«Иль нам с Европой спорить ново?»
Станет ли Александр Сергеевич Пушкин новым символом русского консерватизма?
В Государственном музее А.С. Пушкина в Москве состоялась конференция «А.С. Пушкин как мировоззренческое явление национальной традиции», организатором которой выступил недавно образованный Институт динамического консерватизма. В работе конференции приняли участие философы, историки, руководители и сотрудники музеев, православные священники, представители общественных организаций и СМИ.
Казалось бы, о «солнце русской поэзии» сказано все или почти все, что можно только сказать. Произведения поэта издаются миллионными тиражами уже более ста лет (в 1887 году, когда истек срок прав наследников на творчество Пушкина, совокупный тираж его сочинений превысил 1,5 миллиона экземпляров). Нет во всей России такого человека, который бы не знал на память хотя бы строчку из пушкинских стихов.
В стране действует 11 государственных музеев Пушкина, а вместе с филиалами это число превышает два десятка, специалисты-литературоведы изучили практически каждую строчку, вышедшую из-под пера поэта, а биографы – расписали его жизнь чуть ли не по минутам. Что же еще можно сказать о Пушкине?
Институт динамического консерватизма (ИДК) образован совсем недавно – в апреле 2009 года, относит к своим задачам исследования в области национального мировоззрения, изучение социального знания и формирование новых идеологем для российского общества.
А мировоззрение Пушкина, особенно его взгляды на историю России, на смысл ее существования, изучены гораздо меньше, чем его творчество или личная жизнь.
Может возникнуть вопрос – насколько актуальной является такая постановка темы? Ведь если художественные достоинства произведений гениального поэта не устаревают с течением времени, то можно ли то же самое сказать о его взглядах? Ведь они были сформулированы совсем в другую эпоху, когда Россия имела отличное от нынешнего социальное и политическое устройство, и занимала совсем другое место в мире. Но почему тогда так актуально звучат идеи, заложенные в творчестве Александра Сергеевича и его современников? Достаточно вспомнить какой общественный резонанс вызвала экранизация повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Конечно, многое изменилось и в России, и в мире за два столетия, но многие вопросы, о которых высказывал свое мнение Пушкин, по-прежнему остаются актуальными. «Батюшка Пушкин, помоги!» — это эмоциональное высказывание Валентина Курбатова стало своеобразным лейтмотивом конференции.
Чем же может помочь нам наследие великого поэта?
Во-первых, нельзя оставить без внимания и его личный опыт. Опыт человека, из революционного романтика («хочу воспеть свободу миру на тронах поразить порок») ставшего охранителем государственником («Иль русского царя бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?»). От легкомысленного щеголя до человека семейного не только по положению, но и по убеждению. Семья – это не только те, кто связан с нами непосредственно родственными узами, но и предки. Как и большинство современников, Пушкин уделял этому вопросу большое внимание, что доказывает его стихотворение «Моя родословная».
Во-вторых, в тени литературного наследия Пушкина осталась его деятельность как историка. Между тем, в последние годы жизни Александр Сергеевич много занимался историческими изысканиями, и после смерти Н.М. Карамзина занял должность придворного историографа.
Изучение истории своей страны способствовало перемене мировоззрения поэта — революционная романтика в приложении к жизни оказалась кровавой и бессмысленной жестокостью.
Опыт истории показывает, что революции, под какими бы благими и прекрасными лозунгами не начинались, всегда приводят, в первую очередь, к разрушению, а не созиданию. «Не приведи Господь, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»… — как эпитафия на могиле революционного романтизма.
В наше время, когда тема революций, «бархатных» и «цветных», вновь стала злободневной, хорошо бы вспомнить этот урок.
В докладе профессора Санкт-Петербургского университета Александра Леонидовича Казина прозвучал важный религиозно-мировоззренческий аспект творчества Пушкина. По его мнению, поэт стремился связать в единое целое ценность индивидуальной свободы и традиционные социокультурные ценности русской цивилизации. Пушкину удалось показать, что Православие возможно не только как общий, национальный, но и как личный, осознанный выбор человека, что свобода не обязательно на стороне демона.
Насколько это важно сейчас, когда русское общество пытается вернуться к православной вере, но испытывает сомнения, а не есть ли принятие Православия шаг в сторону от столь полюбившейся многим свободы? Но Православие – это религия не только «темных бабушек», но и религия Пушкина, Гоголя, Достоевского…
Директор издательских программ Фонда исторической перспективы Елена Анатольевна Бондарева в своем выступлении затронула и еще одну важную тему. Современная отечественная пушкинистика во многом выросла из советского понимания творчества поэта. Но и в Русском зарубежье сложился свой взгляд на творчество поэта.
Для эмиграции Пушкин стал фигурой, позволившей сохранить единство людям самых разных взглядов и убеждений. День русской культуры, посвященный Пушкину, долгие годы был символом единства России в изгнании.
На такую же роль, может сыграть образ великого поэта и в нашем разрозненном обществе.
Но не только о Пушкине говорилось в ходе выступлений. Поднималась тема и общего состояния русской культуры, ее настоящего бытия и перспектив. Очевидно, что старая советская система сбережения культурного достояния со всеми ее достоинствами и недостатками мало отвечает вызовам нашего времени, но, к сожалению, мы не видим четкой и продуманной политики государства в этом вопросе. Напротив, многие действия чиновников министерства культуры РФ вызывают серьезную тревогу собравшихся. Вместо того, чтобы бережно сохранять уцелевшее культурное наследие, разрабатывать новые формы просветительской работы, делать культурные богатства страны более доступными для общества, чиновники занимаются проектами, культурная ценность которых, по меньшей мере, сомнительна, а материальная составляющая наводит на мысли о коррупции. Именно об этом с горечью и тревогой в голосе говорил председатель Ассоциации реставраторов России Савва Васильевич Ямщиков. Затрагивались эти проблемы и во многих других выступлениях. И это не было отступлением от заявленной темы конференции. Ибо консерватизм, как мировоззрение, основан на уважении к собственной истории и культуре. Говоря пушкинскими словами, любовь к родному пепелищу невозможна без любви к отеческим гробам. Нельзя любить творчество Пушкина и одновременно равнодушно смотреть на проблемы музея-заповедника Михайловское.
Как верно отметил профессор Константин Михайлович Долгов, музей – это не хранилище прошлого нации, но ее будущее. Главная задача музея не сколько хранение артефактов прошлого, сколько просвещение нового поколения. Предоставление возможности лично постигать судьбу своего народа. Без понимания прошлого не может быть будущего.
Очевидно, что одним из важных направлений деятельности как государства, так и общественных организаций должно стать распространение в обществе исторических знаний, в том числе и через сохранение и развитие музеев, культурных центров и т.д. Только созданием реальной альтернативы можно противостоять натиску современной масс-культуры на молодежь.
Как тут не вспомнить слова Пушкина – «дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим».
Станет ли Александр Сергеевич новым символом русского консерватизма, покажет время. Однако первое мероприятие Института динамического консерватизма, посвященное 210-й годовщине со дня рождения великого русского поэта, увенчалось несомненным успехом.
Александр Музафаров
05.06.2009 | 13:06
Специально для Столетия