Обложки школьных учебников — создают образы предмета, которому посвящен учебник… Обложки учебников истории — образы тех разделов истории, которым посвящен учебник.
Школьник, получая учебник — когда видит обложку — видит то, что ему предстоит учить и, во многом, определяет свое отношение к предмету и времени, о котором пойдет речь.
Обложка может создавать представление о том, что предстоит учить.
Может — рисовать образы того, о чем придется читать в следующем году.
Чем красочнее обложка — тем сильнее впечатление — разумеется, если она не аляповата.
У линейки новых школьных учебников истории эффект иной и более сильный. Частью — дело в их соразмерной яркости. Частью — во впечатлении объемной трехмерности, который — они создают. Частью — в выборе классических художественных картин, которые легли в их основу.
Но это не просто набор впечатлений — это впечатление галереи окон времени. Кажется, что, глядя на учебник — не просто понимаешь, чему он посвящен — кажется, смотришь не на учебник, — а смотришь в «окно времени». Стоишь у терминала, преодолевающего прошедшие годы и столетия — и видишь время и его течение…
Каравеллы Колумба, тянущиеся к берегам, как казалось Индии…
Стыковку «Союза» и «Аполлона», казавшуюся началом новой мирной эпохи сотрудничества…
Вековой союз двух народов, скрепленный Переяславкой Радой — казавшийся нерушимым…
Трех богатырей Древней Руси, стоящих на страже рубежей новой, рождающейся сверхдержавы…
Зверское подавление Британией восстания сипаев, открывающее лицо «благородного бремени белого человека»…
Русские крестьяне николаевской Империи, вручную убирающих урожай на фоне несущегося рядом локомотива…
Одно из чудес света — триумфальную арку Аллеппо, простоявшую тысячи лет и взорванную исламскими фундаменталистами в 21 столетии — и восстанавливаемую российскими реставраторами. Через проем которой видна новая эпоха — великий Херсонес, соперничавший с Римом и Константинополем, — дающий жизнь рождающимся из него контурам Севастополя.
Стремительный шаг Петра Первого, каждый движением вырывающегося из пут прежнего обычая и стремительно вступающего в Новый Мир — Мир разума и ускорения течения времени…
Биржевая истерика начала 20 века, открывающая трагедии и катастрофы столетия…
И строй сталинских Маршалов Красной Армии, разгромивших европейский фашизм и гитлеровскую Германию, принявших вызов одного врага и готовых ответить на вызов другого… Своей волей и своей Победой обеспечивших мир для Советского Союза на десятилетия… Преданного уже другими маршалами и распятого уже другими поколениями…
Окна времени — и кажется, что попадаешь в другие времена и видишь не застывшие картины — а сам ход истории, с его триумфами и трагедиями, видишь его динамику объемности и трехмерности… Это не просто то, о чем хочется читать — это то, что хочется переживать — и чувствовать свое слияние с временем и историей.