Те, кто утверждают, что Сталин пересмотрел взгляды Ленина на возможность построения социализма первоначально в одной отдельной стране и, тем более, его установку на развитие мировой революции, лгут – и сознательно лгут. Зачем им нужна эта ложь – другой вопрос. Одним, «какбудтолевым», чтобы объявить все постленинское развитие общества в СССР противоречащим взглядам Ленина и потому – искаженно-порочным.

Другим, как правило, претендующим на «патриотизм» правым, для того, чтобы вменить этот мнимый разрыв уже не в вину, а в заслугу Сталину и сделать его «своим», кумиром «правых патриотов», консерваторов и националистов.

В любом случае, это откровенное лицемерие и ложь. В крайнем случае, неграмотность тех, кто, восприняв эту ложь, становится ее носителем и распространителем.

Что было на самом деле. Во-первых, нигде и никогда Ленин не говорил, что социалистическая революция и социализм не могут победить в одной отдельно взятой стране: с одной стороны, на возможность победы в такой стране социалистической революции он указывал четко и однозначно, объясняя, почему такая победа, бывшая невозможной в доимпериалистическую эпоху, становится возможной в эпоху неравномерности развития стран в условиях эпохи империалистической. А что значит «победа социалистической революции», как не создание социалистического общества… Потому что революция – это не сам по себе захват власти, это успешное использование этой власти для решения задач трансформации социума. Соответственно, нигде и никогда Ленин не говорил о невозможности решения такой задачи в принципе.

Другое дело, что он говорил, что без победы мировой революции, да и международной поддержки как таковой, построение социализма в стране победившей революции становится много более сложным. Это он действительно говорил. Но «сложно» и «невозможно» – это разные и слова, и категории.

Соответственно, и Сталин, отстаивая и проводя установку на построение социализма в одной отдельно взятой стране, не отвергал, а продолжал соответствующую установку Ленина.

И эта установка ни в каком противоречии с установкой на мировую революцию не находилась, а была с ней едина: просто если в какой-то момент думали, что в первую очередь должны быть задачи внешнеполитической борьбы за революцию, то в изменившихся условиях пришли к выводу, что первая задача – построить социализм у себя, а затем, опираясь на его мощь, перенести центр тяжести в борьбе на международную арену. При этом и в этих условиях от поддержки международного революционного движения никто не отказывался. Поддерживались революции и в Китае, и в Испании, и компартии всюду, где они действовали и где была возможность оказания такой поддержки.

Конечно, основной задачей, которую в России решает Сталин, становится уже не свершение социалистической революции в ее фазе свержения власти эксплуататорских классов и утверждение власти пролетариата и беднейшего крестьянства, а продолжение революции в фазе строительства и укрепления этой властью нового строя социализма, защиты революционных завоеваний от внешней империалистической агрессии, поддержка коммунистического движения в его борьбе в других странах. Это не некие вновь вставшие задачи – это продолжение решения тех задач, которые были поставлены той эпохой, в рамках которой и происходит социалистическая революция.

Ленин сыграл ведущую роль в создании революционной партии, той силы, которая способна была взять на себя задачу преобразования мира и создания нового общества, привел ее к политической победе – взятию власти, создал план и исходные конструкции нового мира.

Сталин возглавил реализацию этого плана в его привязке к развитию политической ситуации и сохранение его существования в противостоянии с внешним противником.

Оба они – Преобразователи Мира: в обоих два начала – ниспровержение отжившего и созидание нового на основе сохраненной здоровой части старого мира.

Ленин оставил Сталину три больших проекта преобразования страны: коллективизации – проект преобразования трудовых производственных отношений между людьми, индустриализации – проект преобразования производительных сил страны, культурной революции – проект просвещения и преобразования самого человека. Сталин наследовал эти проекты и реализовал их, преобразовав Россию.

Мировая революция и Ленину, и Сталину виделась как эпоха революционных боев, имеющих свои приливы и свои отливы.

Ее первый штурм произошел при жизни Ленина, как он и предвидел. Потом начался отлив, до решающих битв, как предвидел он же, было далеко, и Сталин начал готовить страну к новой мировой схватке:

«Теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас, у народа, – у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость. Хотите ли, чтобы наше социалистическое отечество было побито и чтобы оно утеряло свою независимость? Но если этого не хотите, вы должны в кратчайший срок ликвидировать его отсталость и развить настоящие большевистские темпы в деле строительства его социалистического хозяйства. Других путей нет. Вот почему Ленин говорил накануне Октября: «Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны». Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

То есть Сталин в 1931 году считает новую схватку и новый этап мировой революции неизбежным и, признавая отсталость России, видит свою задачу в том, чтобы подготовить страну к новому сражению, считая это обязанностью большевиков перед рабочими и крестьянами СССР.

