— Андрей Аркадьевич, вы проводите «День предпринимателя» уже не первый год. Что необычного в нынешнем бизнес-фестивале?
— Да, мы уже больше пяти лет устраиваем бизнес-фестиваль в усадьбе Гребнево. В 2021 году вышли на рекорд: усадьбу, где проходил Съезд Общероссийского Движения предпринимателей, посетило почти 10 тыс. человек.
В этом году мы запланировали, помимо пленарных заседаний, Фермерскую ярмарку — ее проводят участники нашего Движения. Выставка Мебельной индустрии и дизайна в этом году впервые пройдет совместно с Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР). Будет также огромное количество круглых столов, дискуссий на самые разные темы — от транспорта до инвестиций.
Для начинающих предпринимателей мы организуем Стартап-гостиную, мастер-классы. С участием Госдумы на большой дискуссионной площадке обсудим, какие законы нужны сегодня предпринимателям. Кроме того, на площадках бизнес-фестиваля поговорим об актуальных вопросах взаимодействия с Китаем, о перспективах инновационного развития, налоговой реформы и о многом другом.
— Чего вы ждете от сотрудничества с АМДПР?
— Благодаря нашей совместной работе с ассоциацией в этом году на мебельной выставке будет больше участников и экспонатов, чем обычно.
Наша цель — познакомить мебельщиков с новыми производителями комплектующих, материалов, оборудования для мебельной промышленности. А также наладить сотрудничество участников Общероссийского Движения предпринимателей с АМДПР.
Это даст производителям комплектующих больше возможностей для сбыта своей продукции, а мебельщики получат новых партнеров и клиентов, так как на «День предпринимателя» традиционно приходит много посетителей.
— С чем связан ваш выбор именно мебельной промышленности в качестве самостоятельной части программы бизнес-фестиваля?
— Я сам в прошлом мебельщик: я был владельцем единственного в Советском Союзе частного мебельного объединения «Москворечье». Оно входило в состав Минлеспрома СССР. Работая заместителем министра лесной промышленности России, я курировал в том числе и мебельную промышленность.
Первый образец мебели я своими руками изготовил в 1978 году, а в 1979-м открыл свой мебельный бизнес: сделал на заказ кухонный комод, заработав 350 рублей. То есть для мебельщиков я человек не чужой.
— Значит, вам хорошо знаком этот бизнес. Как оцениваете перспективы производства мебели в России?
— Бурный рост мебельной промышленности, который отмечается в последние годы, в первую очередь, связан с тем, что ушли западные производители — итальянские, немецкие.
Наши мебельщики молодцы: сумели перестроиться, причем существенно улучшили качество своей продукции, поэтому смогли достойно заместить европейские аналоги. Скажем, уход IKEA в итоге оказался незаметен на нашем рынке, так как отечественные предприятия делают продукцию, сопоставимую и по качеству, и по цене.
Сейчас мебельщики применяют новые технологии, разрабатывают новые дизайны, предлагая продукцию для клиентов с разным бюджетом и разными стилистическими предпочтениями.
Кроме того, наши производители достойно выдерживают конкуренцию с китайскими, которые очень активно себя ведут на нашем рынке.
— Довольно агрессивная экспортная политика Китая стала для отечественных производителей серьезным вызовом. Какие сложности и пути их решения вы видите для мебельщиков России?
— Главные проблемы сегодня — растущие налоги, высокие ставки по кредитам. Как можно развиваться промышленному предприятию, если вы не найдете кредита дешевле, чем под 20% годовых? Как при этом конкурировать с китайцами, у которых НДС 5%, а кредиты они берут под 0,5%?
Если мы хотим защитить свой мебельный рынок, то должны снижать налоги и делать более привлекательным кредитование.
Следующий острый вопрос — оборудование. В отрасли всегда, еще с советских времен было очень много европейского оборудования. Заместить его отечественным в кратчайшие сроки невозможно, а у китайцев, во-первых, нет полного спектра необходимого оборудования, а во-вторых, по качеству оно уступает немецким и итальянским образцам. Это серьезно тормозит развитие мебельной отрасли, ведь красивую и современную мебель на коленке не сделаешь.
Нужна госпрограмма, стимулирующая развитие станкостроения в России. Для этого нужно освобождать производителей станков от налогов, давать льготные кредиты, упрощать для предприятий процесс подключения к инженерной инфраструктуре.
Думаю, что в государственных структурах осознают это, и соответствующие меры будут приняты.
Я верю в нашу мебельную промышленность, она динамично развивается, и приятно, что покупатели выбирают именно российскую мебель.
Сейчас, когда перед нашей мебельной отраслью стоят такие серьезные вызовы, как никогда важно объединение участников рынка, для совместного решения актуальных задач. Этому способствуют профильные мероприятия, которые стали активнее проводить в последнее время, в том числе с участием АМДПР. Например, только недавно, в июне, прошли два важных для мебельщиков события — это Всероссийская конференция производителей мебели и Мебельный бизнес-форум. Я надеюсь, что «День предпринимателя» и выставка Мебельной индустрии и дизайна тоже внесут свой вклад в объединение отрасли для ее развития.