
Когда китайский лидер Си Цзиньпин в своей вступительной речи на саммите с президентом США Дональдом Трампом 30 октября упомянул о «неожиданных поворотах» в их отношениях, он вряд ли мог себе представить, какой поворот событий произойдет за несколько минут до начала переговоров.
В письме с борта самолета, который направлялся к аэропорту в Южной Корее, где он должен был встретиться с Си Цзиньпином, Трамп поручил Пентагону возобновить ядерные испытания после 33-летнего перерыва, сославшись на возможности других стран, включая Китай.
«Этот процесс начнется немедленно», — написал Трамп в социальных сетях.
«Эта директива застала врасплох даже многих советников Трампа, оставив без ответа вопросы о том, когда испытания начнутся и начнутся ли вообще. Исторически именно Министерство энергетики США, а не Министерство обороны, отвечает за обслуживание и испытания ядерного арсенала США. Инженеры утверждают, что точные испытания можно проводить с помощью компьютерного моделирования, а не путём взрыва настоящей боеголовки под водой или в пустыне Невада», — пишет «Сиэнэн» (вражье сми) (30.10.2025).
Спустя несколько часов после публикации заявления Трампа, Пентагон, судя по всему, не спешил с испытаниями ядерного оружия. Выступая на Капитолийском холме, высокопоставленный военный, назначенный куратором американского ядерного арсенала, заявил 30 октября, что он «ничего не понял» из поста Трампа в Truth Social — это, если так можно выразиться, свидетельствует о том, что инструкции не были предварительно широко разосланы.
«Неожиданное сообщение лишь подчеркнуло изменчивый подход Трампа к внешней политике спустя девять месяцев после начала его второго срока. Даже когда он собирался провести встречу, призванную стабилизировать важнейшие двусторонние отношения в мире, Трамп продемонстрировал готовность резко изменить курс в неожиданном направлении».
Чиновники администрации 30 октября не дали ясной информации относительно сообщения.
«Думаю, президентская правда говорит сама за себя», — заявил вице-президент Джей Ди Вэнс, отвечая на вопросы журналистов в Белом доме. «У нас большой арсенал. Очевидно, у русских большой ядерный арсенал. У китайцев большой ядерный арсенал. Иногда приходится его проверять, чтобы убедиться, что он функционирует и работает как надо».
«Если говорить точнее, мы знаем, что это работает как следует, — добавил он позже, — но нужно постоянно следить за этим, и президент просто хочет убедиться, что мы это делаем».
Начиная со своего первого срока, Трамп всегда поддерживал довольно сложные отношения с ядерным оружием, которое он может запустить из надежного чемоданчика, где бы он ни оказался.
Будучи потомком ядерной эпохи, он недавно выразил опасение даже при упоминании этого слова: «Мы не можем позволить людям бросаться этим словом», — заявил Трамп генералам в сентябре.
Теперь он казался менее осторожным в своем послании Truth Social .
«У Соединённых Штатов больше ядерного оружия, чем у любой другой страны», — написал он. «Это было достигнуто, включая полную модернизацию и обновление имеющегося оружия, во время моего первого срока. Из-за колоссальной разрушительной силы я НЕНАВИДЕЛ это делать, но выбора не было!»
После этого Трамп был осторожен в том, какие именно тесты он запрашивал.
«Поскольку другие проводят испытания, я думаю, будет уместно, если и мы сделаем то же самое», — сказал Трамп на борту самолета по пути в Вашингтон.
Он сказал, что места ядерных испытаний будут определены позже, и уточнил, что его сообщение не имеет отношения к Китаю, хотя он и назвал эту страну в своём сообщении. «Это касалось других», — уклончиво ответил он.
Некоторые официальные лица заявили, что решение Трампа, возможно, было вызвано недавними испытательными полётами Москвой крылатых ракет и торпед, способных нести ядерное оружие. Хотя об их существовании уже было известно, и испытания не включали ядерный взрыв. Кроме того, в США нет аналогов этим российским системам, которые можно было бы испытать для подтверждения их эквивалентности, поскольку США десятилетия назад решили, что разработка таких систем непродуктивна, заявил бывший сотрудник администрации Трампа, занимавшийся ядерными вопросами.
