Владимир Овчинский: Илон Маск рассчитывает на роль «серого кардинала» при Трампе

Аналитики Запада испугались активности миллиардера Илона Маска — они вдруг увидели в нем «теневого президента» США и даже эдакого «властелина мира». Ну, почти по Жюль Верну. На чем основаны такие подозрения и предубеждения, рассказал советник министра внутренних дел России, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный сотрудник МВД РФ, экс-руководитель российского Центрального бюро Интерпола, автор книг по борьбе с организованной преступностью Владимир Овчинский.

— Владимир Семенович, о чем, собственно, речь? Кого-то напрягла чрезмерная политическая активность известного миллиардера? Почему? Собственно, существует мнение, что миллиардеры в США (и не только) и так всем, якобы, управляют. Только не высовываются…

— В этом все и дело — не высовываются. А вот Маск — совсем наоборот, еще как высовывается. Вот аргументы недоброжелателей Илона Маска, утверждающих, что он на плечах Трампа намерен захватить власть в США. Во-первых, Маск своей системой глобальной спутниковой связи Starlink захватил ближний космос. Во-вторых, Маск своей Tesla захватил мировой рынок электромобилей. В-третьих, Маск хочет быть первым, кто захватит Марс.

— Могут спросить, так почему бы Маску самому не баллотироваться в президенты США? Богат, умен, красив, молод, харизматичен… На ура пойдет.

— Все так. Но, как вы знаете, есть единственный недостаток — он родился не в США, а в ЮАР. Поэтому вместо себя он продвигает Трампа, рассчитывая, видимо, на роль «серого кардинала».

— Каким образом Маск продвигает Трампа? Есть особые приемы? Предвыборная борьба — очень жесткая, явных фаворитов пока нет…

— Приемы есть. Мозг Маска сродни инопланетному (о котором мы знаем из фантастических романов и фильмов). Он придумывает необычайные, и, в то же время, довольно простые способы достижения своих целей. Вот, например, одно из последних предвыборных действий Маска в пользу Трампа.

Британское издание The Guardian на днях писало, что Илон Маск заявил: его политический комитет действий в поддержку Трампа — America Pac — будет ежедневно до дня выборов передавать деньги для победителя лотереи по миллиону долларов одному из тех, кто подпишет его петицию, которая фактически побуждает республиканцев в ключевых колеблющихся штатах регистрироваться для голосования.

Обязательство, реализация которого началась 19 октября, когда Маск вручил чек первому победителю своего конкурса–лотереи на мероприятии в мэрии, может означать, что Маск может выплатить в этих целях 17 миллионов долларов до дня выборов.

Петиция America Pac предназначена для любого зарегистрированного избирателя в Пенсильвании, чтобы он поклялся поддерживать первую и вторую поправок Конституции США. То есть петиция фактически призывает избирателей Трампа зарегистрироваться для голосования, чтобы они могли попасть в розыгрыш пресловутого миллиона. А это, в свою очередь, позволяет America Pac собирать контактные данные большего количества потенциальных избирателей, чтобы она могла добраться до избирательных участков за Трампа.

Для подписания петиции даже не требуется, чтобы подписавшие ее были республиканцами. Ее может подписать и любой демократ, зарегистрированный для голосования в Пенсильвании.

На предвыборных мероприятиях со своим участием Маск в мрачных тонах описывает ноябрьские выборы и призывает сторонников голосовать досрочно и побуждать других сделать то же самое. А еще согласно раскрытым данным Федеральной избирательной комиссии, Маск уже пожертвовал 75 миллионов долларов компании America Pac, которая проводит большую часть кампании Дональда Трампа в колеблющихся штатах.

Ранее в этом году кампания Трампа передала большую часть своей работы на аутсорсинг компании America Pac, которая делает ставку на то, что трата миллионов на привлечение сторонников Трампа, особенно тех, кто обычно не голосует, увеличит отдачу для республиканского кандидата.

— Какие ресурсы, кроме финансовых, использует Маск для поддержки Трампа?

— Самая существенная поддержка Трампа со стороны Маска происходит на платформе X, ранее известной как Twitter, которую он купил за 44 млрд долларов в 2022 году. По сути, эта соцсеть стала рупором Трампа. У аккаунта Маска более 200 миллионов подписчиков, и он поручил инженерам компании улучшить видимость своих твитов — теперь алгоритм поднимает собственные твиты Маска выше твитов других пользователей, чтобы больше людей могли их увидеть. Именно Маск принял решение восстановить Трампа в этой соцсети в конце 2022 года.

