп и преступных сообществ, 20,0% – азербайджанских, по 13,3% – чеченских и нигерийских, по 6,6% – корейских и осетинских организованных преступных формирований..
На кражи, грабежи, разбой, вымогательство приходится 20,5% всех преступлений, совершенных организованными этническими группировками. Преступление «разбойное нападение» совершалось в состав таджикских организованных группировок в 36,7% случаев, 13,3% – ингушских, по 3,3% – чеченских, дагестанских и кабардино-балкарских, 13,3% – армянских, по 10% – узбекских и азербайджанских, 6,7% – грузинских организованных преступных формирований.
На преступление «незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ» приходилось 20,3% всех преступлений, совершаемых .организованными этническими формированиями. В этой сфере доминировали цыганские, таджикские, азербайджанские и узбекские организованные группировки.
Официальная статистика показывает относительно низкий удельный вес убийств, совершаемых членами организованных этнических преступных группировок. Специалисты ГУМВД России по г. Москва считают, что в столице мигранты из стран ближнего зарубежья совершают до 70% всех убийств.
Таким образом видно, что организованная этническая преступность угрожает существованию российской национальной общности, однако эта проблема не артикулируется российским руководством и не предлагаются пути ее решения.
Масс-медиа также не понимают сути возникшей проблемы и сконцентрировались на случаях нарушения мигрантами нравственных правил поведения и на случаях мелкого хулиганства. Это тоже крайне неприятное явление, но оно не представляет большой общественной опасности.
Выводы
Истоки проблем иноэтнической миграции и иноэтнической преступности лежат в действующем делении русских на россиян и соотечественников и во включении в состав соотечественников всех бывших членов советской нации.
Между тем, все титульные этносы бывших союзных республик уже как тридцать лет строят свои собственные нации и не имеют никакого отношения к российской нации. Получение титульными жителями бывших советских республик российского гражданства ведет к их массовой миграции в Россию и созданию анклавов в которых идет полноценное воспроизводство их этничности.
Неотъемлемым элементом такого рода анклавов являются организованные этнические преступные группировки. Борьба с ними усилиями только органов МВД и миграции не может быть успешной. Необходимо ужесточать условия приобретения российского гражданства. Главное же необходимо предоставление российского гражданства приезжающим в Россию русским. Это будет один из шагов к переходу от строительства российской нации к строительству русской нации.
Первая попытка в этом направлении была сделана российскими властями, когда они попытались призывать на военную службу казахов, киргизов и узбеков. Как свидетельствуют публикации в СМИ, на вызовы по повестке в военкоматы эти новоиспеченные российские граждане не являлись и их вынуждены были объявлять в розыск.