БОЖЕСТВЕННОЕ ПОЛЕ И СВЯТОЕ ОРУЖИЕ

Александр Проханов

Совсем недавно я побывал на Куликовом поле со своими друзьями из «Изборского клуба». Я никогда раньше не был. Я мечтал побывать. Я был на Прохоровке, я был на Бородинском. Я всё время откладывал эту поездку. Это божественное поле. Это поле, которое наполнено золотыми дыньками, таинственными сверканиями. На воде вдруг сверкнёт, как будто блеск, отблеск, как будто это доспех Дмитрия Донского, а вдалеке у этих Дубрав мерцает как будто это копьё Пересвета.

Там на высокой горе, на Красной горе, где когда-то был шатёр Мамая, стоит храм Божественный, построенный Щусевым, спроектированный. Он не был достроен. 1917 год помешал. Сейчас его достроили, покрыли потрясающей красоты росписями. Монахи, которые принимали мой клуб, поставили столы прямо в храме, прямо под куполом около иконостаса. И мы там философствовали на тему святости русского оружия, и мы там пришли к удивительным метафорам, прозрениям только потому, что там Куликово поле и на нас со стен, с парусов, с потолка взирали эти росписи, эти копейщики, лучники, князья, святые, преподобные.

Мы пришли к выводу, что русское оружие, начиная с копья Пересвета – это оружие, защищающее райские сады, райскую мечту русского народа, защищающее самые высокие представления русских людей о добре, красоте, о возможности бессмертия, идеального бытия.

Когда мы говорили о Великой Отечественной войне, мы пришли к выводу, что вот в этой войне, где сражался Советский Союз не просто за территорию, за идеологию, за свой дом, – сражался за смыслы мировой истории, ради которых, быть может, и было создано человечество. Сражался против тьмы, и это была битва ангелов и бесов, была битва Христа и антихриста. И в этом смысле Красная армия с её оружием, она приняла в свои ряды Христа, и Христос нёсся в танке-34, сгорал там. Христос стрелял из «Катюш», ходил в атаки, контратаки под Сталинградом. Христа пытали в Краснодонске, бросили в шахту вместе с гвардейцами. Его поливали ледяной водой на морозе как Карбышева.

Я там прочитал сочинённый свой стих. Он звучит так:

Отягчённый трёхлинейкой,

всю тебя, земля, родная.

Бог в солдатской телогрейке

исходил благословляя.

Перифраза Тютчева. И ещё мы пришли к выводу, что русское оружие, то древнее и нынешнее современное оружие лодок Борей, которое носит имена князей святых или бомбардировщики, на фюзеляже которых рисуют образы, иконы, русское оружие – это стреляющая икона.

Из беседы на РСН

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...