По мере приближения дня выборов, лента Маска превратилась в постоянный поток похвал Трампу и сарказма в адрес Камалы Харрис. Илон Маск сделал пожертвование консервативной группе Building America’s Future, которая учредила денежные вознаграждения для людей, которые приносят группе доказательства фальсификации выборов.

Группа Building America’s Future также направила деньги в Super Pac, которая, как сообщает HuffPost, запустила целевую рекламу, называя Харрис и ее мужа, Дуга Эмхоффа, «американской произраильской парой власти» в районах Мичигана с большим количеством арабских и мусульманских избирателей. Одновременно Pac запускает рекламу, нацеленную на еврейских избирателей в Пенсильвании, в которой обвиняет Харрис в излишней пропалестинской позиции. Вот она, полномасштабная, пусть и внутренняя, информационная война. А по сути эта война — гражданская.

— Наверняка у Маска есть меркантильные интересы. Ну, в масштабах миллиардера. Какие?

— А как же, есть интересы, странно было бы иначе. Так, известно, что Трамп обещал отменить налоговый кредит на электромобили, в то время как Маск является генеральным директором, возможно, самой известной в мире компании по производству электромобилей. Совпадение?

Опять же, по мнению американских СМИ, битвы Маска с правительственными учреждениями, такими как Агентство по охране окружающей среды (EPA) и Федеральное управление гражданской авиации (FAA), могут сместиться в его пользу при администрации Трампа, которая, вероятно, резко сократит их ресурсы и ослабит их полномочия.

Как утверждают западные аналитики, за последние несколько лет Маск столкнулся с расследованиями, штрафами и задержками из-за проблем общественной безопасности в ряде своих проектов.

В сентябре FAA заявило, что компания SpaceX Илона Маска нарушила протоколы безопасности запусков, и на протяжении многих лет неоднократно лишало компанию права полетов за нарушение правил.

В октябре должностные лица Калифорнии сослались на политику Маска, когда они голосовали против плана SpaceX по проведению запусков в штате. Маск подал в суд.

EPA также начало расследование в отношении SpaceX в связи с жалобами на то, что она сбрасывает небезопасные объемы сточных вод в экосистему.

Министерство здравоохранения указало на компанию Маска по производству мозговых имплантатов Neuralink из-за проблем с благополучием животных.

Попытки Tesla разработать полностью автономные автомобили также подверглись пристальному вниманию, что создало сложности для компании, которая поставила свое будущее на возможность производить беспилотные роботакси. Tesla сталкивается с дополнительными расследованиями со стороны федеральных прокуроров и Комиссии по ценным бумагам и биржам в связи с ее заявлениями о беспилотных автомобилях, а ранее в этом году она попала под расследование Национальной администрации безопасности дорожного движения в связи с отзывом ее функции автопилота.

— Это, скажем так, коммерческие трения — бывает. Причем тут высокая политика? Тем более — выборы американского президента?

— Тут присутствует некая игра. Эти постоянные стычки с регулирующими органами совпали с многочисленными публичными заявлениями Маска в пользу дерегулирования, а также призывами к полномасштабному аудиту федерального правительства. Эта идея нашла отклик у Трампа, который в сентябре объявил, что создаст возглавляемую Маском комиссию по эффективности правительства, которая будет проверять федеральные агентства на предмет мест, где их следует сократить. Маск хочет назвать ее Департаментом эффективности правительства.

— То есть, Трамп с подачи Маска намерен изменить состав американского правительства?

— Получается, что так. Да, план расплывчат в деталях и не решает очевидный конфликт интересов в проверке Маском регуляторов, которые контролируют его компании.

Франклин Фоера совсем недавно опубликовал в The Atlantic статью «Чего на самом деле хочет Илон Маск». И вот, что там говорится: «Магнат Tesla и X давно мечтает переделать мир по своему экстремальному образу. Трамп может быть его троянским конем. Если Маск сможет вернуть Трампа в Белый дом, это будет означать момент, когда его собственный суперинтеллект сольется с самым мощным аппаратом на планете, американским правительством, не говоря уже о бизнес-возможности века».

«Многие другие титаны Кремниевой долины тоже связали себя с Трампом, — говорится далее в публикации. — Но Маск — тот, кто готов воплотить в жизнь самую совершенную техно-авторитарную фантазию. С его влиянием он может захватить государство, а не только обогатиться. Трамп открыто пригласил Маска в правительство, чтобы тот сыграл роль главного инженера, который перепроектирует американское государство — и, следовательно, американскую жизнь — по своему собственному образу».