Ни Китай, ни Россия не проводили ядерных испытаний уже несколько десятилетий. Несмотря на то, что Китай активно расширяет свой арсенал, с 1996 года не известно ни об одном испытании взрывного устройства.
Тем не менее, быстрое наращивание Пекином ядерного арсенала вызывает обеспокоенность у представителей администрации, которые считают этот вопрос ещё одним камнем преткновения в и без того всё более напряжённых отношениях. В сентябре Си Цзиньпин руководил эффектным парадом китайских ракет, способных нести ядерный заряд.
«Россия почти завершила модернизацию всех своих ядерных сил, а Китай модернизируется и наращивает свой арсенал с захватывающей дух скоростью», — заявил Элбридж Колби, заместитель министра обороны США по политическим вопросам, во время слушаний по утверждению его на должность в 2025 году.
Тем не менее, если Трамп отдал приказ о проведении первого испытания ядерного оружия в США с 1992 года, это стало новостью для вице-адмирала Ричарда Коррелла, которого Трамп назначил главой Стратегического командования США, куратором огромного арсенала ядерного оружия Америки.
«Я бы не стал предполагать, что слова президента подразумевали ядерные испытания», — заявил он 30 октября, выступая перед сенатским комитетом по вооруженным силам.
«Ни Китай, ни Россия не проводили испытаний ядерного оружия, поэтому я ничего не ищу и не зачитываю», — продолжил Коррелл.
В случае утверждения на этой должности Коррелл будет отвечать за более чем 41 000 военнослужащих, которые обеспечивают функционирование ядерной программы США, включая подводные лодки, баллистические ракеты и бомбардировщики ВВС. Он занимает пост заместителя командующего Стратегическим командованием ВС США с 2022 года, поэтому было бы странно, если бы он не знал об изменении многолетнего моратория на ядерные испытания.
Администрация Трампа не изменила политику ядерной модернизации, принятую в последний год правления Байдена с целью изменения стратегического плана по сдерживанию наращивания ядерного потенциала Китая. Однако, по словам бывших американских чиновников, занимавшихся ядерной проблематикой, проведение ядерного испытания может помешать этой стратегии модернизации, поскольку это переориентирует внимание чиновников, работающих над этими текущими усилиями.
Среди этих чиновников также существуют опасения, что заявление Трампа о намерении провести ядерные испытания в США на самом деле принесет пользу Китаю, а не США.
«Одно лишь предположение о том, что США могут возобновить ядерные испытания, может дать Китаю зелёный свет на возобновление испытаний взрывчатых веществ, и китайцы выиграют сравнительно больше, чем кто-либо другой, если испытания возобновятся. У США нет технических причин делать это сейчас. Но для Китая это может технически расширить его возможности», — заявил бывший высокопоставленный американский чиновник.
«Однако Трамп уже давно относится к ядерному оружию со смесью болезненного интереса и напыщенных угроз», — пишет «Сиэнэн» (вражье сми).
В августе он объявил о приказе разместить две атомные подводные лодки на стратегических позициях вблизи России в ответ на, по его словам, агрессивные высказывания Дмитрия Медведева, бывшего президента страны и нынешнего заместителя председателя Совета безопасности. Он так и не уточнил, имел ли он в виду подлодки с ядерным оружием или просто атомные подводные лодки.
В особенно жаркий момент своего первого президентского срока Трамп насмехался над лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном — чье подземное испытание 2017 года стало последним известным примером взрывного ядерного испытания — за относительные размеры его «ядерной кнопки».
«У меня тоже есть ядерная кнопка, но она гораздо больше и мощнее, чем у него, и моя кнопка работает!» — написал Трамп в социальных сетях в 2018 году.
В конце концов они с Кимом наладили отношения и встречались лично трижды — хотя Трампу так и не удалось убедить Кима отказаться от ядерного оружия.
Теперь Трамп, похоже, надеется начать испытания как можно скорее — хотя то, насколько быстро это произойдет, может зависеть от его готовности нарушить международные правила.
