Не быть в охвостье Америки
Максим Шевченко
НАТО приняло решение о приостановке сотрудничества с Россией. Одновременно с этим глава Госдепа США завил о стремлении к «деэскалации» отношений с Российской Федерацией. О российско-американских отношениях и перспективах Украины мы поговорили с членом Совета по правам человека при президенте РФ, известным журналистом и политологом Максимом Шевченко.
– НАТО приостанавливает всякое сотрудничество с Россией. Как повлияет эта мера на внешнеполитические перспективы нашей страны?
– Я полностью поддерживаю это решение, потому что всегда был сторонником разрыва всех форм сотрудничества с НАТО, в том числе прекращения транзита натовских грузов в Афганистан по российской территории и ликвидации перевалочной натовской базы в Ульяновске для вывода натовских войск. Пусть НАТО выводит свои войска из оккупированного Афганистана через Пакистан.
Я неоднократно бывал в Афганистане, в том числе и во время натовской оккупации. Всегда считал, что сотрудничество с жестокими оккупантами является позором моей страны. Если Россия со своей стороны прекратит какую-либо помощь натовской группировке в Афганистане, то это будет адекватным и правильным ходом. С нетерпением и надеждой жду такого решения от российского руководства.
Надо начать открыто поддерживать афганскую оппозицию. Если уж конфронтация с Западом, так по полной. Надо прекращать следовать в охвостье американского империализма. В афганской оппозиции среди тех, кого называют «Талибан», я встречал бывших коммунистов, офицеров афганской армии, наших боевых товарищей. Военную структуру движения «Талибан» готовил Шахнаваз Танай, бывший начальник генерального штаба афганской армии. Мне кажется, там есть на кого опереться.
Максим Шевченко: Я бы увеличил полномочия Рады и резко уменьшил полномочия президента Украины, который должен играть согласительную роль
Global Look
– Генсек НАТО Андрес Фог Расмуссен заявил, что организация поддержит процесс военных преобразований на Украине и окажет практическое содействие в повышении оборонных возможностей страны. Как может измениться положение Украины после помощи НАТО?
– На самом деле, никакой реальной помощи не будет. Это все фантазии. В украинском истеблишменте есть ясное понимание, что сближение с НАТО может привести к еще более тяжелым последствиям, нежели утрата Крыма. Разумные люди совсем не готовы полностью рвать связи с Россией и переходить в тот формат отношений с нашей страной, который существует, например, у политического руководства Эстонии или Латвии.
Мне кажется, что все отношения Украины и НАТО будут достаточно разумными и вменяемыми. Я лично не возражаю, чтобы украинская армия каким-то образом модернизировалась. Ничего плохого в этом не вижу — каждое государство, каждый народ имеет право на эффективную систему безопасности. Но я не верю, что НАТО в данной ситуации на это пойдёт. Более того, со стороны украинских политиков было бы ошибкой осуществлять быстрое и полномасштабное военное сближение с НАТО. Ответ на это со стороны России по отношению и к Украине, и к НАТО будет достаточно серьезным. Я имею в виду политические формы ответа.
Андрес Фог Расмуссен заявил, что НАТО поддержит процесс военных преобразований на Украине и окажет практическое содействие в повышении оборонных возможностей страны
– Глава Госдепартамента США Джон Керри заявил Сергею Лаврову о «настрое на деэскалацию риторики». Насколько в этом отношении могут быть серьезными намерения Госдепа?
– Демократическое правительство США вообще не заинтересовано в эскалации тяжелых отношений с Россией. В эскалации заинтересованы правые республиканские круги, связанные с Израилем, мнение которых выражает Джон Маккейн. Они, конечно, совершенно не заинтересованы в сближении России и Запада.
Для демократов, которые делают ставку в мировой экономике на финансовые институты, в сближении нет никакой катастрофы. Более того, глобальное сотрудничество России и США именно в эпоху демократической администрации стало разумным и конструктивным, хотя и с нюансами. Были какие-то ошибки, в первую очередь со стороны России, например позиция по Ливии. Но в целом это было достаточно внятно и вменяемо.
