Превентивные акции НАТО?
Леонид Ивашов
М.КОРОЛЕВА – И сего появилась новость о том, что президент Чехии Милош Земан, выступая на конференции в Праге сказал, что НАТО и Евросоюз должны провести некую превентивную акцию, чтобы остановить Россию. Я процитирую: «Я выступаю за эффективную и очень решительную, во многих случаях даже превентивную акцию, поскольку профилактика всегда дешевле, чем последующее тушение пожара», — сказал Милош Земан.
В.БОЙКО- Следует сказать, что чешский политик не уточник, о какой конкретно акции может идти речь.
М.КОРОЛЕВА – Да, он просто выразил надежду, что Евросоюз и НАТО, как он сказал, найдут мужество для акций устрашения, которые заставили Россию отказаться от дальнейших действий на востоке Украины.
В.БОЙКО — Итак, есть ли у Запада мужество для подобных акций и способен ли он на то, чтобы устрашить Россию?
М.КОРОЛЕВА – И, вообще, возможна ли такая акция?
В.БОЙКО- Об этом мы спросим у Леонида Ивашова, который с нами на прямой связи по телефону. Это президент Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного управления военного сотрудничества Министерство обороны Российской Федерации. Леонид Игоревич, здравствуйте! слышите ли вы нас?
Л.ИВАШОВ – Здравствуйте! Я слышу вас, да.
В.БОЙКО – Давайте начнем с этого новостного повода, прежде всего. Действительно ли, НАТО может отважиться на какую-то превентивную акцию, и, что называется побряцать оружием?
Л.ИВАШОВ – Это зависит от того, каково соотношение сил в НАТО. Или американцы доминируют, и это акция будет проведена или консолидированная Европа возразит после этого. О чем может идти речь. Это, конечно, не война, но у НАТО с Украиной естественно соглашение с 2004-го года, согласно которому натовские войска свободно могут войти на территорию Украины, и видимо, эта акция или операция – она сегодня в военном штабе НАТО разрабатывается. То есть, ввод войск, как они входили в Косово, например – вот такой вариант вполне вероятен.
М.КОРОЛЕВА – То есть, Леонид Игоревич, это не миротворческий контингент, это именно войска НАТО, Североатлантического альянса, да?
Л.ИВАШОВ – Конечно, никакой это не миротворческий контингент. Просто они войдут по просьбе, как они считают, законного правительства и обоснуют это угрозой со стороны России. Вот информационная операция, которая сегодня проводится против России жесткая достаточно, мощная, наступательная говорит о том, что первое: они обрабатывают свое общественное мнение, общественное мнение своих стран…
М.КОРОЛЕВА – Они – это, кто? Это страны НАТО?
Л.ИВАШОВ – Это страны Запада, страны НАТО, это прежде всего. Уже готовят, демонизируют Россию и создают ситуацию, что, если сегодня они не успеют, то завтра Россия введет свои войска. Потому что эта сплошная ложь, когда переходят за эти пределы в информационных войнах, то завтра уже будут действия – вот этого ожидать можно.
В.БОЙКО – Леонид Игоревич, давайте немножко отвлечемся от войн информационных и поговорим все-таки о перспективах военных. Вот смотрите, вы сами сказали, что Вашингтон в данном случае – это «ястребы» в НАТО, а есть в некотором смысле и «голуби». Вот в данном случае та опция, о которой мы говорим – ввод войск – это всего лишь один из вариантов, который в данный момент рассматривает НАТО и есть ли у них еще другие варианты, и, если да, то какие варианты давления на Россию может применить Североатлантический альянс? Ведь, насколько мы знаем, главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав открыто говорил, что рассматривается несколько возможностей – вот со дня на день он должен представить.
Л.ИВАШОВ – Опять же, я вернусь к тому, что, безусловно, в НАТО, в военном штабе Монсе рассматривают разные варианты. Например, вариант: они начинают с мирного ввода натовских войск в восточные районы Украины, но они должны просчитать, обязаны просчитать последствия. А, если Россия попытается упредить, как в Приштинском варианте, например, нашем в 99-м году – что им делать? И обязательно военные: а, если Россия применит силу? И так далее. Вот для американцев этот сценарий выгоден, чтобы мы столкнулись с европейскими силами НАТО. Они привыкли воевать…, легко принимать решение воевать на удаленных театрах военных действий от своих территорий. И плюс рассорить окончательно Россию с Европой – это их такая мечта некоторых сил. Поэтому рассматриваются различные варианты, в том числе, и вариант военного конфликта с Россией.
В.БОЙКО – Смотрите, эту позицию вы до нас довольно четко донесли. Помимо военного конфликта с Россией на территории Украины, какие еще менее агрессивные – если можно, коротко – есть варианты действия НАТО?
М.КОРОЛЕВА – Ну, например, акция устрашения – это то, о чем, например, говорил Милош Земан, это исключительно только ввод войск натовских на территорию Украины, или возможны еще какие-то варианты – я не знаю, я боюсь фантазировать….
В.БОЙКО – Военно-морская группировка в Черном море из 20 кораблей…
М.КОРОЛЕВА – Ну, или какие-нибудь бомбардировки, прости господи?
Л.ИВАШОВ – Наращивают группировку, но воевать вряд ли здесь они будут. У меня есть большие сомнения. Мы еще не достигли той черты враждебности, чтобы открыто воевать. Ведь американцы и европейцы понимать, что, если будут атаковать даже наши корабли или другие объекты, то они получат не просто в этой районе ответ – они получат по своим территориям – вот, что для них страшно.
М.КОРОЛЕВА – Вы имеете в виду по территориям просто Восточноевропейских стран?
Л.ИВАШОВ – Ну, а как же, если это война? Война – она не только ограничивается всплеском первого боевого столкновения. Они должны это понимать.
В.БОЙКО – Леонид Игоревич, мы ушли с вами в такое долгосрочное прогнозирование. Я хочу вам задать последний вопрос. Если можно, одним предложением: Какова в процентах вероятность вооруженного военного конфликта между силами Российской Федерации и силами НАТО?
Л.ИВАШОВ – Я бы сказал 90 на 10. 10% — что возможно, а 90 – что не будет этого конфликта.
М.КОРОЛЕВА – Ну, и тогда у меня уже самый последний вопрос: А какова точно так же уже вероятность в процентах того, что, например, все-таки российские войска войдут на восток Украины?
Л.ИВАШОВ – Только в крайнем случае, если там будет проливаться большая кровь. Здесь, вообще, можно говорить – 95%, что мы не войдем, а 5% — войдем, но такова же вероятность, что станет проливаться большая кровь в этом регионе.
В.БОЙКО – Хорошо. Спасибо вам большое за ваше время. По телефону с вами беседовал Леонид Ивашов — президент Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации.
Эхо Москвы 11.04.2014