«Если бы Соединённым Штатам потребовалось немедленно провести ядерное испытание, например, для проверки работоспособности какого-либо из своих вооружений или в политических целях, они могли бы нарушить целый ряд договоров, запрещающих подобные испытания в атмосфере. И это может произойти в течение нескольких недель, а то и месяцев», — заявил Джон Вулфстал, бывший старший директор по контролю над вооружениями и нераспространению в Совете национальной безопасности, а ныне директор по глобальным рискам в Федерации американских учёных.
«У США есть испытательный полигон недалеко от Невады, где мы проводили эти испытания в 1990-х годах и ранее», — добавил он.
«Но в ближайшее время он не готов проводить испытания, а на научное оснащение испытания, чтобы гарантировать получение необходимых данных, уходят годы. Я также предполагаю, что такие штаты, как Невада и другие, подадут в суд, чтобы лишить президента возможности проводить такие испытания. Так что до проведения взрывных ядерных испытаний нам потребуется ещё несколько лет».
Ядерный арсенал Китая
Поскольку заявления Трампа прозвучали накануне его встречи с Си Цзиньпином, американские аналитики сразу стали писать о ядерном арсенале Китая.
«Нэшнл интерест» (30.10.2025) пишет:
«По стратегическим причинам Китай намеренно не раскрывает информацию о своем ядерном арсенале и средствах доставки, что резко контрастирует с относительной открытостью американской и российской программ.
Ревизионистская позиция Китая вызвала обеспокоенность по поводу его растущего военного потенциала, при этом особое внимание уделяется способности режима развернуть ядерное оружие. Информация о масштабах китайского арсенала боеголовок непрозрачна — намеренно, поскольку Пекин, в отличие от большинства ядерных держав, хранит молчание о своих ядерных возможностях, — но, по оценкам, режим накопил несколько сотен боеголовок, а методы их развёртывания диверсифицируются и модернизируются».
Китай — одна из немногих стран, имеющих функционирующую ядерную триаду
На суше Ракетные войска Народно-освободительной армии Китая (PLARF) располагают различными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР): твердотопливными МБР дорожно-мобильного базирования, такими как семейство DF-31, большими твердотопливными МБР, такими как DF-41, а также устаревшими шахтными и жидкостными МБР, такими как жидкотопливная DF-5. PLARF также располагает баллистическими ракетами меньшей дальности, такими как DF-16 и DF-21 (включая «убийцу авианосцев» DF-21D), для регионального обмена.
На море Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) предоставляют Китаю надежный вариант ответного удара. Баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) JL-2 и JL-3, установленные на подводной лодке проекта 094 « Цзинь» , позволяют Китаю патрулировать более удаленные воды, угрожая ядерным ударом континентальным целям, таким как материковая часть США.
С воздуха Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) могут запускать крылатые ракеты воздушного базирования CJ-20 со стратегического бомбардировщика H-6. Хотя H-6 сильно устарел, ведутся работы по созданию как современного стратегического бомбардировщика (H -20), так и тактического бомбардировщика (JH-XX), способных нести ядерное оружие.
Продолжающиеся комплексные усилия Китая по модернизации вооруженных сил включают обновление технологий доставки ядерного оружия. Китай переходит к разработке или уже принял на вооружение модернизированные МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (ИНЧ), включающие несколько боеголовок на ракету, что увеличивает количество боеголовок и усложняет расчеты противоракетной обороны.
Одновременно Китай переходит к более широкому использованию твердотопливных ракет, которые повышают скорость реагирования и живучесть по сравнению с жидкостными. Улучшение наведения и точности, достигнутое благодаря современным системам наведения, привело к более точному наведению на цель, что, опять же, усложняет оборонительные действия.
Китай также модернизирует сами боеголовки, в частности, стремясь к их миниатюризации и, возможно, обеспечению переменной мощности (что позволит использовать их как в тактическом, так и в стратегическом масштабе).