И в отношении идеи о том, что Сталин отказывается от интернационализма в пользу решения внутренних задач, он здесь же говорит:

«Но у нас есть еще другие, более серьезные и более важные обязательства. Это – обязательства перед мировым пролетариатом. Они совпадают с обязательствами первого рода. Но мы их ставим выше. Рабочий класс СССР есть часть мирового рабочего класса. Мы победили не только усилиями рабочего класса СССР, но и благодаря поддержке мирового рабочего класса. … Без такой поддержки нас давно расклевали бы. Говорят, что наша страна является ударной бригадой пролетариата всех стран. Это хорошо сказано. Но это накладывает на нас серьезнейшие обязательства. Ради чего поддерживает нас международный пролетариат, чем мы заслужили такую поддержку? Тем, что мы первые кинулись в бой с капитализмом, мы первые установили рабочую власть, мы первые стали строить социализм. Тем, что … мы делаем дело, которое в случае успеха перевернет весь мир и освободит весь рабочий класс. А что требуется для успеха? Ликвидация нашей отсталости, развитие высоких, большевистских темпов строительства. Мы должны двигаться вперед так, чтобы рабочий класс всего мира, глядя на нас, мог сказать: вот он, мой передовой отряд, вот она, моя ударная бригада, вот она, моя рабочая власть, вот оно, мое отечество, – они делают свое дело, наше дело хорошо, – поддержим их против капиталистов и раздуем дело мировой революции. Должны ли мы оправдать надежды мирового рабочего класса, должны ли мы выполнить наши обязательства перед ним? Да, должны».

Это тот же 1931 год – и о чем говорит Сталин? О том, что наши обязательства перед мировым пролетариатом выше, чем наши внутренние обязательства, что мы – ударная бригада мирового пролетариата, идущая на штурм старого мира, а для этого мы должны ликвидировать отсталость и быть готовыми «раздуть дело мировой революции».

То есть Сталин не отказывается от идеи мировой революции, он укрепляет страну, делая ее достаточно сильной, чтобы победить в этой новой мировой схватке. И более того, Сталин понимает, что судьбу нового этапа этой схватки в конечном счете решает то, насколько успешным окажется внутреннее развитие СССР как авангарда мирового революционного движения.

История России для него была не изолированным цивилизационным явлением, а, с одной стороны, частью истории всех образовавших российское государство народов, с другой – составной частью мирового исторического процесса, продуктом и результатом всей мировой истории.

Он жил в мировом процессе и как интернационалист творил именно мировой революционный процесс, а не процесс строительства русского национального государства.

В сентябре 1933 года возглавляемый им ЦК партии большевиков принял постановление «Об издательстве детской литературы», предполагавшее массовое издание таких авторов, как Даниэль Дефо, Джонатан Свифт и Жюль Верн. Была поставлена задача: «Создать ряд книг, которые, соединяя увлекательность и доступность изложения с принципиальной выдержанностью и высоким идейным уровнем, прививали бы детям интерес к борьбе и строительству рабочего класса и партии, в частности, создать серию книг для пионеров, переиздать лучшие книги мировой детской литературы («Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», Жюль Верна и др.), в особенности имеющие общеобразовательное значение».

Детгиз тогда развернул работу по созданию новых качественных переводов и начал издание серии «Библиотека приключений и научной фантастики».

Сталин готовил новое поколение, как приверженное идеалам мирового революционного романтизма, вдохновленное образами и готовностью героев Жюль Верна к незнающей национальных границ борьбе за свободу и справедливость: к власти в Германии только что пришел Гитлер, фашизм утвердился в Италии, Болгарии, Польше. И Сталин видел задачу СССР и всего рабочего класса в освобождении народов других стран от порабощения – и потому, что видел в этом интернациональный долг трудящихся страны, и потому, что понимал: схватка неизбежна.

Подчеркивая связь русской революции с революционным движением и марксистской мыслью Запада, формируя в сознании подростков героические образы мировой литературы, он говорил всему миру и Европе: «Все ваши герои – с нами»! И это же он скажет черед два десятилетия, в своем последнем выступлении на 19 Съезде уже КПСС в 1952 году:

«Раньше буржуазия … отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь … знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. … Это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий. Больше некому его поднять.

Раньше буржуазия … отстаивала права и независимость нации, ставя их «превыше всего». Теперь … знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий. Его некому больше поднять».

Он ничего не забыл – и ни от чего в своих идеях и идеалах революционера-большевика, поэта, романтика и просветителя, мечтающего об освобождении всего человечества, не отказался до своих последних дней. И от идеи мировой революции не отказывался никогда – шаг за шагом собирая силы для той решающей схватки эпохи, о которой в январе 1917 года в Цюрихе говорил и мечтал Ленин.

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...