Поэтому не думаю, что демократическая администрация заинтересована в эскалации отношений с России. Мотив этой эскалации непонятен. Но США — это неоднородная и не унитарная страна, где существует пять или шесть [сил] с совершенно разными подходами и различными ресурсными возможностями в плане определения государственной политики. Так, внешняя политика США во многом определяется интересами транснациональных корпораций.
Полагаю, в США есть силы, которые заинтересованы в эскалации отношений с Россией, которая будет развиваться не по воле Джона Керри, а по воле других влиятельных американских игроков.
Максим Шевченко: Я лично не возражаю, чтобы украинская армия каким-то образом модернизировалась. Ничего плохого в этом не вижу — каждое государство, каждый народ имеет право на эффективную систему безопасности
Global Look
– МИД России считает, что причиной кризиса на Украине стало отсутствие сбалансированной конституции. Какие принципы должна включать конституция Украины, чтобы избежать подобных сценариев в будущем?
– Я еще задолго до этого кризиса выступал за то, чтобы в Украине учитывались региональные различия. Мне всегда хотелось, чтобы эта страна была сильной демократической державой, в которой разница регионов была бы ее преимуществом, а не слабостью. Но федеральная Украина обладает одной особенностью — она не может стать членом Евросоюза.
В Европейский Союз не берут федерации, по крайней мере на востоке. Старые государства, вроде Испании, могут там находиться и по сути представлять собой разноукладное общество, находящееся на грани распада. Каталония или Баскония могут отсоединиться от Испании. Но новые федерации не принимаются.
Я всегда выступал за федеративное устройство Украины. Может быть, не очень жесткое, но с широким финансовыми и культурными полномочиями для регионов. Конечно, на основной части государственным языком должен быть украинский. Но на всей территории страны необходимы широкие возможности для русского языка, как и для румынского и венгерского.
Сильная страна живет не этническим мифом, а эффективными политическими институтами. У Украины был и остается шанс их сформировать. Это государство вполне может стать Соединенными Штатами Украины, славянско-тюркско-венгерско-румынским демократическим союзом народов юго-востока Европы между Доном и Саном, как поется в гимне этой страны.
Максим Шевченко: В США есть силы, которые заинтересованы в эскалации отношений с Россией, которая будет развиваться не по воле Джона Керри, а по воле других влиятельных американских игроков
Однако боюсь, что украинская элита будет продолжать борьбу за Киев. Цель их политической деятельности — просто захватить президентское кресло. Кто банкует в Киеве, тот банкует по всей Украине. У них криминальное сознание, и им наплевать на реальные интересы многонационального народа Украины. Эти люди постоянно пытаются его впихнуть в свое достаточно убогие политтехнологические представления о том, что есть Украина. А Украина — это целая вселенная, содержанию которой больше отвечает разноукладное федеративное устройство.
При этом я бы увеличил полномочия Рады и резко уменьшил полномочия президента Украины, который должен играть согласительную роль, примерно как в Федеративной Республике Германия. А права земель и права федерального правительства, формируемого парламентом, должны носить доминирующий характер.
– Министр юстиции Украины Петр Петренко заявил, что Россия увеличила цену на газ в одностороннем порядке, поэтому Украина не признает новые цены. Насколько реален отказ Украины расплачиваться по новым тарифам?
– Такое вариант совершенно нереален. Думаю, это предмет торга, в котором будут учитывать последние события. Все равно рано или поздно за Крым придется платить какую-то компенсацию Украине. Газ и экономическая ситуация в целом — это предметы этого торга. По крайней мере, политически это было бы разумно. Какую-то моральную компенсацию украинскому народу придется предложить. Уверен, что можно договориться на достойном уровне. Правда, торговаться только по цене на газ — это недостойно ни для Украины, ни для России.
Собеседник.ru 3.04.2014