«Стремление Маска к этой мечте явно выходит за рамки хобби миллиардера, — продолжает автор статьи. — Подумайте о личном внимании и финансовых ресурсах, которые он вкладывает в кампанию бывшего президента. По данным The New York Times, Маск переехал в Пенсильванию, чтобы контролировать тамошнюю игру Трампа. То есть, он управляет инфраструктурой, которая приведет избирателей на избирательные участки. Для достижения этой цели он импортировал лучших специалистов из своих компаний и, как сообщается, планирует потратить на это 500 миллионов долларов».

«Публичная симпатия Маска к Трампу, почти наверняка, начинается с его проницательного понимания экономических интересов, а именно своих собственных, — сказано далее. — Как и многие другие миллиардеры-приверженцы либертарианства, он превратил правительство в впечатляющий центр прибыли. Его компания SpaceX полагается на контракты с агентствами и Пентагоном. Она взяла на себя некоторые из основных функций NASA. Tesla процветает за счет государственных налоговых льгот на электромобили и субсидий на свою сеть зарядных станций. По подсчетам Politico, обе компании выиграли 15 миллиардов долларов федеральных контрактов. Но это только его бизнес-план в бета-версии. По данным The Wall Street Journal, SpaceX разрабатывает множество новых продуктов с учетом «клиентов национальной безопасности».

Если Трамп победит, то, скорее всего, с небольшим отрывом, который можно будет отнести за счет явки. Маск может рекламировать себя как единственную переменную успеха.

Нетрудно представить, как магнат будет использовать этот альянс. Трамп уже объявил, что назначит его главой правительственной комиссии по эффективности. Или, на трамповском жаргоне, Маск будет «секретарем по сокращению расходов».

SpaceX — это подразумеваемый шаблон: Маск будет выступать за приватизацию правительства, аутсорсинг государственных дел ловким предпринимателям и ловким технологом. Это означает, что у его компаний будет еще больше возможностей получить гигантские контракты. Поэтому, когда Трамп хвастается, что Маск отправит ракету на Марс во время его правления, он не представляет себе повторение программы «Аполлон». Он представляет себе сокращение SpaceX на один из самых крупных чеков, которые когда-либо выписывало правительство США. Он говорит о том, чтобы сделать самого богатого человека в мире еще богаче.

Конечно, это может быть пустословием. Но это полностью соответствует остальной части программы правых на второй срок Трампа, которая включает в себя демонтаж федерального правительства — устранение рядов политически нейтральной государственной службы и целых министерств и ведомств Кабинета».

— Не граничит ли это с манией величия?

— Симптомы похожи. Как пишет Фоера, «это именно тот тип радикальных изменений, который соответствует грандиозному чувству Маска относительно его собственного места в истории человечества.

Это не стандартный случай олигархии. Это апофеоз эгоизма и социального дарвинизма, заложенных в стремлении Кремниевой долины к монополии — ощущение, что концентрация власти в руках гениев является наиболее желательным социальным устройством. Как однажды выразился Питер Тиль, «Конкуренция — для неудачников». (Он также прямо признал: «Я больше не верю, что свобода и демократия совместимы».) В этом мировоззрении ограничения власти также предназначены для неудачников.

Благодаря своим государственным контрактам и своему инсайдерскому влиянию, Маск еще больше укрепится в государстве национальной безопасности. (У него уже есть секретный контракт на 1,8 миллиарда долларов, вероятно, с Национальным разведывательным управлением, и через подразделение SpaceX под названием Starshield он поставляет коммуникационные сети для военных.) В тот момент, когда правительство сталкивается с необходимостью принятия важных решений о будущем ИИ и коммерциализации космоса, его идеалы будут иметь решающее значение.

В Tesla Маск присвоил себе звание «технокороля». Это прозвище, находящееся на грани между шутливостью и мономанией, отражает опасность. Следуя примеру Трампа, ему не нужно будет отказываться от своих предприятий, даже от своей компании социальных сетей. В администрации, которая нагло не уважает своих критиков, ему не нужно будет бояться надзора Конгресса, и он сможет отмахнуться от любого американца, который осмелится усомниться в его роли».

— Получается, что Маск представляет собой пресловутое «глубинное государство»? Но ведь Трамп заявлял о необходимости это «глубинное государство» ликвидировать.

— Да, нестыковочка. Действительно, к какой категории отнести самого Маска? К «технологической замене» государства? И о какой тогда «демократии» можно говорить при такой замене? Ведь нынешние «выборы» президента США уже совсем не похожи на выборы как таковые — все решают технологии. За Харрис тоже стоят лидеры Кремниевой долины и технологии. Но, складывается впечатление, что пока технологии Маска опережают технологии его коллег.

ИсточникМК
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...