Рефлексия по поводу «святых 90-х» в русском обществе присутствовала всегда. Неудивительно, ведь каждый, кто помнит то время, никогда не забудет и ощущение, что вокруг тебя происходит что-то очень важное, что-то, что вот прямо сейчас делает мир совсем другим, и прежним ему уже никогда не бывать.
Но не всякую попытку отразить то, что происходило с нами, пропускают к «конечному потребителю», зрителю или читателю. Так, в частности, произошло с фильмом Александра Велединского «1993».
Сценарий к фильму (как и книгу перед этим) написал Сергей Шаргунов, и его симпатии там ясны однозначно. 90-е. Социум находился в состоянии раскола. Одни задыхались от вожделения стать как можно богаче (причём легко и сразу), другие — от того, что больше нельзя заниматься нормальным созидательным трудом. Поскольку в рамках новой парадигмы не осталось места учёным или простым работягам, вернее, место это — на задворках и обочинах. Очень хорошо этот образ когда-то сформулировал Охлобыстин в фильме «Соловей-разбойник». Там у него один продажный сотрудник полиции говорит другому: «За него, клоуна красноносого, помирать пойдём». То есть, за мир «Макдональдса», схем и «откатов».
Точно так же дочь главного героя в «1993», молодая девушка, в комнате которой зритель видит кассеты Янки Дягилевой и постеры «Алисы», на вопрос, кем работает её отец, отвечает: «Черепашкой-ниндзя». Не потому, что мир спасает, а потому, что весь день налаживает работу городского водопровода и канализации. Так вот, Шаргунов и Велединский, создавшие этот сюжет, не скрывают своей позиции. Они находятся на стороне «черепашек-ниндзя», обычных людей, которые стремятся продолжать нормально жить и честно работать.
И раскол, охвативший Россию в 1993 г., они показывают именно как конфликт между той частью общества, которая полюбила «свободный рынок» и той, которая пытается зафиксировать мир в стабильной точке, в которой сохраняются сильное государство, социальные гарантии и социальная справедливость. Именно поэтому у стен Белого дома и собрались тогда патриоты с самыми разными взглядами. Одни пришли с имперскими флагами, другие с красными. И за это несогласие работать на «клоуна красноносого» их расстреляли те, кто считал себя «демократами».
Трагедия распада очень хорошо показана в той части фильма, где первый куплет «Перемен» песни «Кино» начинают петь сторонники Ельцина, а второй — уже защитники Белого дома. И те, и другие, делают это убеждённо, с душой, с уверенностью, что Цой написал именно их песню, и что слова её — специально для их ситуации.
Позже по такому же принципу был, кстати, организован и конфликт, в рамках которого Украину натравили на Россию. Но это будет потом.
А сначала лбами сталкивали людей именно внутри страны. Но увидеть фильм, снятый об этом, у зрителя почти не было возможности. Непонятно, почему, но в большинстве кинотеатров на «1993» было отведено максимум два сеанса, да ещё и в не очень удобное время. Параллельно показывали новых «Неудержимых», какие-то похабные комедии и фильмы ужасов. И у всего перечисленного подач (т.е. шансов достучаться до публики) было куда больше.
Может быть, так решили маркетологи — под молодёжные комедии попкорн закупают лучше. Но сейчас, после просмотра «1993», становится ясно: общество, заточенное под потребление, и должно себя защищать от такого рода продукции. Чтобы, не дай Бог, никто не начал думать. Идите вон, в самом деле, смотрите, как стареющий Дольф Лундгрэн месит Джейсона Стэтхема. Что вам не нравится?
Вспомните, как в течение как минимум нескольких месяцев рекламировали по ТВ «Сердце Пармы» — языческо-сепаратистскую муть, которую подавали как русский вариант «Игры престолов» (тоже, кстати, нашли чем гордиться). Как полгода рассказывали о гениальности фильма «Вызов». В случае же с постановкой Велединского всего этого не было. Несколько раз показали рекламный трейлер, и достаточно. Никаких тебе зазываний в конце выпуска новостей в духе «а прямо сейчас смотрите сериал “Ищейка-23” и “Тайны следствия-25”».
И всё это откровенно удивляет. Получается, что на уровне государственной информационной политики тоже нет задачи провоцировать у населения мыслительные процессы. Или как это понимать иначе?
Когда было необходимо продвинуть другие картины о «святых 90-х», тот же сериал о группе «Король и Шут», маркетинговая кампания проводилась наилучшим образом. То же самое касается и нашумевшего «предперестроечного» фильма «Слово пацана», о котором сейчас не говорят только немые. То есть, когда нужно, способы спровоцировать интерес всегда находятся. И почти всегда, к сожалению, оказывается, что заказ на провокацию интереса касается вещей либо банальных, либо откровенно пошлых (как недавняя сага о будуаре Екатерины Второй), либо однозначно вредных.
Невольно возникает мысль, что силы, которые учинили расстрел парламента в 1993 г., в России не утратили своих позиций.
Но фильм Велединского по сценарию Шаргунова уже попал на все файлообменники и онлайн-кинотеатры, где его можно и нужно смотреть. И очень хочется, чтобы русские люди обратили внимание на «1993». Потому что, несмотря на тяжесть выбранной темы, эта работа провоцирует размышления в достаточно правильном русле. Том самом, которое не нравится красноносому клоуну из «Макдональдса».