Китай, возможно, недавно изменил свою ядерную доктрину
Исторически, и официально, в Китае действует доктрина «не применять первыми» (NFU), утверждающая, что его ядерный арсенал предназначен исключительно для сдерживания, а не для ведения военных действий. Эта доктрина была совместима с исторической структурой вооруженных сил Китая, которая была небольшой, медленной в применении и не могла быть чем-то большим, чем ответный удар. Однако аналитики стали скептически относиться к ограничениям NFU по мере того, как Китай диверсифицирует, рассредоточивает, укрепляет и наращивает свой ядерный арсенал. Технологическая адаптация свидетельствует о большей оперативной гибкости. Более крупный и гибкий арсенал повышает способность Пекина сигнализировать, принуждать или реагировать, потенциально снижая пороги для подачи ядерного сигнала в кризисной ситуации.
Стратегические последствия технологических усовершенствований и возможная корреляция с доктринальным сдвигом усиливают региональное сдерживание Китая — как против региональных противников, так и против Соединённых Штатов. Союзники в регионе это заметили. Япония, Южная Корея и Австралия полагаются на американский «ядерный зонтик». Однако по мере развития потенциала Китая региональные партнёры могут начать сомневаться в готовности США вступить в ядерную конфронтацию с Китаем из-за союзнической территории. И если эти сомнения окажутся достаточно стойкими, региональные партнёры могут продолжить реализацию собственных ядерных программ в качестве способа укрепления сдерживания.
«Наиболее существенным следствием является то, что ядерные усовершенствования Китая сигнализируют о формировании трёхполюсного ядерного мира, стабильность в котором зависит от поведения США, России и Китая. Трёхполюсное устройство по своей сути гораздо менее стабильно, чем прежняя биполярная ядерная схема между Соединёнными Штатами и Советским Союзом (а позднее и Россией). Ядерный рост Китая вносит ещё одну переменную в расчёты мирового сдерживания, что может привести к непредсказуемым и потенциально катастрофическим последствиям».
А может быть, испытание ядерного оружия для Трампа просто очередной бизнес?
«Эксперты говорят, что попытки Трампа возобновить ядерные испытания могут занять годы и обойтись в сотни миллионов долларов», — пишет «Вашингтон пост» (вражье сми)(30.10.2025).
Бывшие сотрудники Невадского испытательного полигона заявили, что возобновление испытаний может быть дорогостоящим и сложным. По их словам, опыт физических испытаний утерян, поскольку современные ядерные испытания основаны преимущественно на компьютерном моделировании и «докритических» испытаниях, которые прекращаются до начала физических взрывов.
«Кадровый вопрос — серьёзная проблема. Руководители испытаний — не бюрократы», — сказал Пол Дикман, давний федеральный чиновник в ядерной сфере, участвовавший в нескольких испытаниях оружия в Неваде. «Это была не толпа, размахивающая PowerPoint. У этих людей было много грязи под ногтями».
Испытательный полигон тоже потребует ремонта. Люди, недавно посетившие его, описывают оборудование, использованное при раскопках, как «ржавую яму». Тем временем многие сотрудники NNSA ушли, будучи уволенными в рамках инициативы Илона Маска «US DOGE Service» или отправленными в неоплачиваемый отпуск в связи с продолжающимся прекращением работы правительства.
Некоторые бывшие чиновники заявили, что возобновление тестирования может занять годы, хотя другие заявили, что простой тест можно провести всего за шесть месяцев.
«Если бы вам нужен был просто трюк — например, вы взорвали ядерный заряд и не беспокоились о данных, — вы, вероятно, вывели бы один из боезарядов из резерва, немного его упростили и просто взорвали», — сказал Эрнест Мониш, физик-ядерщик и сопредседатель Инициативы по сокращению ядерной угрозы, занимавший пост министра энергетики при администрации Обамы. По словам Мониша, на это уйдёт «примерно год».
Но даже простое испытание может обойтись в 100 миллионов долларов, заявил Кори Хиндерштейн, бывший исполняющий обязанности первого заместителя администратора NNSA. «Насколько я слышал, нам придётся вырыть новую вертикальную шахту, чтобы не мешать другим работам в Неваде», — сказал Хиндерштейн, который сейчас курирует программу ядерной политики в Фонде Карнеги за международный мир*.
*НКО, признанное иностранным агентом в РФ










