
Сохранение и усиление военного потенциала Украины, требование увеличения военных расходов членов НАТО до 5% ВВП, т.е. в 2,5 раза, — это не похоже на усилия во имя длительного мира. На деле, Трамп пытается сделать паузу в геополитическом наступлении США в Европе, чтобы застолбить завоёванные позиции (оптимально для него — при согласии России и даже частичном улучшении двусторонних отношений), поднакопить силы для следующего этапа экспансии. Украина does matter в среднесрочной стратегии глобального расселения, отладка технологий которого началась с палестинцев Сектора Газа. Все достаточно просто, нескрываемо и даже элегантно. «Вот как надо работать», — словно говорит всему миру всемогущий Трамп.
Следовательно, весь переговорный трек с Москвой — это стратагема, военная хитрость. А «мирный план» Трампа — способ юридически, политически и военным путём (через «дислокацию», по сути — интервенцию, европейских войск на украинскую территорию, как бы на свой, европейский, страх и риск) оформить и закрепить очередной рубеж геополитического углубления Запада во главе с США в зону жизненно важных интересов России.
Если оценивать ситуацию холодным разумом, без странноватого восторга от Трамп-шоу, России предлагается делить с Америкой исконно русские земли, «раздаренные» ранее, расположенные на территории бывшей Украинской ССР. Употребление слова «компромисс» в этом контексте звучит кощунственно. Военный конфликт на Украине — это не война России с Украиной и не только СВО России. Это экспансия США и их союзников за счет России через и руками Украины. Строго по формуле Бжезинского. Такой подход сразу актуализирует ситуацию и формирует логичный вопрос: намерена ли Америка и дальше воевать с Россией через Украину и далее через Европу? США не прекратили ни военные поставки Киеву, ни фактическое управление и обеспечение боевых действий ВСУ, ни шаги по экономической колонизации Украины, ни продажу вооружений европейцам для использования на Украине.
Во время проведения Мюнхенской конференции по безопасности 14-16 февраля 2025 года многие вспомнили выступление Президента России В.В. Путина на этой площадке 10 февраля 2007 года, 18 лет назад. 14 июня 2024 года, выступая перед руководством МИД РФ, В.В. Путин изложил условия окончательного урегулирования конфликта на Украине и видение архитектуры безопасности в Евразии (см. подробнее комментарий «Третьего не дано?» от 18 июня 2024 года): создание новой системы евро-атлантической безопасности предполагает «постепенное сворачивание военного присутствия внешних держав в евразийском регионе». «Внешние» для Евразии военные контингенты, т.е. войска США, в этой формуле должны покинуть Евразию и вернуться на свой континент.
Кем поддержан российский подход? Может показаться, что прежде всего Трампом, если не иметь в виду его стратегические уловки. Реально же на призыв Путина публично и деятельно откликнулась пока только Северная Корея. Иран с весны 2024 года пытался подстроить свою внутреннюю конфигурацию под победу Демпартии США на президентских выборах, привёл к власти правительство «реформаторов» и попутно растерял практически все свои геополитические активы, с помощью которых мог оказывать непосредственное давление на Израиль. Но приход к власти Трампа спутал все заготовленные карты. В итоге 17 января 2025 года подписан Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве с РФ.
Китай по-прежнему следует обычному амплуа: действует исключительно в своих интересах, продолжая балансировать между Россией и Западом, стремясь избежать с последним чрезмерной конфронтации. Соответственно, КНР в значительной степени соблюдает западные экономические санкции в отношении России. Отсюда проблемы с расчётами за поставки ряда товаров в РФ, экспортом российской нефти в Китай, особенно после введения санкций ЕС и США против российского т.н. «теневого» флота.
Осторожная политика КНР по отношению к Евросоюзу и США диктуется, прежде всего, прагматикой. В тройку внешнеторговых партнеров входят (в млрд долларов): страны АСЕАН (982,3), Евросоюз (785,8), США (688,2).
В новой российской политике США особый приоритет вытекает из ранее высказанного упрека Байдену, который своими действиями «сблизил Китай и Россию». «Тщательнее надо работать», — как бы говорит Трамп. Геополитическая сила любого государства во многом зависит от наличия союзников. Отсюда — формула риторически-дипломатического умиротворения с параллельным расшатыванием союзов. Недаром 15 февраля 2025 года на полях Мюнхенской конференции по безопасности спецпредставитель президента США по Украине Кит Келлог заявил, что России придётся пойти на уступки, которые «могли бы касаться территорий, отказа от использования военной силы в будущем», а также предложил «попробовать разрушить альянсы» России с Северной Кореей, Ираном и Китаем, которых не было четыре года назад.